Четверг, 28.11.2024, 05:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и основные признаки судебной власти

Судебная власть - одна из ветвей государственной власти. Ее суть проявляется в осуществлении конституционного контроля, правосудия по гражданским и уголовным делам, проверки законности и обоснованности действий и решений представительных и исполнительных органов, должностных лиц, обеспечение реализации судебных решений, рассмотрение дел о некоторых видах административных правонарушений. Правосудие в России осуществляется только судом.

Специфика судов как органов судебной власти проявляется в особом порядке их формирования: жесткие требования к кандидатам на судейские должности, установленный законом порядок их отбора и выдвижения; в средствах обеспечения независимости при принятии решений; установления обязательных для всех организаций, должностных лиц и граждан правил судопроизводства - конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного. Судебную власть могут осуществлять только суды. Третейские суды не относятся к судебной власти.

Судьи - независимы. Они подчиняются только Конституции Российской Федерации и законам. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Систему судов в Российской Федерации можно разделить на три подсистемы.

Первая из них включает Конституционный Суд Российской Федерации (далее Конституционный Суд), деятельность и статус которого определяется в Конституции России и в Федеральном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий судей этого органа 12 лет, и предельный возраст, до которого судья может исполнять свои функции - 70 лет.[1]

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ, а также конституций республик, уставов и иных законов субъектов Федерации. В некоторых случаях Конституционный Суд рассматривает жалобы граждан. В его компетенцию входит толкование закона и Конституции Российской Федерации.

В субъектах Федерации тоже могут создаваться конституционные суды или подобные им органы. Их функции в определенной мере схожи с функциями Конституционного Суда Российской Федерации.

Центральное место в судебной системе занимает подсистема судов общей юрисдикции. К ним относятся общегражданские и военные суды. На вершине этой подсистемы находится Верховный Суд Российской Федерации. На него возложен судебный надзор за деятельностью всех судов данной ветви. Его разъяснения по вопросам судебной практики обязательны для этих судов. Он, наряду с разбирательством уголовных и гражданских дел особой сложности, по существу уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений всех относящихся к данной подсистеме судов.

К судам, которые рассматривают по первой инстанции основную массу дел, относятся суды районов и городов. На долю этих судов приходится рассмотрение гражданских и уголовных дел по существу, а также всех дел об административных правонарушениях, подведомственных судам. Выполняют они и некоторые другие функции: обеспечивают исполнение всех судебных решений имущественного характера, контролируют законность и обоснованность арестов, продление их сроков, дают или не дают разрешение на прослушивание телефонных переговоров, арест и изъятие почтовой или телеграфной корреспонденции граждан, на производство обысков.

Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации”, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.[2]

В систему судов общей юрисдикции входят и военные суды. На них возложено, прежде всего, разбирательство и разрешение дел о преступлениях, совершаемых военнослужащими и приравненными к ним лицами, а также при определенных условиях - некоторых гражданских дел.

В большинстве случаев в судах общей юрисдикции уголовные дела рассматриваются коллегиально с участием представителей народа - присяжных заседателей. В состав судебных коллегий входят один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей. При согласии подсудимого дело могут рассматривать три судьи-профессионала.

Параллельно с судами общей юрисдикции в Российской Федерации с 1991 г. действует подсистема арбитражных судов. К их ведению отнесено разбирательство дел по экономическим и некоторым другим спорам, связанным, в первую очередь, с предпринимательской деятельностью.

Подсистему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Иначе они называются - арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Арбитражные апелляционные суды округов. Эти суды, на основании апелляционных жалоб, пересматривают решения арбитражных судов первой инстанции, которые не вступили в законную силу.

Федеральные арбитражные суды округов, называемые арбитражными кассационными судами. Они пересматривают судебные решения первой инстанции, вступившие в законную силу или решения апелляционных судов.

Специализированные арбитражные суды. К этой категории относится суд по интеллектуальным правам. Суд по интеллектуальным правам будет образован не позднее 1 февраля 2013 года.[3] [4]

На вершине подсистемы арбитражных судов находится Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который рассматривает наиболее сложные дела, проверяет законность и обоснованность решений всех арбитражных судов страны и дает разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для всех арбитражных судов.

В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торгов, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора и правила третейского разбирательства определяются в со-

17

ответствии с Федеральным законодательством.

 

[1] "Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011).

[2] Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О мировых судьях в Российской Федерации"

[3] Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 N 4-ФКЗ, ч. 1 ст.3.

[4] Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (01.06.2017)
Просмотров: 209 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%