Финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс накопления, распределения и использования фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления. Это особый вид государственной деятельности, который вызван объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является важным условием существования финансовой деятельности.
Финансы (от фр. «finance» - наличность, доход) - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства. Финансы - экономическая категория. Термин «финансы» выражает
реально существующие общественные отношения, связанные с дохо-
28
дами и расходами государства.
В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматриваются в двух аспектах.
1. Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.
2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций. Финансы - это не сами денежные средства, а только отношения
между различными субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Вместе с тем, все финансовые отношения по своему характеру являются всегда денежными. Правда, не все денежные отношения являются финансовыми: например, денежные отношения по поводу купли- 28 Грачева, Е. Ю. Финансовое право в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / Е. Ю. Грачева, М. Ф. Ивлиева, Э. Д. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2009. - 232 с.
продажи не являются финансовыми отношениями, поскольку регулируются правовыми нормами другой самостоятельной отрасли права - гражданским правом. Еще один пример - административные штрафы. Эти денежные отношения не являются финансовыми, поскольку регулируются нормами административного права.
Финансы Российской Федерации - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта. Роль финансов выражается в их распределительной и контрольной функциях.
Распределительная функция финансов связана с организацией сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей.
Контрольная функция, направлена на осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью финансовой деятельности.
Регулирующая роль финансов выражается в создании и использовании денежных фондов, средства которых направляются на решение определенных задач общества: наука, экология, образование, здравоохранение, оборона страны и др.
Совокупность, нескольких взаимосвязанных между собой элементов - финансовых институтов образуют финансовую систему Российской Федерации. Финансовый институт группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. В этом понимании финансовым институтом являются, например, все отношения в области кредита страхования, бюджета, налогов и таможенных платежей. Поскольку большинство норм права в области бюджета и налогов ко- дефицированы, они считаются подотрослями финансового права.
Для осуществления финансовой деятельности создана система специальных финансовых и кредитных органов, с помощью которых собираются, распределяются фонды денежных средств.
Система финансовых органов Российской Федерации включает в себя следующие звенья:
1) налоговая система;
2) таможенная система;
3) бюджетная система (состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления (муниципалитетов);
4) внебюджетные централизованные целевые фонды;
5) внебюджетные децентрализованные целевые фонды;
6) финансы хозяйствующих субъектов всех форм собственности (предприятий, объединений, организаций, учреждений) и отраслей народного хозяйства;
7) страховые фонды;
8) государственный и банковский кредит.
Все перечисленные звенья системы финансовых органов Российской Федерации в настоящее время существуют относительно самостоятельно. Они представлены соответственно на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, а также на уровне местного самоуправления. Каждое звено этой системы охватывает целый ряд финансовых отношений.
Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти. Минфин России обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет руководство в области кредита, регулирует и контролирует всю сеть банков и кредитных организаций в России.
Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами.
Принцип прямой финансовой поддержки. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в различные сферы общественной жизни с учетом приоритетности финансируемых мероприятий и в соответствии с внутренними и внешними условиями развития страны. Финансовая деятельность государства создает необходимую материальную базу, достаточную для функционирования органов государственной власти и управления.
Принцип косвенной поддержки в виде предоставления налоговых льгот, предоставления беспроцентных кредитов, налоговых отсрочек и т. п.
Принцип федерализма - распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также местным самоуправлением. Это важно для регулирования и координации развития в масштабах всей страны и на отдельных территориях. При этом выделяются сферы финансовой деятельности, находящиеся в ведении, как федеральных органов, так и органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
Межотраслевой принцип отличает финансовую деятельность государства от иных сфер деятельности, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Финансовый контроль также распространяется на все органы власти и управления, а также на все организации, предприятия и учреждения.
Правовое регулирование финансовой деятельности государства осуществляется на основе норм финансового права. В процессе финансовой деятельности государство с помощью правовых норм регулирует права, обязанности и ответственность субъектов, участвующих в этой деятельности.
Финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе накопления, распределения и использования государством денежных средств.
Финансовое право Российской Федерации - это публичная отрасль права. Субъектами правовых отношений здесь выступают, с одной стороны государство в лице финансовых органов, а с другой стороны физические и юридические лица.
|