Современная российская правовая система представляет собой совокупность норм права объединенных в институты, подотрасли и самостоятельные отрасли права, что характерно для романогерманской правовой семьи. Особое место занимают международные договоры нормативного содержания, ратифицированные законодательными органами в установленном порядке. Основной функциональный элемент системы - это отрасль права. Отрасль состоит из подотраслей и институтов права.
Институт права - это совокупность нормативно-правовых актов регулирующих однородные общественные отношения внутри подотрасли или отрасли права.
Подотрасль права - это совокупность нормативно-правовых актов регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права.
Таким образом, выполняя одну и ту же функцию подотрасль права является более широким понятием, чем институт права.
Отрасль права - то это совокупность нормативно-правовых актов регулирующих однородные общественные отношения внутри системы права.
Систему Российской Федерации можно представить в виде пирамиды нормативно-правовых актов, являющихся источниками ин- статутов, подотраслей и отраслей права, на вершине, которой находится Конституция Российской Федерации, а в основании множество норм права, входящих в состав нормативно-правовых актов всех уровней. Правовая система делится на три уровня. Первый уровень - федеральный. Это верхняя часть пирамиды. На данном уровне расположены: международные договоры нормативного содержания, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, подзаконные нормативные правовые акты - это указы Президента и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Международные договоры являются источниками международного права. Международное право - это совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных правовых актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяют три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Национальное право.
Конституция Российской Федерации федеральные конституционные законы, объединены в отрасль - «Конституционное право». Они являются источниками Конституционного права. Указы Президента и постановления Правительства. могут служить источниками Конституционного права, при условии если в них содержаться нормы, регулирующие общественные отношения входящие в данную отрасль. На этом же уровне расположены федеральные законы и подзаконные акты, являющиеся источниками различных отраслей права. К основным отраслям, помимо Конституционного права относятся: гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право, административное право, экологическое право, финансовое право.
Отрасли права делятся на публичные и частные. Публичные это такие отрасли, которые регулируют общественные отношения между субъектами права, одним из которых всегда является государство. Иными словами публичные отрасли стоят на страже государственных интересов в правовых отношениях между субъектами права. К публичным отраслям права, прежде всего, относят: конституционное право, уголовное право, административное право, экологическое право и финансовое право.
Частные отрасли права регулируют общественные отношения между субъектами права, которые являются отдельными лицами. Эти общественные отношения могу быть имущественными или личными не имущественными. К частным отраслям права, прежде всего, относят: гражданское право, трудовое право, семейное право.
Большинство подотраслей и отраслей права кодифицированы. Любой кодекс по юридической силе приравнивается к федеральному закону. Федеральных законов значительно больше, чем федеральных конституционных законов, что позволяет строить систему права в виде пирамиды, на вершине которой расположена Конституция Российской Федерации.
На третьем уровне расположены законы субъектов Российской Федерации. Для этих нормативных правовых актов характерно то, что они принимаются законодательными органами субъектов, действуют только на территории субъектов и относятся только к тем институтам отраслям и подотраслям права, которые находятся в ведении субъектов Российской Федерации, или преданы субъектам федеральными законодательными органами на основании соответствующих нормативно-правовых актов.
Законодательные органы отдельных субъектов Российской Федерации принимают свои Конституции. При этом основным требованием правовой системы является отсутствие противоречий между Конституцией Российской Федерации и Конституцией субъекта Российской Федерации.
На четвертом уровне расположены многочисленные локальные нормативные правовые акты. Этот уровень целесообразно разделить на четыре составные части.
Первая часть - это приказы, распоряжения и инструкции министерств, ведомств, департаментов и агентств федерального уровня, действующие на территории всей страны.
Вторая часть - это приказы, распоряжения и инструкции министерств, ведомств, департаментов и агентств субъектов Российской Федерации, действующие на территории конкретных субъектов.
Третья часть - это нормотворчество органов местного самоуправления - постановления и распоряжения, действующие на территории муниципальных образований.
Четвертая часть - это приказы, распоряжения и инструкции руководителей организаций предприятий и учреждений, которые действую только на территории этих организаций предприятий и учреждений.
Все без исключения нормативно-правовые акты включают нормы права. Это самые многочисленные источники права, составляющие основание пирамиды российской правовой системы. Норму права называют элементарной частицей системы права, но и она делится на три составные части. Первая часть - это гипотеза, вторая - диспозиция, а третья - санкция.
Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на круг лиц или те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права начинает действовать. Гипотеза является необходимым элементом структуры нормы права, который выступает условием обязательности диспозиции.
Диспозиция - это элемент нормы права, который предписывает правило поведения лицам - участникам правоотношений. Диспозиция является стержнем нормы права, ее сердцевиной, моделью правомерного поведения. В сочетании с гипотезой и санкцией диспозиция действует, проявляя свои регулирующие свойства.
Санкция - это логически завершающий норму права структурный элемент, содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, указанного в диспозиции.
Некоторые ученые юристы утверждают, что с философской и социологической точек зрения санкция может нести только отрицательные, но и положительные последствия, для лиц - участников правоотношений. При этом положительные последствия могут возникнуть только при условии социально полезного поведения участников.
Деление нормы права на три составных элемента впервые появилось в юридической литературе в 1940 году. Это был учебник по теории государства и права советского периода написанный правоведами С.А. Голунским и М.С. Строговичем.[1] В правовой литературе до настоящего времени ведутся дискуссии о том, все ли правовые нормы имеют трехэлементную структуру и о том, что санкция может содержаться не в том правовом акте, в котором присутствует гипотеза и диспозиция. Некоторые ученые юристы утверждают, что санкция может быть скрытой, но ее присутствие обязательно.
На основании выше изложенного, российская правовая система представляет собой сложную многоуровневую структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, которую можно представить в виде пирамиды. В процессе своего функционирования данная система способна защитить собственность, права и свободы субъектов права, обеспечить стабильность в стране и экономический рост государства.
Система способствует развитию и укреплению государственности и своему собственному развитию.
[1] Голунский С. А., Строгович М. С. Теория государства и права: Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР утверждено в качестве учебника для юридических высших учебных заведений. — М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. — 304 с.
|