Четверг, 28.11.2024, 05:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Бюджетное право

Бюджетные правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права.

Бюджетное право включает нормы, регулирующие: структуру бюджетной системы, бюджетное устройство государства, доходы и расходы бюджетов, бюджетный процесс, межбюджетные отношения. Нормы бюджетного права объединяются в правовые институты: институт бюджетного процесса, институт межбюджетных отношений,

30

институт расходов бюджета, институт доходов бюджета.

В бюджетных правоотношениях реализуются методы бюджетной деятельности государства и муниципальных образований: метод финансирования, метод публичного кредитования; метод межбюджетных трансфертов и метод процентных отчислений.

Правовую основу бюджетных правоотношений составляют следующие нормативные правовые акты.

1.   Конституция Российской Федерации. Согласно Конституции, финансовое регулирование находится в ведении федерации. Это означает, что общие положения относительно функционирования бюджетных отношений должны быть закреплены в нормативном акте федерального уровня.

2.   Бюджетный кодекс Российской Федерации. Закрепляет общие положения относительно бюджетных отношений: структуру и принципы бюджетной системы; особенности межбюджетных отношений; понятие бюджетной классификации; виды доходов и формы расходов бюджета; порядок осуществления отдельных стадий бюджетного процесса, полномочия участников бюджетного процесса, взаимодействие различных органов власти в ходе бюджетного планирования.

3.   Федеральные законы. Классический пример федерального закона, регулирующего бюджетные отношения - федеральный закон о федеральном бюджете, принимаемый на очередной финансовый год.

4.   Подзаконные акты. Принимаются Правительством и Президентом Российской Федерации. В частности, Президент наделен правом регулировать бюджетные отношения, за исключением тех, которые входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания, относятся к ведению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Особое место среди подзаконных актов занимают акты Министерства финансов Российской Федерации - органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере.

5.   Законы субъектов Российской Федерации. Регулируют особенности бюджетных отношений на уровне субъектов.

30 Бюджетное право [Текст] : учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова. - 5-е изд., перераб и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2008. - 271 с.

6.    Акты органов местного самоуправления. К ним относятся ежегодные правовые акты о бюджете; акты по отдельным вопросам бюджетных отношений.

Бюджетное устройство Российской Федерации охватывает:

а)  бюджетную классификацию;

б)  бюджетную систему государства;

в)  принципы бюджетной системы РФ.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает следующие основные элементы:

•           классификацию доходов бюджетов;

•           классификацию расходов бюджетов;

•          классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов всех бюджетов бюджетной системы

Классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов в соответствии с функциями, направлениями деятельности органов власти.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов являются: государственные и муниципальные ценные бумаги в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; кредиты от других бюджетов бюджетной системы и другие источники. К источникам внешнего финансирования дефицитов бюджетов относятся: государственные ценные бумаги в иностранной валюте; кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права в иностранной валюте и другие источники.

Бюджетная классификация напрямую связана с формированием бюджетов, входящих в бюджетную систему государства.

Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации. Современная бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

а)  федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

б)  бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

в)   местные бюджеты, в том числе:

•        бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга;

•        бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система как совокупность бюджетов подчинена особым принципам. Эти принципы являются одновременно принципами бюджетного права. Принципы бюджетной системы закреплены Бюджетным кодексом Российской Федерации. К ним относятся:

•         единство бюджетной системы РФ;

•         разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы РФ;

•         самостоятельность бюджетов;

•         равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

•         полнота отражения доходов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов;

•         сбалансированность бюджета;

•         эффективность и экономность использования бюджетных средств;

•         общее покрытие расходов бюджетов;

•         гласность;

•         достоверность бюджета;

•         адресность и целевой характер бюджетных средств. Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетный трансферт - это средства, направляемые в соответствии с режимами возмездности и безвозмездности, из одного бюджета в другой.

Формами межбюджетных трансфертов являются:

а)  финансовая помощь - дотации и субсидии;

б)  иные безвозвратные и безвозмездные перечисления между бюджетами бюджетной системы;

в)  субвенции;

г)   бюджетные кредиты.

Субвенция как форма межбюджетного трансферта - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.

Под бюджетным кредитом понимаются бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный процесс - это урегулированный нормами права порядок составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, контроля за их исполнением, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; Банк России; органы государственного и муниципального финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне в числе прочих также являются: Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Счетная палата РФ.

Каждый участник бюджетного процесса выполняет свои специальные функции, соответствующие его компетенции.

Под принципами бюджетного процесса следует понимать основные начала, положенные в основу регулирования деятельности, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное бюджетное планирование.

Среди принципов бюджетной системы Российской Федерации, непосредственно связанных с бюджетным процессом, следует отметить следующие: единство бюджетной системы России; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; гласность; достоверность бюджета.

Составление и исполнение бюджета осуществляется органами исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - к полномочиям представительных органов власти.

Ежегодность бюджета означает обязательное принятие бюджета до начала планируемого финансового года. Закон о бюджете принимается на один финансовый год. Финансовый год является периодом продолжительностью в 12 месяцев, в течение которого начинается и заканчивается исполнение всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства. В Российской Федерации бюджетный год совпадает с календарным годом и начинается с 1 января, заканчивается 31 декабря.

Бюджетный процесс, согласно сложившейся российской практике, длится относительно бюджета на конкретный год более двух лет. Этот срок носит название бюджетного цикла. Бюджетный цикл - срок, в течение которого осуществляются бюджетные стадии.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.

Под стадией бюджетного процесса понимается совокупность действий уполномоченных органов власти, осуществляющихся в строгой последовательности и нацеленных на достижение задач бюджетного процесса.

Бюджетный процесс включает в себя несколько стадий:

а)  составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

б)  рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

в)  исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

г)  составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Не позднее марта, года, предшествующего очередному финансовому году, Федеральному Собранию Российской Федерации направляется Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов возлагается на Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

В проект закона, а на уровне местного самоуправления решения, о бюджете должны быть включены основные характеристики бюджета. К ним относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. Одновременно с проектом бюджета должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной политики.

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона или решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного органа или представительного органа местного самоуправления в срок, определенный законодательством. Применительно к бюджетному процессу на федеральном уровне проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

Проект федерального, в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

После рассмотрения и одобрения закона о федеральном бюджете Федеральным Собранием РФ данный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Далее следует стадия исполнения бюджета. Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами (на федеральном уровне - Федеральным казначейством) на основе бюджетной росписи. Исполнение бюджета подразумевает исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Подготовка отчета об исполнении бюджета возложена на финансовый орган исполнительной власти соответствующего уровня.

Как составная часть бюджетного права - бюджетный процесс представляет собой сложное явление, от качественного нормативного регулирования которого зависит состояние бюджетной системы государства в целом.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.06.2017)
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%