Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением тех, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами; территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами (ст. 4 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 898.
Исковое заявление (заявление), поданное в суд общей юрисдикции, должно быть принято к производству суда, если нет предусмотренных законом оснований для отказа в его принятии (ст. 134 ГПК РФ), возвращения (ст. 135 ГПК РФ) или оставления без движения (ст. 136 ГПК РФ). Причем в первом случае отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению в суд к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, а в двух последних - возможно повторное обращение в суд, если истцом будет устранено допущенное нарушение.
Основания для отказа в принятии заявления приведены в ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. Прежде всего это тот случай, когда заявление должно рассматриваться и разрешаться в ином судебном порядке, т.е. разрешение заявленного требования отнесено к компетенции конституционного или арбитражного судов либо заявление подлежит рассмотрению хотя и судом общей юрисдикции, но в порядке административного или уголовного судопроизводства.
В частности, заявления об оспаривании постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, разрешаются по правилам гл. 30 КоАП РФ. Жалобы на постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, рассматриваются по правилам ст. 125 УПК РФ.
Посредством гражданского судопроизводства осуществляют судебную власть не только суды общей юрисдикции, но и арбитражные суды. Арбитражные суды, как суды специальной компетенции, рассматривают лишь те дела, которые федеральным конституционным законом и федеральными законами прямо отнесены к их ведению. Правила, позволяющие разграничить компетенцию между указанными судами, в общем виде сформулированы в ст. 22 ГПК РФ.
При выборе между ними суда, компетентного рассматривать гражданское дело, необходимо исходить из совокупности двух критериев: характера спорных отношений и их субъектного состава.
По общему правилу арбитражные суды рассматривают экономические и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, если сторонами в них являются юридические лица, а также граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (ч. ч. 1, 2 ст. 27 АПК РФ).
Исключение из этого правила сделано в ст. 33 АПК РФ, определяющей специальную подведомственность дел арбитражным судам. Согласно этой статье арбитражные суды рассматривают дела: о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование.
В ст. 29 АПК РФ приведен перечень подведомственных арбитражному суду экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, указаны сферы правового регулирования, в которых нормативные правовые акты оспариваются в арбитражный суд.
Если в исковом заявлении содержится несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, то в тех случаях, когда разделение этих требований невозможно, такое заявление подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ). Если же их разделение возможно, то целесообразно сразу обращаться отдельно с каждым из этих требований в соответствующий суд, иначе при совместном предъявлении этих требований судья все равно обязан вынести определение о принятии только тех требований, которые подведомственны суду общей юрисдикции, и отказать в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Основания для возвращения искового заявления, перечисленные в ст. 135 ГПК РФ, связаны не с тем, что заявленное требование неподведомственно суду общей юрисдикции, а с ненадлежащим его предъявлением. Такими основаниями являются: несоблюдение истцом предварительного внесудебного порядка разрешения спора, если такой порядок предусмотрен для возникшего спора, либо непредставление им документов, свидетельствующих о соблюдении указанного порядка; подача искового заявления в суд, которому оно неподсудно; подача заявления недееспособным лицом; отсутствие подписи в исковом заявлении либо подписание и подача искового заявления лицом, не уполномоченным на совершение этих действий; наличие в производстве этого или другого суда либо третейского суда дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; поступление от истца до принятия искового заявления к производству суда заявления о возвращении искового заявления.
Перечисленные препятствия для принятия искового заявления к производству суда могут быть в большинстве случаев устранены. Заинтересованное лицо по возвращении ему искового заявления может, в частности, подписать его, приложить необходимые документы и повторно предъявить его в тот же суд либо в другой суд, указанный судьей в определении о возвращении искового заявления.
Несоответствие искового заявления по форме и содержанию требованиям ст. 131 ГПК РФ либо неполнота приложенных к нему документов из числа указанных в ст. 132 ГПК РФ является основанием для оставления заявления без движения. Об оставлении искового заявления без движения судья в соответствии со ст. 136 ГПК РФ выносит определение, в котором излагаются конкретные недостатки, устанавливает срок для их исправления, а также указывает на последствия невыполнения указания в установленный срок. Вся необходимая для исправления недостатков информация содержится в определении и доводится до сведения заявителя путем направления ему копии этого определения.
Исковое заявление, к которому приложено ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины либо отсрочке (рассрочке) ее уплаты, не может быть оставлено без движения по мотиву неуплаты или уплаты не в полном объеме государственной пошлины, прежде чем судья разрешит заявленное ходатайство.
В тех случаях, когда заинтересованное лицо, обратившееся с иском в суд, устранит указанные в определении судьи недостатки, заявление будет считаться поданным в день первоначального представления его в суд и принимается к производству суда.
Если же указания судьи не будут выполнены в пределах установленного им срока, то заявление считается неподанным и определением судьи возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
Возвращение заявления без вынесения определения, что встречается на практике, является существенным нарушением процессуального закона, нарушает права лиц, обращающихся за судебной защитой, особенно если иск был предъявлен в последние дни истечения срока исковой давности по заявленному требованию, что может послужить основанием для отказа в его удовлетворении. Поэтому заинтересованное лицо вправе потребовать вынесения соответствующего определения для последующего обжалования его в вышестоящий суд, хотя иногда проще и быстрее исправить недостатки заявления, если имеется такая возможность и дата поступления заявления в суд не имеет принципиального значения для дела.
Определение судьи о возвращении искового заявления не препятствует повторному предъявлению в суд этого же заявления после устранения ранее имевшихся недочетов.
Все процессуальные действия судьи, связанные с отказом в принятии либо возвращением искового заявления, оставлением его без движения, должны оформляться только посредством вынесения соответствующего определения, на которое в течение 10 дней может быть подана частная жалоба. Во всех случаях следует внимательно анализировать указанные в определении мотивы. Если их правильность не вызывает сомнений, следует устранить допущенные недочеты, когда это возможно. Однако и при наличии сомнений в правильности вынесенного определения не всегда обязательно сразу же обжаловать определение судьи в вышестоящий суд. Например, когда исковое заявление оставлено без движения либо возвращено без достаточных оснований, а указанные в определении обстоятельства легко устранимы, то более целесообразно с точки зрения процессуальной экономии устранить недостатки и повторно подать исковой материал, конечно если это не повлечет за собой негативные последствия для заявителя, связанные с пропуском срока исковой давности либо срока на обращение в суд. Если такие последствия могут наступить для заявителя, то на определение судьи необходимо подать частную жалобу, с тем чтобы правильность вынесенного определения была проверена вышестоящим судом.
|