Структура науки теории государства и права определяет внутреннее строение и взаимосвязь ее элементов. Стоит начать с того, что содержание науки теории государства и права очень объемно и разнообразно, что обуславливает сложность единого подхода к ее описанию и разграничению.
Значительная часть авторов, в зависимости от предмета, предлагает выделять теорию государства и теорию права. Несмотря на свою схожесть и близость, государство (как политическая организация) и право (как система общеобязательных норм поведения) являются несовпадающими категориями. В теории государства изучаются процессы происхождения и функционирования государства, понимания его сущности и основных признаков, государственная власть и государственное управление, формы государства (и др.). Теория права ориентирована на изучение процессов происхождения и функционирования (реализации) права, понимания его сущности и основных признаков, источников права, правового регулирования, толкования права, правовых системы и др. Вместе с тем, предложенное различие является весьма условным, поскольку многие из категорий, исследуемых теорией государства и права, не могут быть однозначно отнесены к теории государства или теории права (например, правовое государство, государственно-правовое регулирование, государственноправовой режим).
Менее распространен подход, при котором науку теорию государства разделяют на элементы по аналогии с любой фундаментальной (общеметодологической) наукой. В числе данных элементов фигурируют законы науки, категории науки, частные теории, научные факты и научные гипотезы.
Законы науки - это открытые наукой и достоверно подтвержденные, доказанные наиболее устойчивые связи (взаимовлияния) каких-либо явлений и процессов объективной реальности. Теория государства и права, постигая свой предмет, устанавливает наиболее общие связи государства и права между собой, а также с иными социальными явлениями и личностью, в которых проявляется суть и основное предназначение соответствующих феноменов и «цементирует» открытые связи в законах науки. Законы науки выступают отправным началом в любых теоретико-правовых исследованиях. Примером закона науки теории государства и права является положение, согласно которому «государство не способно существовать без позитивного права и наоборот».
Категории науки представляют собой базовые научные понятия, отражающие наиболее характерные и важные стороны (свойства) объек- тивно-существующих явлений действительности. В теории государства и права к категориям науки обычно относят государство, позитивное право, государственную власть, государственное управление, правовое регулирование и т. д.
Частные теории рассматриваются как обособленные элементы общей теории государства и права, аккумулирующие в себе знания о категориях науки. В структуре науки принято выделять такие частные теории, как теорию государственной власти, теорию правоотношений, теорию правового регулирования, теорию толкования права и многие другие. По своему внутреннему содержанию любая частная теория - это уникальная совокупность научных фактов и научных гипотез, объединенная по заданным критериям в рамках единого подхода к пониманию той или иной правовой категории.
Научные факты - достоверные знания о фактах объективной реальности, доказательно обоснованные и подтвержденные необходимыми доказательствами. В своей совокупности группы научных фактов объясняют тот или иной закон науки, а каждый из них в отдельности - является частным проявлением закона науки. Государственно-правовые феномены (закономерности возникновения, развития и функционирования которых входят в предмет теории государства и прав) являются объектами окружающей действительности, а достоверные знания о них, полученные юридической наукой - это научные факты. Примером научного факта может послужить положение о наличии неразрывной связи между государственным принуждением и юридической ответственностью. Отдельными авто-
рами даже предпринимаются попытки обосновать уже доказанные в тео-
зо
рии государства и права научные факты для ее «подлинной» разработки .
Научные гипотезы (в отличие от научных фактов) являются предположительными, потенциальными знаниями о фактах объективной реальности, основанными на определенной доказательной базе. В ходе развития науки теории государства и прав гипотезы могут опровергаться или доказываться (в последнем случае гипотезы переходят в разряд научных фактов). В качестве примера научной гипотезы можно назвать предположение о наличии телеологического (целевого) способа толкования права.
Наиболее важным критерием разделения науки теории государства и права на элементы является сложившиеся в ней научные направления, к которым принято относить следующие: «Позитивная теория государства и права», «Философия государства и права», «Социология государства и права», «Сравнительное государствоведение», «Сравнительное правоведение».
Позитивная теория государства и права (догма, энциклопедия государства и права) - это ядро теории государства и права, изучающее государство и право «в чистом» виде и выполняющее инструментальную функцию - раскрытие содержания юридических конструкций основных государственно-правовых явлений и процессов для их последующей практической конкретизации. По своему подходу к познанию действительности позитивная теория государства и права близка к теории нормативизма Г. Кельзена, поскольку она во многом игнорирует все «негосударственное» в государстве и «неправовое» в праве, оставляя в чистом остатке лишь самые общие знания о государстве и праве вне социального, политического, культурного и иных контекстов.
Философия государства и права выполняет ряд важнейших задач науки теории государства и права, связанных с познанием проблем государства и права, иных государственно-правовых явлений сквозь призму философских идей, принципов и категорий, обуславливает метанаучный (сверхнаучный) характер теории государства и права. Благодаря данному направлению теория государства и права получает возможность изучать проблемы ценности государства и права, истины в правоприменительной деятельности, справедливости в праве, соразмерности юридической ответственности и наказаний, а также многое другое. Оценивая философию права и государства с позиции их разработанности, следует признать, что вторая существенно отстает от первой, поскольку вопросы философии го- [1] сударства находятся в зоне внимания сравнительно небольшой группы правоведов (В. В. Иванов, Е. А. Попов, П. Е. Суслонов). Наибольший вклад зарубежных ученых в развитии идей философии права признается за
Гейером, Р. Йерингом, М. Теббитом, Г. Хартом. В России глубинную проработку философско-правовой материи можно встретить в трудах Н. Н. Алексеева, С. С. Алексеева, Ю. Г. Ершова, Д. А. Керимова, Н. М. Коркунова, И. В. Михайловского, В. С. Нерсесянца, П. И. Новгород- цева и многих других.
Социология государства и права является не менее значимым направлением в науке теории государства и права. Будучи наукой социальной теория государства и права не может изучать свой предмет в отрыве от реальной социальной обстановки и закономерностей, в которых образуются и функционируют различные государственно-правовые явления. Идеи, принципы и категории социологии находят свое отражение в теории государства и права, становятся ее практической основой и позволяют последней изучать актуальные проблемы эффективности государственноправовых институтов, процесса правообразования, социального механизма реализации права, борьбы с правонарушениями и т. д. Весомый вклад в становлении социологии права был внесен такими отечественными учеными как Ю. И. Гревцов, Г. Д. Гурвич, В. В. Касьянов, А. В. Корнев,
Н. Нечипуренко, В. М. Сырых, Ф. Э. Шереги и другие. Наиболее известными из зарубежных ученых, изучающих (изучавших) проблемы социологии права являются М. Вебер, Ж. Карбонье и К. Шмитт.
По мнению авторов настоящего учебника, в структуре социологии государства и права сформировались такие направления исследовательской мысли как юридическая конфликтология (изучающая закономерности возникновения и развития, а также особенности и способы предотвращения конфликтов в праве) и юридическая антропология (изучающая социально-исторические этап жизни общества людей в рамках становления и развития правовых форм). Юридическая конфликтология в России во многом сформировалась на основе идей общей (социальной) конфликтологии (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, Ф. Шеффер, В. А. Ядов) и, в своей основной части, отражена в трудах В. С. Жеребина, В. Н. Кудрявцева, Т. В. Худойкиной, Р. А. Ромашова и других авторов. Существенное влияние на становление юридической антропологии оказали труды Ж. Ф. Лафито, Ш. Монтескье, С. Пуфендорфа, Н. Рулана, Ж. Ж. Руссо и мн. др.), в России известны юридико-антропологические исследования
А. Дробышевского, В. Г. Богораза, М. М. Ковалевского, А. И. Ковлера, Н. Н. Миклухо-Маклая и мн. др.).
Сравнительное государствоведение и правоведение (компаративистика) в качестве одного из направлений науки теории государства и права нацелено на раскрытие закономерностей взаимодействия государственноправовых феноменов, вследствие чего выявляются их сходные и различные особенности, качественное состояние, а также достоинства и недостатки. Зачастую сравнительное правоведение (государствоведение) отождествляют с «механическим» сопоставлением изучаемых явлений, что является большой ошибкой и пренебрежением к богатой методологии сравнительно-правовых исследований . В России первенство в части изучения сравнительного государствоведения и правоведения на сегодняшний день принадлежит В. И. Лафитскому, А. Х. Саидову, Ю. А. Тихомирову и В. Е. Чиркину. Наиболее известными западными учеными, которые занимались вопросами сравнительного правоведения, признаются Р. Давид, М. А. Дамирли, Р. Леже и Ж.-С. Спинози.
В современных условиях развития научного знания вопрос о структуре науки теории государства и права представляется весьма сложным в связи с тем, что многие из ее элементов (философия права, социология права, история и методологии юридической науки, сравнительное правоведение, сравнительное государствоведение, юридическая антропология, юридическая конфликтология и мн. др.) в настоящее время стали признаваться в качестве самостоятельных правовых наук и исключаться из содержания общей науки о государстве и праве. Данная (абсурдная по своей сути) ситуация закономерно привела к образованию и укоренению «вульгарного» восприятия теории государства и права как совокупности обобщенных знаний о позитивном праве и государстве, что существенно сужает ее предмет до одного из элементов - позитивной теории (догме, энциклопедии) государства и права. В этой связи авторы настоящего учебника призывают не поддаваться подобного рода «новомодным» взглядам и рассматривать теорию государства и права в единстве всех ее элементов.
[1]
См., например: Каратаев О. Г. Системный анализ общей теории государства и права // Вестн. гос. ун-та морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2009. № 1.
С. 187-197.
|