Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
Все науки традиционно принято делить на две большие группы - естественные, изучающие природу и ее явления, а также гуманитарные, исследующие социальные закономерности, такие как общество, государство, социальные нормы, право и иные социальные явления.
В разряд гуманитарных наук принято включать такие науки как философия, социология, экономика, политология, религиоведение, психология, этика, эстетика и многие другие науки. [1]
Известно, что слово «философия (фdoaoф^a)» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Многие мыслители склонны рассматривать философию, даже не как отдельно взятую отрасль единой науки, а как способ миропонимания, распространяемый на все виды объективного знания. В данном контексте, философия - это поиск ответов на главные вопросы бытия. Главное в философии - это философская рефлексия. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире.
Чаще, философия определяется как междисциплинарная наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого познания, физического, социального и духовного бытия. Философия проникает во все виды естественных и гуманитарных сфер познания. Для теории государства и права наиболее близким является такой элемент философского знания, как социальная философия. Под социальной философией принято понимать автономную исследовательскую область философии, которая познает общество, историю и человека как субъекта деятельности, социальных и культурных взаимодействий. Философия формирует основные понятия, учит владению ими, помогает анализировать противоречия объективной реальности, выделять характерные признаки исследуемых объектов и определять их сущность.
Понятие «социология» складывается из сочетания латинского слова societas - общество и греческого logos- наука, знание, то есть буквально - наука об обществе. Социология - это наука об обществе как целостной системе, отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах, о личности как основной ценности современного общества. Обычно понятие «социология» ассоциируется с проведением опросов населения, выявляющих мнение людей по различным проблемам. Вместе с тем, исследовательский диапазон социологии значительно шире: от сбора информации о предпочтениях потребителей на различных рынках, избирателей в предвыборный период, тенденциях в миграционных отношениях, причинах выбора профессий, причинах семейных конфликтов до разработки теорий, объясняющих особенности развития и функционирования как общества в целом, так и его отдельных структур. Э. Дюркгейм, отмечал решающую роль науки социологии для изучения «социальных фактов», К. Маркс признавал значение социологии для объективной оценки «общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер рассматривал социологию, как науку необходимую для постижения «социальных действий», Г. Зиммель отмечал необходимость социологических исследований для понимания «социальных взаимодействий», П. Сорокин и Т. Парсонс привлекали социологию для исследования «социальной структуры», «социальной системы», Н. Луман при помощи социологии изучал «коммуникационные процессы в системах» и т. д.
Социология - это комплексная наука, связанная с психологией, демографией, статистикой, философией и другими науками. Для теории государства и права социология помогает рассматривать государство и право в качестве составных частей организации социальных связей и взаимоотношений, образующих материю общественной жизни, определяет формы и функции таких связей и взаимоотношений. Ряд теоретиков выдвигают идеи о существовании особой отрасли юридической науки, называемой «социология права». Ее предмет - проблемы взаимосвязи права с другими социальными явлениями в процессе его действия, осуществление нормативно-правового регулирования.
Термин «экономика» имеет древнегреческое происхождение (oikonomia). Он представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон». Принято считать, что смысловое определение, данному явлению первоначально дал греческий философ Ксенофонт. В изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. В толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».
Термин «экономика» может рассматриваться как хозяйство в широком смысле, совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В широком смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, поддержания и улучшения условий существования.
Экономика как наука - это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Экономика - это наука, изучающая закономерности материального базиса общества: формы собственности, средства и способы производства, систему производственных отношений, организацию экономических связей, деньги и их функции, формулирует фундаментальные идеи о приоритете экономических факторов в трактовке государственно-правовых явлений, о роли производства, товарно-денежных отношений, форм собственности и распределения общественного продукта в формировании государства и права, в определении их сущности и роли в общественной жизни (например, теория государства и права, рассматривает экономические функции государства и права, их влияние на экономические отношения в общество, выбор путей развития экономики и способов воздействия на нее).
Политология - это наука о политической жизни общества, закономерностях и тенденциях развития политики и политических отношений. Она исследует политический процесс, политическое сознание, политические системы и их структурные элементы (политические партии, средства массовой информации, политические движения); соотношении власти и личности, нормы политической этики и др. Теория государства и права дает материал для характеристики государства и права как неотъемлемых частей политической системы общества, определяет характер и формы государственной власти, воздействие права на деятельность политических структур общества. Политика (греч.) - это искусство управлять государством, поэтому политология помогает, глубоко уяснить взаимодействие государства и права с другими частями политической системы, связи с политическими явлениями, отношениями, институтами, субъектами политической жизни. Таким образом, предмет теории государства и права пересекается с предметом политологии в таких вопросах как государственная власть и ее механизм, политический (государственный) режим, юридическая и политическая ответственность, государство в политической системе общества и т. д.
Психология (от греч. psyche - «душа», logos - «учение, наука») как наука о психическом отражении действительности в процессе жизни и деятельности человека тесно связана с поведением людей, мотивами и характером их поступков. Право, как известно, устанавливает нормы поведения, регулирует деяния людей (позитивное обязывание, запрет, правомочия), разделяет их на правомерные, неправомерные (правонарушения) и безразличные для права. Поэтому психология и теория государства и права довольно тесно пересекаются в вопросах правового поведения, правонарушения, субъективной стороны состава правонарушения, юридической ответственности, правового сознания, законности, и т. д. Психические переживания людей, их чувства, эмоции, переживания легли в основу психологической теории права Л. И. Петражицкого.
Под этикой обычно понимается наука о морали (нравственности) как форме общественного сознания. Моральные нормы наряду с нормами права относятся к социальным нормам и являются эффективным регулятором общественных отношений. Они имеют общие черты по содержанию и социальной направленности, хотя и имеют целый ряд отличий и особенностей. Анализ взаимодействия таких социальных регуляторов сближает их в вопросах природы и сущности государственной власти, правосознания, правовой культуры, правотворчества, правоприменительной деятельности и других государственно-правовых явлений ходящих в предмет изучения государства и права.
Эстетика - наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное, и выражающемся в образах искусства.
Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине XVII в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750). Термин происходит от греческого слова aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.
Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала. Эстетическое сознание каждой эпохи вбирает в себя все существующие в ней рефлексии по поводу прекрасного и искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, потребности, идеалы, эстетические концепции, художественные оценки и критерии, формируемые эстетической мыслью. Психологические особенности суждений вкуса исследовал английский философ Дэвид Юм. В большинстве своих сочинений (О норме вкуса, О трагедии, Об утонченности вкуса и аффекта и др.) он утверждал, что вкус зависит от природной, эмоциональной части живого организма. Он противопоставлял разум и вкус, считая, что разум дает знание истины и лжи, вкус дает понимание красоты и безобразия, греха и добродетели. Юм предполагал, что красота произведения заключается не в нем самом, а в чувстве или вкусе воспринимающего. И когда человек лишен этого чувства, он не способен понимать красоту, хотя бы и был всесторонне образован. Вкус отличается известной закономерностью, которая может быть изучена и видоизменена с помощью доводов и размышлений. Красота требует активности интеллектуальных способностей человека, который должен «прокладывать путь» для правильного чувства.
Особое место проблема вкуса занимала в эстетической рефлексии Канта. Он заметил антиномию вкуса, противоречие, которое, по его мнению, свойственно всякой эстетической оценке. С одной стороны, - о вкусах не спорят, так как суждение вкуса очень индивидуально, и никакие доказательства не могут его опровергнуть. С другой стороны, он указывает на нечто общее, существующее между вкусами и позволяющее их обсуждать. Таким образом, он выразил противоречие между индивидуальным и общественным вкусом, которое принципиально неразрешимо. По его мнению, отдельные, противоречащие друг другу суждения о вкусе могут существовать вместе и в равной степени быть верными.
Герменевтика - это наука о понимании, толковании (разъяснении) и анализе письменных текстов, искусстве их толкования и принципах интерпретации изучаемых текстов. Она используется в правоведении (юридическая герменевтика), поскольку источники (формы) права внешне выражаются в современной юриспруденции, как правило, в определенных письменных документах официального характера (нормативные акты, судебные прецеденты, нормативные договоры и др.), для которых их внешнее текстовое выражение имеет особое значение.
Теория государства и права взаимодействует также и с культурологией - наукой о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения человеческой культуры. В Оксфордском словаре указывается на то, что слово Kulturologie впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913 г., а английский термин culturology независимо от него первым употребил в 1949 г. американский антрополог Л. Уайт. После чего термин культурология встречался в литературе лишь несколько раз - в 1949 г., 1956 г., 1957 г. В том же словаре культурология трактуется как наука или учение о культуре. В словаре Вебстера фиксируется: «Culturology - наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) - в качестве независимых от не-культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)».
Культура - это материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Первичной ценностью является человек (его права и свободы), развитие его личности. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития.
Трудно разорвать связи культурологии с историей, искусствоведением, философией, социологией, археологией, еще целым рядом синтетических дисциплин, таких как социология культуры, философия истории или социальная психология. Тем более необходимо отличать культурологию от всех тех наук, которые существуют в сфере ее интересов, дополняют и углубляют. Отдельные науки о культуре выступают базисом для формирования культурологии. Наиболее часто встречающееся ныне заблуждение - подмена культурологии историей культуры, является одновременно и самым грубым недочетом многих преподавателей. История культуры - необходимый пласт знаний для культуролога, но это только материал, на основе которого строятся модели культуры, изучаются закономерности ее развития и механизмы трансформации.
Крупнейший социолог П. Сорокин в своей главной работе «Социальная и культурная динамика» рассматривал право как часть культуры. Поэтому теория государства и права тесно связана с культурологией по вопросу правовой культуры общества как разновидности социальной культуры.
Существует также ряд других гуманитарных наук, которые взаимодействуют с теорией государства и права, дают ей дополнительные знания для исследования государственно-правовых явлений. Среди них можно назвать такие науки, как политология, психология, этика, герменевтика и ряд других.
Теория государства и права, являясь наукой гуманитарной, находится в тесной связи и взаимодействии с общественными науками, поскольку в той или иной степени они также изучают государство и право, исследование определенных их свойств и признаков входит в предмет этих наук. Выводы общественных наук служат методологической, принципиальной базой для изучения государства и права, закладывают основу их теоретического осмысления. Это в первую очередь касается философии, экономика, социологии, политологии, культурологии и герменевтики.
Понятие, роль и место теории государства и права в системе юридических дисциплин. Учебная дисциплина «Теория государства и права» относится к базовой части основной образовательной программы, составленной в соответствии с о специалазированным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
Студент, приступивший к изучению учебной дисциплины «Теория государства и права» должен обладать знанием основ государства и права, преподаваемых на уроках по предмету «Обществознание» в рамках школьной программы, иметь навык самостоятельной работы по отдельным проблемам государствоведения и правоведения, иметь представление об основных базовых понятиях в теории государства и права, важнейших источниках права и работы с ними. Добросовестное освоение учебной дисциплины «Теория государства и права» является необходимой предпосылкой и основой для дальнейшего успешного изучения всех межотраслевых, отраслевых и прикладных юридических учебных дисциплин, а также специальных курсов по выбору студента.
Теория государства и права как юридическая дисциплина дает студентам фундаментальные знания о государстве и механизме осуществления государственной власти, а также об основных институтах и отраслях системы права, их взаимосвязи с личностью, обществом, политикой, экономикой, культурой.
Кроме того, учебная дисциплина «Теория государства и права» знакомит студентов с различными научными подходами, школами, концепциями, теориями, точками зрения в области правоведения и государствоведения, способствуя получению последними не только юридических знаний, но и развитию у них аналитических навыков необходимых для формирования профессионального и доктринального правосознания, умений и навыков в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Содержание учебного курса «Теория государства и права» определяется целями и задачами преподавания дисциплины, а также профилем подготовки студентов.
Главной целью изучения дисциплины «Теория государства и права» является формирование у обучающихся юридического мировоззрения, основанного на знании общих закономерностей возникновения, становления, развития государства и права; государственных и правовых явлений (процессов), взаимосвязи государственно-правовых институтов с другими социальными явлениями (политика, экономика, религия, мораль, эстетика и
др.).
Специальными целями преподавания теории государства и права выступают:
создание у студентов четкой и непротиворечивой системы знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, иных государственно-правовых явлений;
выработка у студентов комплексного представления об общетеоретических моделях различных видов (формах) нормотворческой и правоприменительной деятельности, соответствующих правовых актах и правилах их составления, осуществления юридической работы в целом;
формирование у студентов первичных навыков осуществления нормотворческой, правореализационной и экспертно-консультационной деятельности;
воспитание студентов в духе уважения законности и надлежащего профессионального правосознания, разумной самостоятельности и инициативности.
В свою очередь, из целей преподавания учебного курса «Теория государства и права» вытекают задачи изучения дисциплины, которые предполагают:
изучение методологических основ научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений;
получение целостного представления о понятии, значении, роли и месте теории государства и права в системе гуманитарных наук и дисциплин;
анализ закономерностей исторического движения и функционирования государства и права;
исследование взаимоотношений государства, права, государственно-правовых институтов с социальными явлениями и процессами;
изучение понятийно-категориального аппарата теории государства и права;
изучение эволюции и соотношения современных правовых семей и систем;
изучение основных проблем современного государство и правопонимания;
анализ классических (традиционных) и современных политикоправовых доктрин;
умение изучать и анализировать различные учебные, учебнометодические и научные источники по учебным темам теории государства и права.
исследование взаимосвязи теории государства и права с юридической практикой;
воспитание социально-активного индивидуального правосознания в духе уважения закона, прав и свобод человека и гражданина, нетерпимости к любым проявлениям коррупции;
формирование юридического мышления и способности использования полученных знаний при дальнейшем изучении юридических отраслевых дисциплин и на практике;
исследование опыта разработки, принятия и применения правовых актов в России и зарубежных странах;
умение анализировать современные юридические, политические, экономические и иные социальные процессы в России и зарубежных странах;
создание представления о взаимосвязи государственноправового развития общества и формирования политических идеологий;
воспитание социально значимых ценностных ориентаций в семейно-бытовой жизни и профессиональной деятельности.
К специальным задачам изучения учебного курса «Теория государства и права» (авторы исходят из равнозначности понятий «теория государства и права» и «общая теория государства и права») можно отнести:
приобретение умений и навыков обобщения материалов правотворческой, правоприменительной и иной социальной практики, конкретных эмпирических данных;
приобретение умений и навыков разработки, принятия и применения правовых актов;
свободное ориентирование в системе российского и международного права, отечественного и зарубежного законодательства, в их структуре и содержании;
формирование умений и навыков ясно выражать и аргументировать свою позицию по государственно-правовой проблематике;
свободное оперирование юридическими понятиями и категориями на профессиональном и доктринальном уровне.
Студенты готовятся к осуществлению видов профессиональной деятельности, предполагающей наличие общетеоретических, системных знаний о государственно правовой действительности. Так, выполнение правотворческих функций должно основываться на знаниях о правотворчестве и правотворческой технике, особенностях источников права. Эффективное осуществление правоприменительной деятельности без комплексных знаний о реализации и применении права невозможно. Равным образом это касается правоохранительной (судебной, прокурорской и т.д.), экспертно-консультационной, организационно-управленческой и даже научно-исследовательской и педагогической разновидностей деятельности.
Объем и содержание учебной дисциплины «Теория государства и права» значительно меньше, чем у теории государства и права как юридической науки, что определяется направлением и профилем подготовки студента, а также объемом часов, отводимых основной образовательной программой высшего учебного заведения для изучения данной дисциплины.
Тем не менее, на учебных занятиях по теории государства и права, любой студент юридического факультета, независимо от особенностей ВУЗа и количества часов лекционных или практических занятий, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом получает базовые знания: о природе и сущности государства и права; основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права; исторических типах и формах государства и права, их сущности и функции; механизме государства; системе права; механизме и средствах правового регулирования; реализации права; особенности государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.
Как уже указывалось выше учебная дисциплина «Теория государства и права» относится к базовой части основной образовательной программы и изучается параллельно с такими юридическими дисциплинами: История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран, Правоохранительные органы.
В системе юридических дисциплин теория государства и права выступает общеюридической дисциплиной, то есть общей (базовой) для отраслевых, межотраслевых, прикладных (специальных) и международноправовых юридических дисциплин, предоставляя студентам научную методологию, понятийно-категориальный аппарат, знания о государстве и праве, а также об основных государственно-правовых институтах, явлениях, процессах, необходимых для изучения соответствующих учебных курсов.
Так, например, для изучения дисциплин истории отечественного государства и права, а также истории государства и права зарубежных стран теория государства и права предоставляет формально-юридический, сравнительно-правовой и сравнительно-государственный научные методы, тем самым, позволяя анализировать различные памятники права, систему права и законодательства, форму государства и другие государственноправовые институты в России и зарубежных странах на различных исторических этапах (например, эволюция российской государственности от Киевской Руси до Российской Федерации: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, функции государства, механизм государственной власти и др.). В свою очередь история государства и права обогащает методологический инструментарий теории государства и права за счет историко-правового и историко-сравнительного научных методов, а также дополняет теоретические основы российской и зарубежной исторической практикой возникновения, становления, развития государства и права.
Не менее тесная связь теории государства и права с отраслевыми дисциплинами такими, как конституционное право, административное право, уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, гражданский процесс, трудовое право, арбитражный процесс и др.
В частности, изучение отраслевых дисциплин невозможно без знания общей теории права, преподаваемой в рамках теории государства и права. Так, например, такие базовые понятия и категории как норма права, источник права, система права, правовые отношения, правонарушение и юридическая ответственность, предмет и метод правового регулирования, механизм правового регулирования и др., позволяют успешно осваивать учебные курсы отраслевых юридических дисциплин.
В свою очередь, отраслевые юридические дисциплины в силу своей взаимосвязи с теорией государства и права, предоставляют ей необходимый учебный и практический материал, для иллюстрации и более глубокого изучения отдельных учебных тем и государственно-правовых понятий, институтов, явлений, процессов. Например, уголовное право дает более глубокое знание и информацию: о составе правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона преступлений), видах наказаний как составной части юридической ответственности (смертная казнь, лишение свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенным видим деятельности), мерах государственного принуждения, применяемых к виновным (принудительные меры медицинского характера, принудительные меры медицинского характера, ответственность несовершеннолетних); гражданское право, предпринимательское право и семейное право: о правовых обычаях как источниках права (правила делового оборота), видах объектов правоотношений (личные неимущественные права, интеллектуальная собственность и др.), применении аналогии права и аналогии закона, субсидиарном применении права.
Однако наиболее обширный обмен знаниями и информацией происходит у теории государства и права с юридическими дисциплинами государственно-правового цикла, отрасли права, которых относятся к публичному праву: конституционное право, административное право, муниципальное право. Поскольку наравне с общей теорией права, при изучении учебных тем активно применяются знания из теории государства (форма государства: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима; функции государства; механизм государственной власти; государственный аппарат; понятие, структура, содержание и сущность государственных органов; государственная власть).
Между тем, конституционное право обогащает теорию государства и права как юридическую дисциплину учебным материалом и конкретной информацией: о монархической и республиканской формах правления; федеративной и унитарной форме государственного устройства; демократии и демократическом политическом режиме; системе органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правах и свободах человека и гражданина; институте гражданства и др. Административное право дополняет теорию государства и права учебными знаниями о государственном управлении и сущности государственной власти, деятельности органов исполнительной власти в механизме государства, особенностях административной ответственности и т. д. Муниципальное право: о государственном управлении на местном уровне; местном самоуправлении как форме демократии, форме социального управления, праве человека и гражданина; деятельности органов местного самоуправления в механизме государственной власти.
Являясь общей (фундаментальной) дисциплиной для других учебных дисциплин юридического профиля, теория государства и права также взаимодействует с межотраслевыми, прикладными и международноправовыми юридическими дисциплинами. При этом степень и характер взаимодействия между учебными курсами постепенно снижается.
Так, если с межотраслевыми юридическими дисциплинами (Прокурорский надзор, Правоохранительные органы) у теории государства и права еще сохраняется значительное взаимодействие в рамках тем и вопросов по общей части учебных курсов (источники права, система законодательства, предмет и метод правового регулирования, виды правоотношений и др.), то взаимоотношения и обмен учебной информацией с прикладными юридическими дисциплинами (Криминалистика, Судебная медицина, Судебная психиатрия, Судебная бухгалтерия и др.) является минимальным, что связано со спецификой учебных курсов и предмета дисциплины (тактика проведения следственных действий, порядок проведения дактилоскопической, баллистической, судебно-медицинской, судебнопсихиатрической и иных судебных экспертиз, структура и содержание экспертных заключений, а также научная, техническая и иная информация, необходимая для выводов экспертов, следователей, дознавателей, оперативных работников).
Однако, несмотря на специфику прикладных юридических дисциплин, теория государства и права предоставляет им образовательный материал и информацию по таким важным вопросам профессиональной деятельности как структура и содержание актов применения права (постановления следователей и дознавателей, заключения и справки экспертов, иные правоприменительные акты), юридическая техника (принципы, стиль, правила, способы составления служебных документов) и, безусловно, научная методология, используемая следователями, экспертами, оперативными работниками при принятии решений и составлении правоприменительных актов (логический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, сравнительно-правовой метод, метод моделирования, кибернетический метод и др.).
Наконец, международно-правовым дисциплинам теория государства и права дает базовый учебный материал по вопросам о соотношении международного и национального права, источникам права, правовом статусе личности, юридической ответственности и др., получая взамен информацию о правах и свободах человека и гражданина, получивших международное признание; деятельности межгосударственных и международных организаций, оказывающих влияние на государственную власть и механизм государства на национальном уровне (Организация Объединенных Наций, Совет безопасности ООН, Европейский суд по правам человека, Международный уголовный суд и др.), международных правовых актах (декларации, договоры, конвенции, пакты и др.) как источниках права, имеющих прямое действие на всей территории страны, являющейся членом межгосударственной (международной) организации (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.).
В заключение следует отметить, что «Теория государства и права» как общеюридическая дисциплина призвана заложить основы юридико- политического мышления у студентов как будущих юристов в различных отраслях права, понимание смысла политико-правовых процессов, в рамках которых происходит становление и развитие институтов государства и права, научить выделять государственно-правовые явления в общеисторическом процессе, дать навыки применения формально-юридического, историко-правового, сравнительно-государственного и сравнительноправового методов, а также сформировать у студентов активную гражданскую позицию и профессиональные навыки работы в различных сферах юридической деятельности.
[1]
См. например: Сравнительное правоведение : учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. Иркутск, 2016. 175 с.
|