Признаками любой отрасли права, дающими основание выделить ее из системы права в отдельную отрасль, служат наличие государственной и общественной потребности в ней, специфического предмета, метода, принципов правового регулирования родственных общественных отношений, обособленного законодательства и особых источников права. Все эти признаки присущи экологическому праву, и поэтому его относят к самостоятельной или отдельной отрасли права, в том числе и в системе российского национального права.
Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это земельноохранительные, водоохранительные и лесоохранительные отношения, отношения по охране атмосферного воздуха, недр, по охране животного мира. Вторая группа - комплексные экологические отношения - относится к охране природных территорий, комплексов, природнозаповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон. Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологическое право решает задачи обеспечения качества природной среды.
Основаниями экологических правоотношений служат юридические факты, подразделяемые на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Действие - наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений, оно целиком зависит от воли и сознания человека.
Метод экологического права -это совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения, которые являются экологическими. В действующей системе права экологическое право имеет возможность использовать два способа воздействия на поведение человека: административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон, из отношений власти и подчинения. Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.
В последнее время все большее значение начинает приобретать экономический метод воздействия. Он проявляется через влияние на охрану окружающей среды материального интереса со стороны хозяйствующего субъекта. Его содержание умещается в рамках гражданско-правового способа воздействия. Таким образом, правовое регулирование со стороны экологического права представляет собой органическую совокупность способов, сочетающих в себе экономические методы регулирования качества окружающей среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя. Такое сочетание реализуется через систему нормативов качества окружающей среды, где устанавливаются пределы допустимого воздействия хозяйства на природу. Превышение этих нормативов влечет за собой наступление юридической ответственности. Данный метод реализуется в практике правового регулирования через механизм экологического права путем экологизации хозяйственно-правового взаимодействия смежных отраслей законодательства, установления политических, организационных, экономических юридических гарантий исполнения эколого-правовых требований.
Метод экологического права является комплексным и проявляется через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений. В случае экологического правонарушения связанного с причинением вреда здоровью или гибели людей, экологическое право обращается к помощи уголовного права.
Под принципами экологического права понимаются его руководящие положения, основные начала. В них отражаются объективные закономерности и потребности общества в экологически благоприятной природной среде, которые определяют существо отрасли - экологического права. В силу их правового закрепления принципы экологического права являются общеобязательными.
Принципы экологического права закреплены в конституционных положениях и конкретизированы в экологическом законодательстве. Основными из них являются:
1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, создание благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
2. Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, обеспечивающих устойчивое развитие общества при соблюдении гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.
3. Рациональное и не истощительное использование природных ресурсов.
4. Государственное регулирование деятельности по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов.
5. Платность природопользования.
6. Соблюдение экологических требований законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение.
7. Гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.
|