Бюджетные правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права.
Бюджетное право включает нормы, регулирующие: структуру бюджетной системы, бюджетное устройство государства, доходы и расходы бюджетов, бюджетный процесс, межбюджетные отношения. Нормы бюджетного права объединяются в правовые институты: институт бюджетного процесса, институт межбюджетных отношений,
30
институт расходов бюджета, институт доходов бюджета.
В бюджетных правоотношениях реализуются методы бюджетной деятельности государства и муниципальных образований: метод финансирования, метод публичного кредитования; метод межбюджетных трансфертов и метод процентных отчислений.
Правовую основу бюджетных правоотношений составляют следующие нормативные правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации. Согласно Конституции, финансовое регулирование находится в ведении федерации. Это означает, что общие положения относительно функционирования бюджетных отношений должны быть закреплены в нормативном акте федерального уровня.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Закрепляет общие положения относительно бюджетных отношений: структуру и принципы бюджетной системы; особенности межбюджетных отношений; понятие бюджетной классификации; виды доходов и формы расходов бюджета; порядок осуществления отдельных стадий бюджетного процесса, полномочия участников бюджетного процесса, взаимодействие различных органов власти в ходе бюджетного планирования.
3. Федеральные законы. Классический пример федерального закона, регулирующего бюджетные отношения - федеральный закон о федеральном бюджете, принимаемый на очередной финансовый год.
4. Подзаконные акты. Принимаются Правительством и Президентом Российской Федерации. В частности, Президент наделен правом регулировать бюджетные отношения, за исключением тех, которые входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания, относятся к ведению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Особое место среди подзаконных актов занимают акты Министерства финансов Российской Федерации - органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере.
5. Законы субъектов Российской Федерации. Регулируют особенности бюджетных отношений на уровне субъектов.
30 Бюджетное право [Текст] : учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова. - 5-е изд., перераб и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2008. - 271 с.
6. Акты органов местного самоуправления. К ним относятся ежегодные правовые акты о бюджете; акты по отдельным вопросам бюджетных отношений.
Бюджетное устройство Российской Федерации охватывает:
а) бюджетную классификацию;
б) бюджетную систему государства;
в) принципы бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает следующие основные элементы:
• классификацию доходов бюджетов;
• классификацию расходов бюджетов;
• классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов всех бюджетов бюджетной системы
Классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов в соответствии с функциями, направлениями деятельности органов власти.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов являются: государственные и муниципальные ценные бумаги в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; кредиты от других бюджетов бюджетной системы и другие источники. К источникам внешнего финансирования дефицитов бюджетов относятся: государственные ценные бумаги в иностранной валюте; кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права в иностранной валюте и другие источники.
Бюджетная классификация напрямую связана с формированием бюджетов, входящих в бюджетную систему государства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации. Современная бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
б) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
в) местные бюджеты, в том числе:
• бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга;
• бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджетная система как совокупность бюджетов подчинена особым принципам. Эти принципы являются одновременно принципами бюджетного права. Принципы бюджетной системы закреплены Бюджетным кодексом Российской Федерации. К ним относятся:
• единство бюджетной системы РФ;
• разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
• самостоятельность бюджетов;
• равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
• полнота отражения доходов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
• сбалансированность бюджета;
• эффективность и экономность использования бюджетных средств;
• общее покрытие расходов бюджетов;
• гласность;
• достоверность бюджета;
• адресность и целевой характер бюджетных средств. Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетный трансферт - это средства, направляемые в соответствии с режимами возмездности и безвозмездности, из одного бюджета в другой.
Формами межбюджетных трансфертов являются:
а) финансовая помощь - дотации и субсидии;
б) иные безвозвратные и безвозмездные перечисления между бюджетами бюджетной системы;
в) субвенции;
г) бюджетные кредиты.
Субвенция как форма межбюджетного трансферта - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.
Под бюджетным кредитом понимаются бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Бюджетный процесс - это урегулированный нормами права порядок составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, контроля за их исполнением, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; Банк России; органы государственного и муниципального финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне в числе прочих также являются: Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Счетная палата РФ.
Каждый участник бюджетного процесса выполняет свои специальные функции, соответствующие его компетенции.
Под принципами бюджетного процесса следует понимать основные начала, положенные в основу регулирования деятельности, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное бюджетное планирование.
Среди принципов бюджетной системы Российской Федерации, непосредственно связанных с бюджетным процессом, следует отметить следующие: единство бюджетной системы России; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; гласность; достоверность бюджета.
Составление и исполнение бюджета осуществляется органами исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - к полномочиям представительных органов власти.
Ежегодность бюджета означает обязательное принятие бюджета до начала планируемого финансового года. Закон о бюджете принимается на один финансовый год. Финансовый год является периодом продолжительностью в 12 месяцев, в течение которого начинается и заканчивается исполнение всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства. В Российской Федерации бюджетный год совпадает с календарным годом и начинается с 1 января, заканчивается 31 декабря.
Бюджетный процесс, согласно сложившейся российской практике, длится относительно бюджета на конкретный год более двух лет. Этот срок носит название бюджетного цикла. Бюджетный цикл - срок, в течение которого осуществляются бюджетные стадии.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.
Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.
Под стадией бюджетного процесса понимается совокупность действий уполномоченных органов власти, осуществляющихся в строгой последовательности и нацеленных на достижение задач бюджетного процесса.
Бюджетный процесс включает в себя несколько стадий:
а) составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
б) рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
в) исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
г) составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Не позднее марта, года, предшествующего очередному финансовому году, Федеральному Собранию Российской Федерации направляется Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год.
Составление проектов бюджетов возлагается на Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
В проект закона, а на уровне местного самоуправления решения, о бюджете должны быть включены основные характеристики бюджета. К ним относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. Одновременно с проектом бюджета должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной политики.
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона или решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного органа или представительного органа местного самоуправления в срок, определенный законодательством. Применительно к бюджетному процессу на федеральном уровне проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.
Проект федерального, в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
После рассмотрения и одобрения закона о федеральном бюджете Федеральным Собранием РФ данный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Далее следует стадия исполнения бюджета. Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами (на федеральном уровне - Федеральным казначейством) на основе бюджетной росписи. Исполнение бюджета подразумевает исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Подготовка отчета об исполнении бюджета возложена на финансовый орган исполнительной власти соответствующего уровня.
Как составная часть бюджетного права - бюджетный процесс представляет собой сложное явление, от качественного нормативного регулирования которого зависит состояние бюджетной системы государства в целом.
|