Четверг, 28.11.2024, 05:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правоохранительные органы

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Кроме того, согласно Конституции Российской Федерации каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

Когда нарушение прав и свобод граждан лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм или возникает необходимость юридической ответственности за преступления или иные правонарушения, а также восстановления справедливости, то защиту граждан осуществляют правоохранительные органы.

Стоит обратить внимание, что точной формулировки понятия «правоохранительные органы» в законодательных актах нет. Это понятие можно встретить в различных документах ненормативного характера, оно широко применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Исходя из поставленных перед правоохранительными органами задач, можно сказать, что их деятельность характеризуется специфическими чертами:

- они осуществляют свою деятельность только на основании законов и подзаконных актов;

- осуществлять эту деятельность имеют право только лица, работающие в правоохранительных органах;

- законные решения правоохранительных органов имеют юридическую силу и должны выполняться любыми должностными лицами и гражданами.

Для решения этих задач правоохранительные органы выполняют определенные, только им присущие функции:

- конституционный контроль;

- отправление правосудия;

- прокурорский надзор;

- расследование преступлений;

- оперативно-розыскную деятельность;

- исполнение судебных решений;

- предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Все эти функции одновременно характеризуют разделение компетенции данных органов и определяют их структуру и место в системе органов власти и управления.

Конституционный контроль на федеральном уровне осуществляет Конституционный суд Российской Федерации.

Отправление правосудия осуществляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Закон о судебной системе провозглашает принципы деятельности, самостоятельности судов и независимости судей. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

Важнейшим принципом, который устанавливает Закон, является равенство всех перед законом и судом. Согласно этому принципу суд не отдает предпочтения каким-либо организациям или лицам, участвующим в судебном процессе. Суд не может отдать предпочтение лицу по признакам его государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Особая роль в выполнении функций, возложенных на суд, отводится судьям, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. Свои полномочия осуществлять правосудие судьи приобретают в результате их назначения на должность. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации.

Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Согласно Закону судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью в Российской Федерации. С судебными органами прокуратуру связывает лишь выполнение названными органами правоохранительной функции, осуществление полномочий по защите прав граждан.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Основной задачей прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства законности на всей территории Российской Федерации. Для ее выполнения прокуратура организована как единая централизованная система, в которую входят Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации, специализированные прокуратуры (например, транспортная, природоохранная), военная прокуратура. Все звенья органов прокуратуры связаны отношениями подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента.

Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора.

Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет.

Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

К правоохранительным органам в Российской Федерации относится нотариат, который призван обеспечивать в соответствии с Конституцией, Конституциями республик в составе Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

Каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Адвокатура относится к правоохранительным органам, однако она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь со стороны адвоката, когда он в ней нуждается.

Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

В целях обеспечения доступности населения к правосудию, юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации.

Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Юридическая помощь адвоката может оказываться на основании договора.

Охрана общественной безопасности возложена на полицию Российской Федерации.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Полиция противодействует преступности, охраняет общественный порядок, собственность граждан и организаций и обеспечивает общественную безопасность.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их 18

прав .

Ученые юристы относят к правоохранительным органам и таможенные органы, органы наркоконтроля, ФСБ, службу внешней разведки. Однако деятельность этих органов регламентирована норма- [1] тивными правовыми актами, связанными с законом о государственной тайне и не подлежит широкому распространению.

 

[1] Ст. 1, Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", принят ГД ФС РФ 28.01.2011, вступил в законную силу с 01.03.2011.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (01.06.2017)
Просмотров: 176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%