Четверг, 28.11.2024, 07:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Характеристика социальной власти и социального регулирования в первобытном обществе

Догосударственное (первобытное) общество: основные научные подходы к описанию и периодизации.

Первобытное общество - явление не однозначное во времени и пространстве, которое требует особого изучения с привлечением ресурсов множества естественных и гуманитарных наук. Однако одной из главных проблем осмысления самого продолжительного периода человеческой истории является проблема охвата гигантского материала, который распространяется по всей территории земного шара и затрагивает неодинаковые временные промежутки. По нашему мнению, история первобытного общества, это не только основная (по количественному объему) часть истории человечества, но, это еще и самая неоднозначно трактуемая историческими науками уникальная тайна, открытая лишь частью своих многообразных бесконечных граней.

Многообразие исторических наук объединяет различные подходы, доктрины, частные научные гипотезы, отдельные мнения и длительные споры о том, какие сведения содержат в себе объекты, подвергаемые научному исследованию. Для научного познания объекты, несущие информацию о прошлом необходимо тщательно классифицировать и обосновать их статус в качестве исторических источников объективной оценки окружающей действительности, применительно к различным временным континуумам.

Можно обоснованно постулировать предположение о том, что история появления человека и развития человеческого общества складывалась на каждом из этапов (определенных периодов времени) в определенных условиях географической, климатической и природной среды. История человека и человеческого общества, очевидно, также включает в себя основные этапы биологической динамики человеческого вида.

Антропология, география, геология, физика, химия и другие естественные и гуманитарные науки рассматривают специфические объекты, в процессе изучения догосударственного (первобытного) общества, и оперируют разнообразными сведениями, системами данных, которые, с одной стороны расширяют горизонты объективного знания, а с другой стороны, обуславливают возможности произвольного толкования или интерпретации существовавших либо существующих по ныне обстоятельств.

Необычайно интересным, на наш взгляд, является вопрос о моменте отсчета истории человека. По данным современной астрономии, момент возникновения вселенной произошел_около 14 миллиардов лет назад.

Актуальным и дискуссионным для науки является вопрос о появлении животных, появлении человека и появлении феномена государственности.

Очевидно, что люди не только эволюционируют биологически, но иногда можно говорить о регрессивных этапах развития человеческих цивилизаций, которые наблюдаются у некоторых народов Африки, Азии, Океании и Латинской Америки. Даже в современном мире до сих пор можно найти общества, находящиеся на стадиях развития первобытного общества.

Первобытное общество - это исключительно сложное явление. Именно догосударственное общество обусловило истоки всех последующих материальных и духовных достижений человечества.

Периодизация истории первобытного общества.

Попытки обобщить имеющиеся сведения и факты делались с древности: Лукреций Кар «О природе вещей» предложил в качестве критерия использовать «изменение орудийного материала», то есть смену каменных орудий медными, а медных - железными.

Ж. Кондоросе (ХУШ в.) ввел деление истории первобытного общества на ступени хозяйствования: охота и рыболовство, скотоводство, земледелие.

А. Фергюссон (ХУШ в.) в качестве критерия периодизации выдвинул «степень освоения культуры»: дикость, варварство, цивилизация. Позднее шведский ученый С. Нильсон несколько исправил и дополнил эту периодизацию, выделив 4 стадии: дикость, номадизм (греч. nomados - кочующий, кочевничество), земледелие и цивилизация.

Теории, так или иначе объясняющие историю первобытного общества, появились в XIX в. Объяснение этому факту может служить открытие и целенаправленное и планомерное исследование реликтовых обществ. В 1861 г. И. Бахофен развил идею о матриархате. Причину развития первобытного общества он видел в смене религиозных представлений.

В XIX в. началась классификация первобытных памятников материальной культуры, что, в конечном счете, привело к созданию научно обоснованной археологической периодизации, подтвердившей гипотезу Л. Кара.

Датский ученый К. Томсен ввел понятие трех веков: каменного, медного и железного.

Французский ученый Г. Мортилье создал периодизацию палеолита (древний каменный век), а шведский ученый-археолог О. Монтелиус - неолита (новый каменный век), бронзового и раннего железного века Европы. Но последовательность смены культур применима лишь к ограниченной территории (стоянки на территории Франции), к периодизации, например, палеолита Южной Африки, Индии может использоваться лишь частично, палеолит Америки, Австралии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии в эту схему не укладывается совсем. Археологическая периодизация ограничена, поскольку основным ее принципом является только характер используемого материала и не учитываются иные составляющие.

В 1877 г. Л. Морган в книге «Древнее общество» предложил теорию об универсальности родовой организации и едином пути развития первобытного общества, прогресс которого он объяснял успехами в развитии производства средств существования. Критерием периодизации служит уровень развития производительных сил. Морган повторил периодизацию А. Фергюсона, но выделил в каждой из этих эпох 3 стадии с учетом конкретных признаков развития хозяйства и материальной культуры (низшая, средняя, высшая).

Марксистская теория развития первобытного общества изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс обобщил периодизацию Л. Моргана и ввел деление на время присваивающего и производящего хозяйства.

Большинство российских ученых в качестве критерия периодизации выделяют формы объединений и общественные отношения.

Американские ученые выделяют эгалитарные (равноправные, уравнительный), которые не знакомы с имущественным и социальным расслоением, ранжированные, с социальным расслоением, стратифицированные, уже затронутые имущественным расслоением и иерархические общества, которым присуще и имущественное и социальное расслоение. На сегодняшний день многие зарубежные ученые делят историю первобытного общества на: праисторию (эпоха палеолита), протоисторию (от эпохи мезолита до начальной стадии металлического века) и собственно историю, начинающуюся с появления государства и письменности.

Ни единой периодизации, ни единой теории о развитии первобытного общества нет и по сей день.

Первобытнообщинный строй принято делить на несколько периодов. Большинство ученых едины в своем мнении и выделяют три основных этапа развития первобытного общества: ранний период, средний период и поздний период.

Ранний период (эпоха праобщины, стадия становления). Для него характерно проживание людей в небольших родственных группах по 20-30 человек. Мужчины выходили на охоту и добывали зверя с помощью примитивных копий (обожженных на огне), дубин, костяных орудий и камней. Женщины собирали ягоды, дикорастущие плоды и семена, выкапывали из земли коренья, следили за очагом, убирали жилища, воспитывали детей. На этой стадии человек обладает только простейшими орудиями труда (костяные или каменные), примитивными жилищами (пещеры, гроты, навесы) и одеждой (в основным плохо обработанные шкуры на севере или отсутствие одежды как таковой на теплом юге). Однако в результате охоты, рыболовства или собирательства ягод, кореньев человек разрабатывает язык жестов, появляется звуковая речь. Происходит переход от остатков животного состояния к завершению человеческого развития как биологического вида.

Средний период (эпоха родовой общины, стадия зрелости). Происходит расширение человеческих групп, люди живут в родовой общине. Мужчины по-прежнему занимаются охотой и рыболовством, но происходит определенное ее совершенствование. Теперь человек начал пользоваться копьем, топором, луком, гарпуном, крючком. Преобладает загонная охота, приручаются захваченные детеныши животных. Первобытный человек освоил такие производственные операции как шлифование, пиление, сверление. Женщины занимались изготовлением одежды, посуды, домашним хозяйством, поддержанием очага. Становится значимой роль стариков, которые являлись хранителями практического опыта, участвовали в изготовлении орудий труда и помогали остальным членам родовой общины. Усложняются и социальные связи, в основном за счет производственной специализации, то есть отдельные члены общины занимаются охотой, другие рыболовством, третьи изготавливают орудия, четвертые поддерживают огонь и т. д. На этом этапе человек уже сам строит жилища землянки, шалаши, позже деревянные, бамбуковые жилища на сваях. Однако наиболее важным является переход от собирательства плодов и кореньев к земледелию и скотоводству (крупный и мелкий рогатый скот, разведение свиней), то есть постепенно человечество эволюционирует от присваивающего хозяйства к производящей экономике.

По мнению А. С. Пиголкина, род как устойчивая форма общежития имел важнейшее значение для развития первобытного производства. Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство было добывающим, то есть люди получали готовый продукт от дикой природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины. Все члены родовой общины, включая подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей, собирательством плодов, делился среди членов рода поровну, с учетом заслуг каждого охотника, добытчика первобытного хозяйства. Однако прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило.

Возникший кровнородственный принцип объединения первобытной общины был в те времена единственно возможной, естественной формой связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный доход, нежели не всегда удачная охота мужчин. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков современных народов строился на основе матриархата. Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в Древнем Египте, Иудее, Индии, у скифов и восточных славян). Другой закономерностью является и тот факт, что родовая община сохраняла свою роль не только в глубокой древности, но и в период становления раннефеодальных государств у древних германцев, англосаксов, славянских наро- дов[1].

Поздний период (эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества). Характеризуется объединением родовых общин в племена, фратрии и т. п. Происходит усложнение брачных связей, в частности, переход от эндогамных браков (внутри рода) к экзогамным (за пределами рода), а также совершенствование орудий труда: мотыги, пилы, топоры, кинжалы, копья, стрелы, веретена, крючки, и овершенствование земледелия и скотоводства. Люди стали жить в поселках и деревнях (племена- земледельцев), либо большими кочующими лагерями (скотоводческие племена). Появляются институт власти и органы управления.

По мнению Н. И. Матузова, А. В. Малько для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но, даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода[2].

Первобытное общество, как и любое другое общество, представляло собой вполне целостную и организованную социальную систему, которая отличалась определенной степенью иерархичности, организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Для него была характерна определенная система управления (социальная власть) и регулирование при помощи определенных общих и обязательных правил (социальных норм) поведением своих членов.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития первобытного общества, согласования личных интересов его членов, достижения общего результата необходимо было объединить первобытных людей в социальную общность. Данное соединение было возможным лишь при сочетании индивидуальной выгоды (личного интереса) и общественной выгоды (общественных интересов) на основе существующих общих правил поведения (социальных норм) и институтов власти (социальной власти), которая могла бы обеспечивать их реализацию.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть объединение людей по действительному, или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - «первобытнообщинный строй», а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);

опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т. п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества[3].

Если говорить об органах управления, то можно выделить следующие их разновидности.

Старейшины (вожди). В основном ими становились главы семей или родов, поэтому это были люди уже достаточно зрелого возраста, имеющие большой жизненный опыт, обладающие мудростью, организационными способностями, личностными качествами, внушающими страх, уважение и подчинение сородичей. Старейшина руководи и контролировал жизнь рода (хозяйственные работы, охота, сбор урожая, рыболовство, распределение пищи и т. д.), рассматривал споры между членами рода.

Совет старейшин. При принятии важных решений для племени и затрагивающих интересы соседствующих родовых общин, собирался совет, включавший в себя глав всех семей (родов). Каждый член совета старейшин выражал свое мнение, и решение принималось большинством голосов. Один из старейшин выполнял при этом председательствующие функции. В компетенцию совета старейшин входили такие вопросы как, например, проведение сельскохозяйственных работ (посевная или сбор урожая), споры между родами (брачные, земельные, имущественные и т. д.), вопросы санитарно-эпидемиологического характера и др.

Военные предводители. Эту должность чаще всего по праву занимали вожди (главы) племен, т. к. одна из важных целей объединения родов (племен) являлось обеспечение безопасности членов родовых общин, их имущества, семей и территории от набегов. Поскольку нападения и военные стычки между племенами были достаточно часты, то военный предводитель должен был обладать соответствующими физическими и личностными качествами: большой физической силой, умением отлично владеть оружием, смелостью, хитростью, целеустремленностью, силой воли, организационными способностями, разбираться в тактике нападения и обороны, предвидением дальнейших событий и др. В подчинении военного предводителя всегда находился военный отряд (дружина) состоящий их опытных, хорошо обученных и вооруженных воинов.

Советы военных предводителей. При ведении масштабных военных действий с участием нескольких племен, собирался военный совет, где предводители решали общие вопросы тактики (наступления, обороны, организации засад), набегов на поселения, распределения между отрядами добычи и др. Во время похода и проведения заседания совета один из предводителей выполнял руководящие (председательствующие) функции (чаще всего наиболее многочисленного отряда, либо известный военной доблестью).

Собрание членов рода (племени). В народных собраниях обычно участвовали все взрослое население, но могли быть различные вариации (например, только воины или взрослые мужчины, либо только главы семей). При этом надо отметить, что народные собрания (собрания воинов) могли присутствовать не у всех племен. Вопросы, которые обсуждались на собраниях соплеменников, отличались повышенной важностью, когда ни старейшина, ни совет старейшин, без согласия сородичей не могли принять соответствующего решения, либо отсутствовало единое мнение старейшин. Например, осуждение соплеменника (нарушившего запрет, бежавшего с поля битвы и т. п.), заключение мира или объявление войны, перемена места стоянки, мигрирование в другие земли, объединение с другим племенем и т. д. Собрание проходило под председательствованием вождя (совета старейшин), решение принималось большинством голосов участников (либо путем возгласов, криков, либо путем драк, побудившей стороной).

Жрецы (колдуны, шаманы, волхвы и т. п.). Жрецом мог стать только умный и знающий человек. В роду (племени) на него были возложены достаточно многочисленные и разнообразные функции. В частности жрец отвечал за проведение обрядов, ритуалов, жертвоприношений (рождение младенцев, посвящение в воины, свадьбы, похороны и др.), осуществлял контроль за выполнением обычаев и табу соплеменниками. Выполнял функции лекаря (лечил травами, изгонял заклинаниями из тела больного «болезнь», принимал роды, проводил санитарно-гигиенические процедуры и др.) и ветеринара. Являлся предсказателем (гадателем) для сородичей, отвечал за хорошую погоду (приносил жертвоприношения, в т. ч. человеческие), давал указания по поводу проведения сельскохозяйственных работ. При этом жрец был хранителем знаний, традиций, обычаев (которые чаще всего передавались из поколения в поколение от отца к сыну), посредником между людьми и божественными силами (выполнял функции священника). Поэтому жрецы являлись людьми незаурядными, в трудные времена готовые занять место вождя и вести за собой людей. В племенах, где вождь и жрец совмещались в одном лице, власть была особенно крепкой.

Всех вышеперечисленных лиц можно отнести к категории «иерархов». Формально власть иерархов не имела обязательной силы, можно было не выполнять некоторые указания, но чаще всего в племени действовало общественное (коллективное) сознание и советы, рекомендации, указания иерархов выполнялись неукоснительно.

Усложнение общественных отношений внутри родовой общины приводит к необходимости использования социальных регуляторов для поддержания порядка и разрешения конфликтов внутри общины.

К социальным нормам, которые использовались в период первобытнообщинного строя можно отнести: ритуалы, обряды, мифы, обычаи, религиозные нормы и нормы морали.

Ритуалы - это правила поведения людей, представленные в форме активных действий и носящие ярко выраженный демонстративный характер.

С помощью ритуалов древние люди выплескивали накопившиеся чувства, эмоции (страх, гнев, тревогу) и психологически настраивались на выполнение необходимых действий. В качестве примера, можно привести ритуальные танцы охотников во время исполнения, которых, древние охотники наносили удары копьями, гарпунами, топорами и другим оружием в образы животных, изображенных на земле (скалах, деревьях).

 

Обряды - это правила поведения, заключающиеся в символических действиях, но, в отличие от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие идеологические (воспитательные) цели115.

Обряды представляют более сложные по форме и содержанию правила поведения, чем ритуалы, т. к. в процессе их исполнения обеспечивается сопереживание между множеством людей, предполагающее возникновение между ними более устойчивой и длительной психологической связи. Кроме того сложность обряда, требовала присутствия специального человека (жреца, волхва, колдуна и т. п.), который бы отвечал за организацию и его проведение. Если ритуалы помогали выразить людям их эмоции, чувства, переживания, то обряды выполняли еще и воспитательную функцию, формируя у них определенные духовно-нравственные ценности, идеологию.

Примером обрядов могут служить похороны, свадьбы, посвящения в воины, принятие чужака в члены родовой общины и др.

Мифы - это сказания, повествования, предания людей о происхождении и сущности окружающего мира, богах, героях, силах природы и их взаимоотношений с людьми.

Мифы, созданные первобытными людьми, выполняли множество функций, в частности:

Гносеологическую (познавательную) функцию, т. к. давали людям представление об окружающей их природе и месте человека в реально существующей действительности (кто есть человек, для чего он существует, как появились боги, земля, животные, растения, и др.).

Нормативно-регулятивную функцию. Мифы давали информацию, как поступать людям в определенных жизненных ситуациях и каких определенных правил они должны придерживаться во взаимоотношениях между собой (например, на охоте или при разделе добычи, отношение к старейшинам, жрецам), с богами, силами природы, животным и растениям, и т. д. В нормативной части мифов обобщался жизненный опыт предыдущих поколений.

Воспитательную (идеологическую). В процессе изложения мифов происходило формирование индивидуального и общественного сознания людей. Мифы, как набор положительных и отрицательных эпизодов и примеров, вырабатывали уважительное отношение к родителям, старшим членам рода, справедливое отношение к другим членам общины при разделе добычи, во время охоты, проведения собраний (обсуждений) и т. п.

Обычаи - это исторически возникшие правила поведения людей, сложившиеся на протяжении многих поколений в результате многократного повторения и признанные общеобязательными в силу их полезности.

Обычаи носили еще более усложненный характер, чем ритуалы и обряды, т. к. возникли как более устойчивые связи, апробированные многими поколениями. Обычаи гарантировались авторитетом родовой общины.

Г лавное же отличие обычаев заключается в том, что они закрепляли определенные жизненные закономерности, нарушение которых было чревато наступлением различного рода санкций (телесные наказания, смерть, изгнание из рода, др.). Например, наследование жены, детей, имущества умершего главы семьи близкими родственниками мужского пола.

С помощью обычаев происходило регулирование повседневной жизни первобытного рода (племени), т. к. именно в соответствии с этими правилами поведения, женщины вели домашнее хозяйство, занимались воспитанием детей, сбором дикорастущих плодов, грибов, ягод, а мужчины в свою очередь ходили на охоту (рыбную ловлю), осуществляли расчистку лесных участков под посадку зерновых и овощных культур, защищали род (племя) от диких зверей и набегов соседних племен.

Религиозные нормы - это правила поведения людей, регулирующие отношения людей с божественными силами, природой, обществом через исполнение предписаний, имеющих сверхъестественное (священное) происхождение. Поэтому религию принято рассматривать, как совокупность идей, взглядов, представлений относительно природы, общества и самого человека, а также правил поведения, основанных на религиозном мировоз- зрении[4].

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) возникла в глубокой древности. Она помогала человеку объяснить, в силу отсутствия достоверных знаний, существующие природные явления, стихии, катаклизмы и приспособиться к суровым условиям существования. Давала человеку определенную психологическую защиту от агрессивных внешних факторов, давала веру, как в свои собственные силы, так и в поддержку высших (сверхъестественных) сил.

Однако необходимо отметить, что если на ранних стадиях развития первобытнообщинного строя религия выполняла функции объяснения сверхъестественных сил, психологической поддержки и утешения человека, то на более поздних этапах она становится мощным регулятором общественных отношений. Никакие серьезно значимые события или действия людей не происходили без участия жреца с использованием религиозных норм. Например, произнесение жрецом молитв и принесение жертвоприношений богам с просьбой о дожде и хорошем урожае; молитвы богам во время брачных обрядов, исцеления больных, выступления в военный поход или охоту, и т. п.

В свою очередь нормы религии также эволюционируют вместе первобытным обществом. Если на ранних стадиях количество богов являлось достаточно значительным (преобладание тотемизма - поклонение духам животных, птиц, деревьев), то к моменту образования первых государств их количество значительно сократилось, то есть духи ручьев, рек, озер, деревьев, зверей, птиц и т. п. уже не относились к пантеону высших божеств и не требовали всеобщего поклонения.

Моральные нормы - это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло .

Моральные нормы наравне с нормами религии, обычаями, обрядами и другими социальными регуляторами оказывали значительное воздействие на поведение первобытных людей. Родовая община достаточно формально делила всех людей на членов рода и «чужаков». Поэтому все, что делалось на благо рода, морально поощрялось, все, что наносило общине вред, морально осуждалось. Отличие моральных норм от других социальных регуляторов заключалось в том, что их выполнение происходило добровольно, из чувства долга и ответственности, поэтому контролером их исполнения выступала собственная совесть человека. В случае несоблюдения моральных норм род выносил общественное осуждение нарушителю, и последний с чувством вины и угрызениями совести ждал прощения, пытаясь исправить нанесенный вред. Однако если затрагивались общепринятые моральные ценности, то виновник мог быть изгнан из своего рода (племени), становясь изгоем и лишаясь защиты, покровительства своей общины. Например, оскорбление старейшины рода, родителей, излишняя жестокость и неуважение к сородичам, истязание без нужды пленников, убийство священных животных и т. п.

Учитывая суровые жизненные условия, грубость и жестокость первобытных людей, низкий уровень их индивидуальной и общественной культуры, можно сделать вывод о том, что моральные нормы не получили такого широкого распространения, как например обычаи или религиозные нормы.

Таким образом, социальное регулирование в первобытном обществе осуществлялось различными социальными регуляторами, но в отечественной теории государства и права преобладает подход, что, несмотря на многочисленность социальных норм, они носили единый характер, то есть являлись мононормами. Что можно объяснить отсутствием социального разделения в первобытном обществе и неразвитостью социальных норм (отсутствием деления на гражданские, уголовные, трудовые, семейные и другие нормы). Несмотря на то, что мононормы представляли различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (ритуалы, [5]

 

обряды, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы и другие), они были едины в своем воздействии на всех его членов. В настоящее время

учение о мононормах в первобытном обществе признается не всеми уче-

118

ными , некоторые считают его научным вымыслом.

 

[1] См.: Теория государства и права : учебник для юридических вузов / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2003. С. 544.

[2] См.: Там же.

[3] См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. М., 2004. С. 512.

[4] Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. Иркутск, 2008. С. 244.

[5]

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.06.2017)
Просмотров: 248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%