Вопрос о возникновении государства интересовал мыслителей всех времен и народов, поэтому не потерял и в наши дни своего значения и актуальности. В отечественной теории государства и права на данный момент преобладает плюралистический подход, поэтому до сих пор ни одной из теорий происхождения государства не отдается какого-либо существенного предпочтения. Ведя разговор о возникновении государства, рассмотрим наиболее известные теории об его происхождении.
Теологическая теория происхождения государства. Это одна из самых ранних теорий происхождения государства к ее представителям можно отнести Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, Альберта Великого, Жозеф де Местра и др. Однако наиболее ярким представителем этой школы является теолог Фома Аквинский (Томас Аквинат, 1225-1274, сочинения «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др.), который разработал целое научное направление на стыке античной философии и теологии, получившее в честь него название «томизм». Суть теории заключается в следующем. Г осударство, как и весь окружающий человека мир создан богом. Государство это «промысел божий», оно существует до тех пор, пока это угодно богу. Г осударь (монарх, правитель) является проявлением бога на земле, и церковь подтверждает его божественное право на управление людьми. В ранних источниках права (законы Хаммурапи, законы Ману и др.) мы находим документальную аргументацию этому подходу. Считалось, что в монархе течет «божественная» кровь (фараон в Древнем Египте считался сыном бога Солнца - Ра, император Японии - сыном богини солнца Аматерасу, император Китая - сыном Неба), что давало им право осуществлять полноту власти на всей территории государства, не неся за свои поступки никакой юридической ответственности, кроме ответственности перед богом.
В данное время современная наука не признает, но и не отвергает существование Бога, но сама теория признана в отечественной теории государства и права ненаучной. В Европе теория получила дальнейшее развитие, т. к. во второй половине XX века французским философом и социологом Жаком Маритэном было создано новое научное направление «не- [1] отомизм», которое обосновывало происхождение и развитие государства, общества, личности с точки зрения христианских догматов.
Патриархальная теория происхождения государства. Патриархальная теория происхождения государства была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. Ее представителями являются Платон, Аристотель, Конфуций, Фильмер, М. М. Покровский, Н. К. Михайловский и др.
Основателем данной теории по праву считается известнейший греческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который достаточно подробно рассмотрел проблему происхождения государства в своём сочинении «Политика».
Возникновение государства Аристотель связывает с инстинктивным стремлением людей к общению, обусловленным даром речи, служащим не только для выражения радости и печали, что свойственно животным, но и для того, чтобы «высказывать, что полезно и что вредно и также что справедливо и что несправедливо...». Поэтому государство, по мнению философа, является естественной формой общежития, так как человек по природе своей создан для сожития с другими, ибо он является «существом политическим», существом, гораздо более общественным, нежели пчёлы и все другие живые существа[2].
В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Роберт Фильмер в работе «Патриархия, или Естественная власть короля» (1642 г.) со ссылкой на патриархальную теорию происхождения государства доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечества, но и его властелином. Властители же, являясь прямыми потомками Адама, получают его власть над людьми по наследству.
Поэтому суть теории сводится к тому, что государство ассоциируется с разросшейся семьей, где монарх является главой этой семьи - «патриархом», обращающийся и управляющий своими подданными, как отец своими «детьми».
Если же оценивать патриархальную теорию применительно к объективному процессу происхождения государства, то выявляются, как и во всякой другой доктрине, свои плюсы и минусы. Изучение архаичных структур, сохранившихся до наших дней, позволяет, по мнению части специалистов, утверждать, что Аристотель и его последователи были во многом правы. Например, наблюдая за жизнью, бытом североамериканских индейцев, ученые пришли к выводу, что зачатки государственных структур у изучаемых племен, действительно, создавались по аналогии с семьей.
В то же время, другая часть ученых доказывает утверждение о том, что основные положения этой теории убедительно опровергаются современной наукой, ибо якобы установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в ходе разложения первобытнообщинного строя.
Однако теория не может претендовать на универсальность, т. к. непонятно, как могли её создатели увязывать задачи государственного управления, прежде всего обороны и агрессии, с функциями семьи - воспроизводства потомства и совместного потребления.
Патримониалъная теория происхождения государства. Теория была разработана швейцарским историком и государствоведом Карлом- Людвигом Галлером (1768-1854), который обосновал ее в своей работе «Реставрация политической науки». Суть теории. Государство произошло из поземельной собственности (патримониум - право на земельный участок). Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек им также обладает, но только в еще большей мере и более обостренно. Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался к ней привязан накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.
В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно им передается распоряжение землей). Постепенно власть переходит во власть государственную, и собственником земли объявляется государь (король, царь и т. п.). Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей.
Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией и ее людским субстратом. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Франции, Англии и России. Г осударь в свою очередь передает, дарует, жалует землю своим подвластным. Подобным образом образует феодальный сюзеренитет.
Поскольку государь считался патроном всей земли, то и необходимые расходы государства долгое время производились только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривалось не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы управления формировались из его частных слуг. Сами же должности составляли частное состояние, продавались, как и вся собственность. Военная служба не считалась повинностью, а основывалась на договорном найме. Такова суть патримониальной теории.
Недостатком теории можно считать, что при возникновении государства не учитываются политико-юридические, природно-климатические, экономические, культурные и другие факторы, поэтому она также как и предыдущие теории не может претендовать на универсальность.
Ирригационная теория происхождения государства. Автором теории является немецкий ученый Карл Виттфогель (1896-1988, сочинение «Восточная деспотия» (1962 г.). Суть теории. Государство возникло в регионах оросительного земледелия и развитой системы водоснабжения (каналов, арыков, дамб и др.). В Древнем Египте люди, жившие на берегах Нила, научились управлять ежегодными наводнениями и распределять воды Нила на прилегающие территории с помощью системы каналов, дамб и водоподъемных устройств.
В Передней Азии между руслами двух больших рек - Тигра и Евфрата - долины во время весны затапливало разливами рек, а затем в результате засушливого климата они превращались в болота. Поэтому местным племенам, как и в Египте, нужно была провести титаническую работу, чтобы осушить болота и оросить сельскохозяйственные поля, превратить высыхающую после разлива степь в цветущие сады.
Совершенно очевидно, что сложные и трудоемкие ирригационные работы требовали умелой организации и управления большой массой людей. Поэтому ее стали осуществлять специальная категория людей, способная охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, устранить возможные препятствия в ходе строительства организовать и проконтролировать выполнение работ по очистке каналов, обеспечения по ним судоходства, защиты от нападений других племен. Считают, что эти «организаторы» впоследствии став управленцами-чиновниками, расширив свою компетенцию и передавая должности по наследству, стали первыми государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор. Теория подтверждается историческими фактами возникновения Шумерского, Египетского, Вавилонского государств, государств в Древней Индии (в долинах рек Инд и Ганг), Китае (долины рек Янцзы и Хуанхэ). Однако ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре.
Психологическая теория происхождения государства. Психологическая теория была разработана французским социологом Жаном Г абрие- лем Тардом (1843-1903) в работах «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа» и российским правоведом, социологом, философом Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931) в работе «Теория права и государства в связи с теорий нравственности». Суть теории. Государство образовалось в результате деления общества психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять.
Человек существо социальное, у которого есть психологическая необходимость жить в рамках организованного общества и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому психика человека, его чувства, эмоции, переживания играют значительную роль в социальных процессах, в т. ч. создании государства. Однако люди не равны по своим психологическим качествам, одни люди обладают определенной «харизмой», их отличает желание повелевать и подчинять себе других людей, другие люди склонны подчиняться, преклоняться перед авторитетом. Первые становятся лидерами в обществе, а затем представителями публичной власти и составляют государственный аппарат, создают государство.
Действительно, люди по своим психологическим качествам отличаются друг от друга, их психологии имманентно чувство солидарности, коллективизма, ответственности, что существенно отличается от психики животных.
Поэтому данная теория - это значительный прорыв в юридической науке, т. к. она кладет в основу создания государства не экономические факторы, а именно психологические (духовно-нравственные) причины.
Недостатком теории можно считать отрицание материальных факторов (экономических, классовых, ирригационных и др.). Кроме того, в основе теории лежит психологическое чувство солидарности людей, но при этом люди с момента своего рождения постоянно воюют друг с другом, война является вполне привычным занятием при разрешении международных конфликтов, что не укладывается в рамки соответствующей концепции.
Договорная теория происхождения государства. Ее представителями являются Гуго Гроций (1583-1645, сочинение «О праве войны и мира»), Томас Гоббс (1588-1679, сочинение «Левиафан»), Джон Локк (1632-1704, сочинение «Два трактата о правлении»), Жан Жак Руссо (1712-1778, сочинение «Об общественном договоре, или принципы политического права») и др.
В основе теории лежит положение о том, что государство есть результат договора между людьми, социальными группами и иными социальными общностями. Причины для заключения этого общественного договора, каждый из мыслителей видел по-разному. Т. Гоббс, например, считал, что «человек человеку - волк» и люди находятся в состоянии постоянной вражды (состояние войны всех против всех), поэтому для защиты жизни, здоровья, имущества люди ограничили свои естественные права в пользу создания государства. Джон Локк считал, что государство как продукт общественного договора, необходимо для защиты естественных прав человека, обеспечения мира и безопасности в обществе. По мнению, Ж. Ж. Руссо, государство необходимо для достижения и обеспечения равенства между людьми.
120
Но все сторонники данной теории единодушны во мнении, что общественный договор и создание государства преследует цель достижение людьми всеобщей пользы и блага.
Достоинством данной концепции является ее демократический характер, опирающийся на определенные исторические факты (например, создание государства - Соединенных Штатов Америки в процессе борьбы за независимость), отход от теологических позиций в создании государства и права. К недостаткам теории можно отнести, то, что она не подтверждена фактами заключения соответствующих общественных договоров при создании первых государств. Кроме того, недостатком данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и его правителями. Учитывая, что человеку с рождения присуще чувство полной свободы и нежелание каких-либо ограничений, то сомнительно, что тысячи или миллионы людей одновременно готовы поступиться своей свободой и подчиниться государственной власти.
Кроме того, также видна недооценка в происхождении государства объективных (прежде всего социально-экономических, военнополитических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных (духовно-нравственных) начал.
Инцестная (половая) теория происхождения государства. Эту теорию выдвинул и обосновал французский социолог и этнограф Клод Леви- Стросс (1908-2009, сочинения «Антропология», «Первобытное мышление»). Сторонниками данной теории являются отечественные ученые Л. Васильев , А. П. Бутенко . Суть теории. Исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, существования первобытнообщинного строя появления родов, а затем и племен стало введение запрета на кровосмешение и вступление в брак близких родственников (инцест).
Поддержание запрета инцеста требовало наличие особых органов, групп людей, которые бы осуществляли контроль за соблюдением запрета и применяли принуждение, осуществляли наказание в отношении нарушителей. В последствие компетенция этих контрольных органов, социальных групп расширяется (например, проведение свадебных обрядов между представителями разных родов, посвящение юношей в воины, проведение различных состязаний между представителями племен и др.) и они становятся прообразом будущей государственной организации. [3] [4]
Теория подтверждается неопровержимым фактом наложения табу на инцест в первобытном обществе и наличием социальных институтов, механизмов принуждения для выполнения данного запрета, которые в большинстве племен на себя брало народное собрание и совет старейшин, которые изгоняли из племени нарушителей, что в условиях того сурового времени было равносильно смерти. Однако только процессами человеческого воспроизводства, без учета политических, экономических, культурных и иных факторов развития общества вряд ли можно объяснить возникновение государства.
Насильственная теория происхождения государства (теория насилия. Была разработана в XIX веке немецкими учеными Карлом Каутским (1854-1938, сочинения «Этика и материалистическое понимание истории», «Материалистическое понимание истории»), Евгением Дюрингом (1833-1921, сочинение «Ценность жизни») и австрийским экономистом, социологом Людвигом Гумпловичем (1838-1909, сочинения «Раса и государство», «Борьба рас», «История теорий государства»). Суть теории заключается в том, что государство - это результат конфликтов, междоусобных столкновений между людьми. Е. Дюринг является основателем теории внутреннего насилия, предусматривающей насилие одной социальной группы (большинства) над другой (меньшинством) в рамках одной общности, при этом элита создает государство, как механизм управления и принуждения над обществом.
Л. Гумплович, К. Каутский является представителями теории внешнего насилия, когда государство создается в результате агрессии (нападения) одних народов (племен, наций) на другие, и возникает необходимость нации-победителю удержать завоеванную территорию, побежденные народы, богатства в своем владении и подчинении.
Теория подтверждается историческими примерами (Римская империя, империя А. Македонского, Золотая Орда и т. д.) и большинство ученых согласны, что насильственный фактор присутствовал при создании многих государств. Однако завоеваниями, войнами, междоусобицами нельзя объяснить возникновение всех государств, т. к. не учитываются природно-климатические, культурные, экономические и иные факторы (например, Древние Египет, Китай, Вавилон и другие государства, основанные в очагах «поливного» земледелия). Поэтому данная теория также не может претендовать на право считаться универсальной.
Расовая теория происхождения государства. Была разработана на рубеже XIX-XX веков французским социологом Жозефом Артуром де Гобино (1816-1882, сочинение «Опыт о неравенстве человеческих рас») и впоследствии была развита немецкими учеными Фридрихом Ницше (1844-1900, сочинение «Воля к власти»), Гансом Фридрихом Карлом Гюнтером (1891-1968, сочинения «Расология немецкого народа», «Расология Европы»), английским философом, социологом Хьюстоном Стюартом
Чемберленом (1855-1927, сочинение «Основы XIX века»). Суть теории. Теория не представляет какой-либо целостной концепции и включает множество более частных теорий, но все они сводятся к одному, что человеческие расы неравноценны между собой и белая европейская раса является носителем цивилизации и следственно государственности для других отсталых народов желтой и черной расы. Приверженцы данной теории в качестве аргументов приводят возникновение институтов государственности у народов Африки, Азии, Америки в результате их колонизации европейскими государствами Англией, Францией, Испанией, Россией, Г оллан- дией, Бельгией и др. и возникновения у них в последующем государства и права по образцу метрополий. Но несмотря на исторические факты, сама основа теории является антинаучной, т. к. современная генетика доказала несостоятельность идей о неполноценности человека в зависимости от его расовой принадлежности (например, половину населения США составляют выходцы из Азии, Африки, Южной Америки; действующим президентом США является Барак Обама - афроамериканец, что не мешает занимать данному государству лидирующие позиции в мире). Поэтому данная теория, несмотря на аргументы своих сторонников не объясняет глубинность процессов создания государства, т. к. опять же не учитывает экономические, культурные, климатические, географические и другие факторы в жизни народов.
Спортивная теория происхождения государства. Ее основателем в начале XX века стал известный испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955, сочинения «Восстание масс», «История как система», «Спортивная теория происхождения государства»). Суть теории. В первобытном обществе были распространены охотничьи танцы, когда люди перед отправлением на охоту изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться, и наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Совершая эти магические действия, человек в то же время закалял свою волю, вырабатывал точность глаза и меткость руки и т. п. Военные походы также требовали от своих участников физической силы и воинских навыков, что могло быть достигнуто путем долгих и изнурительных тренировок.
Проведение обряда инициации у юношей, также сопровождались различными соревнованиями и играми (бег, борьба, стрельба из лука, метание копья, скачки на лошадях, плавание и др.).
Естественно, что проведение тренировок, военных и спортивных состязаний требовало тщательной организации и контроля со стороны старейшин племен, жрецов, опытных воинов, формировавших специальные коллегии, которые впоследствии стали выполнять не только военноспортивные, но и политические функции (например, проведение олимпийских игр, внешние сношения с другими племенами, решение вопросов войны и мира, руководство военными отрядами и др.), Что постепенно приводит к перерождению этих коллегий (собраний, советов) в государственные институты.
Несомненно, подтверждение этой теории мы можем найти в существовании античных государств (Древняя Г реция, Древний Рим), где существовал культ здорового и физически развитого человеческого тела, мужчины как спортсмена-атлета и физически сильного, выносливого воина. Спортивные и военные состязания носили религиозный (сакральный) характер, победители олимпийских игр приравнивались к полубогам (героям), их образ запечатлевался в скульптурах, а они нередко становились вождями (царями) своих племен (народов).
Однако, Древняя Греция и Рим - это отдельно взятые государства, зарождение большинства государств в Европе, Азии, Африке, Южной Америке шло по совершенно иному пути (например, строительство гигантских ирригационных, религиозных, военных сооружений у египтян, китайцев, майя, ацтеков; развитие торгово-денежных отношений в Европе, Азии; религиозный фактор в Индии, Вавилоне и т. д.). Кроме того, у большинства даже современных народов (народы Крайнего Севера, индейцы в Амазонской сельве, аборигены в Австралии, бушмены или пигмеи в Африке), несмотря на имеющиеся охотничьи обряды, спортивные состязания и т. п., государственность так и не наступила.
Органическая теория происхождения государства. Получила широкую известность в XIX веке в связи с развитием естественных наук, к ее наиболее известным представителям можно отнести швейцарского юриста Иоганна Каспара Блунчли (1808-1881, сочинения «Антропологические очерки», «История общего государственного строя и политики с XVII в. до настоящего времени».), французского социолога Рене Вормса (1869-1926, сочинение «Организм и общество»), английского философа Герберта Спенсера (1820-1903, сочинение «Позитивная политика»). Суть теории. Общество - это живой организм, которое также развивается по законам природы. Государство это тоже живое существо, которое рождается, взрослеет и затем умирает. Происходит определенный естественный отбор, в больном обществе существует слабое государство, которое погибает, т. к. оно поглощается более сильным государством, соответственно более сильным и здоровым народом. Еще античные мыслители Платон и Аристотель в V-IV веке до н. э. сравнивали государство с человеком, то есть с разумным существом. Эта мысль получила развитие в работе Г. Спенсера «Основание социологии», который используя аналогии и термины из биологии выявил определенные общие закономерности в развитии человеческого общества и живых организмов. Человеческое общество (государство) также как и биологические организмы проходит путь эволюции, переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация).
В государстве (живом теле) все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга (это он называл регулирующей системой в общественном организме), используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организма, обеспечивают его жизнедеятельность (это - система органов пищеварения). Г осподствующие классы отвечают за внешние функции, то есть обеспечивают оборону. Есть в организме и специализированная «распределительная система» или своего рода кровеносная система (торговля, транспорт и иные средства сообщения)[5] [6] [7].
Кроме того, научной и учебной литературе по теории государства и права мы встречаем упоминание о волюнтаристской теории
происхождения государства (возникновение государства является последствием волевых усилий конкретной личности, например в государствах африканского континента. Основатель Дж. Ф. Мейтленд- Джонс) и функциональной теории происхождения государства
(возникновение государства объясняется как удовлетворение потребности в выполнении ряда функций, возникших на определенном этапе развития
123
общества и не имеющих своего субъекта. Представитель А. Н. Соколов ).
[1]
[2] См.: История политических и правовых учений : хрестоматия / под ред. О. Э. Лейста. М., 2000. С. 26.
Васильев Л. Становление политической администрации // Народы Азии и Африки. 1980. № 1. С. 175.
[4] Бутенко А. П. Г осударство его вчерашние и сегодняшние трактовки // Г осударство и право. 1993. № 7. С. 19.
[5]
Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие. М., 2009. С. 77.
[6]
Соколов А. Н. Теория права и государства. Калининград, 2002. С. 15.
[7] Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 26-33.
|