Теория государства и права - первая и самая важная юридическая наука, и профильная дисциплина, формирующая у будущих и настоящих специалистов и ученых наиболее общее представление о государстве и праве. Познание (на том или ином уровне) закономерностей и сущности государственно-правовых явлений относится к необходимым условиям социализации человека, становления его специализированной, либо доктринальной компетентности. В этой связи, можно выделить три уровня теоретического познания государственно-правовой действительности: обыденный, профессиональный и научный. Настоящее учебное издание ориентировано на создание и развитие у студентов высших учебных организаций именно специализированного (профессионального) уровня познания как предпосылки профессиональной компетентности.
Следует отметить, что в настоящее время теория государства и права как наука понимается с различных позиций. С точки зрения широкого подхода, теория государства и права отождествляется с учением о государстве и праве в целом, охватывает собой все юридические науки и нередко именуется юриспруденцией. Узкий подход рассматривает теорию государства и права в качестве наиболее общей науки о государстве и праве, обобщающей и аккумулирующей знания о возникновении, развитии и функционировании различных государственно-правовых явлений, рассматриваемых в качестве теоретических моделей. В рамках узкого подхода обособляются несколько частных подходов, наиболее известные из которых: философский, инструментальный и социологический.
Философский подход к пониманию теории государства является наиболее ранним и рассматривает данную науку в качестве учения, формирующего мировоззрение, относительно окружающей человека государственно-правовой действительности и вырабатывает специальные методы ее познания на основе комплексной картины мира. В рамках данного подхода особое внимание уделяется философии государства и права.
Оформившийся в советской (марксистско-ленинской) правовой доктрине и перешедший в современность инструментальный подход к пониманию теории государства и права, ее роли и значению исходит из понимания государства и права как инструментов правового упорядочения общественных отношений и достижения правопорядка. Данный «прагматичный» подход наполняет содержанием и выстраивает структуру теории государства и права, исходя из потребностей правового регулирования, акцентирует внимание на позитивной теории (догме) государства и права.
Социологический подход исходит из необходимости изучения государственно-правовых явлений как социальных институтов. В призме интересов науки оказываются вопросы социального государства, места и роли права в системе социального регулирования, социальной ценности государства и права, взаимодействия государства и общества (личности) и т. д. Соответственно, особое значение здесь приобретает социология государства и права.
Существуют и иные подходы к восприятию теории государства и права как науки (например, психологическая концепция Л. И. Петражиц- кого), что, тем не менее, не исключает необходимости всестороннего (интегративного) ее понимания.
Характерные черты теории государства и права как науки.
1. Это гуманитарная наука (интересы теории государства и права лежат в социальной плоскости и обнаруживаются в контексте проблематики государства и права как социальных институтов, которые непосредственно связанны с обществом).
2. Это политико-юридическая наука (государство и иные государственные явления относятся к политическим феноменам, а право и иные юридические явлений - к правовым, в связи с чем, теория государства и права имеет двойственный характер, оставаясь по своей сути наукой юридической).
3. Это единая наука о государстве и праве (государство и право неразрывно связаны и тесно взаимодействуют собой в процессе функционирования, не могут существовать друг без друга, имеют общие свойства, что в обязательном порядке учитывается теорией государства и права).
4. Это наиболее общая наука о государственно-правовой действительности (в отличие от других соответствующих наук, теория государства и права изучает государственно-правовые и связанные с ними явления в наиболее общем виде - в качестве теоретических конструкций (моделей), с позиции выявленных закономерностей их выражения).
5. Это фундаментальная наука (теория государства и права избегает изучения частных прикладных вопросов, нацелена на решение наиболее важных проблем и формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государственно-правовой действительности).
6. Это методологическая наука (теория государства и права, как и все методологические науки, формирует общее видение, мировоззрение и особый взгляд на объективную реальность в разрезе ее государственноправовой действительности и, по сути, является единственной методологической юридической наукой).
7. Это комплексная наука (в составе науки теории государства и права сформировалось множество научных направлений, зачастую рассматриваемых в качестве самостоятельных юридических наук, в том числе философия права, социология права, компаративистика и др.).
Таким образом, теория государства и права может рассматриваться как система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях государства, права и иных государственно-правовых явлений.
Объект и предмет науки теории государства и права, согласно наиболее распространенной позиции соотносятся как целое и часть. Объект науки - это реально существующее явление окружающего мира, которое изучается соответствующей системой знаний.
В качестве основных объектов теории государства и права выступают собственно государство и право, а также иные государственные и правовые феномены.
Очевидно, что государство и право (государственные и правовые явления) изучаются не только теорией государства и права, но и иными юридическими, а также многими неюридическими науками (экономикой, политологией, социологией, культурологией и т. п.). При этом государство и право (как и сопутствующие явления) существуют не обособленно, а в тесной взаимосвязи между собой, их раздельное функционирование невозможно ни практически, ни теоретически. Так, государство закрепляет свои статус (цели, структуру и полномочия государственных органов, форму правления, государственного устройство, политический режим и др.), а также статус иных субъектов (негосударственных объединений и граждан) в нормах позитивного права, обеспечивает исполнение правовых предписаний своей принудительной силой и действует, не выходя за правовые ограничения.
Предмет науки - это свойства (качества, характеристики) изучаемого объекта, которые интересуют конкретную науку. Каждая наука имеет свой предмет, отличный от предметов иных наук. Как уже было сказано государство и право изучается многими науками. Например, экономику интересуют вопросы производства, накопления и распределения материальных благ в государстве, а также правовые механизмы упорядочивания экономических процессов; политология рассматривает государство как политическую организацию, а право - как средство воплощение политической воли в жизнь; социология детально исследует проблемы социальной ценности государства и права в социально-нормативной системе.
Предмет теории государства и права, по мнению многих отечественных правоведов, составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и иных государственно-правовых явлений. Важно заметить, что теория государства и права интересуется не конкретным государством или национальной правовой системой, а государством и правом как таковыми - исследует их и выясняет, каким образом последние возникают, развиваются и функционируют в обществе. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.
Исходя из этого, структура предмета теории государства и права может быть разделена на четыре элемента:
Во-первых, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Это главный элемент предмета науки, который «высвечивает» особенности возникновения, развития и функционирования государства и права, определяет их сущность, структуру и содержание, функции, формы выражения.
Во-вторых, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования иных государственно-правовых явлений. К ним относятся государственные (государственная власть, государственное управление, государственное принуждение и др.), правовые (система права, правотворчество, толкование права и др.) и так называемые «смешанные» (правовое государство, государственно-правовое регулирование и др.) явления.
В-третьих, наиболее общие связи государства и права с иными со- циалъными явлениями и личностью. К иным социальным явлениям, связи с которыми изучает теория государства и права, относятся экономика, политика, культура, религия, мораль и обычаи, в свою очередь связь государства и права освещают вопросы гражданства, индивидуального правового статуса, индивидуальной правовой культуры и правосознания.
Таким образом, предмет науки теории государства и права - это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права, иных государственно-правовых явлений, а также наиболее общие связи государства и права с различными социальными явлениями и личностью.
Необходимо отличать предмет теории государства и права от предмета иных юридических наук: общеисторических наук о государстве и праве (история государства и права, история политических и правовых учений); отраслевых юридических наук (конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и других); специальных юридических наук (криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и других).
Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Они существуют в тесной связи друг с другом и органическом единстве. Государство и право неразрывны в реальной жизни, возникают в силу одних и тех же причин и переходят от одного исторического типа к другому одновременно и параллельно. Их раздельное существование практически немыслимо.
Право (позитивное право) создается или санкционируется государством посредством деятельности компетентных правотворческих органов, обеспечивается в своем осуществлении принудительной силой государства, применением государственными правоохранительными органами правовых санкций в случае нарушения юридических норм. Государство также организует исполнение правовых предписаний, обеспечивает реальность их действия, создает эффективный механизм правореализации.
Как верно отмечается в научной литературе извечная проблема разграничения предмета теории государства и права и предмета конституционного права (конституционного права зарубежных стран) не разрешена, в результате чего целый комплекс категорий теории государства и права (государственная власть, государственное управление, формы государства, правовые режимы и др.) зачастую относят к вопросам конституционно - правовой доктрины. Непонимание сути предмета теории государства и права повлекло возникновение таких, странных по своему названию работ как «Теория государства и права Российской Федерации», «Государственно-правовая теория России» и других.
|