Четверг, 28.11.2024, 07:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Теории происхождения права

Теологическая (божественная) теория происхождения права. Представителями данной теории является уже названные Аврелий Августин (Августин Блаженный), Иоанн Златоуст, Альберт Великий, Жозеф де Местр и др. Однако самым ярким представителем и одним из главных разработчиков божественной теории стал идеолог средневекового католицизма Фома Аквинский (Томас Аквинат, 1225-1274, сочинения «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др.). Суть теории. Главным постулатом теории является утверждение о том, что право как и все сущее создано богом, оно ниспослано свыше для регулирования жизни людей и даруется человеку через пророков и правителей. Божественное представление о природе права мы находим в некоторых древних памятниках права, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, а также в мусульманском праве.

Согласно учению Ф. Аквинского мир основан на иерархии форм: божественная, духовная и материальные формы. Во главе иерархии стоит бог, духовный мир возглавляется Папой Римским как наместником бога на земле, материальным миром управляют короли (императоры), которым подчиняются подданные, господам подчиняются рабы.

Соответствующая иерархия характерна и для права, представленного четырьмя видами законов:

вечный закон - это сам божественный разум, управляющий миром;

естественный закон - это отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода;

человеческий закон - это позитивное право или действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный;

божественный закон - это Библия. Этот закон необходим по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде и Библия

 

должна помочь им в этом .

Теологическая теория происхождения права, несмотря на некоторую антинаучность, признается в теократических и клерикальных государствах, в т. ч. в Европе (Ватикан). Учение Ф. Аквинского во второй половине XX века было развито французским ученым Ж. Маритеном и получило название «неотомизма».

Теория естественного права. Теория естественного права возникла давно, к ее представителям можно отнести таких древних мыслителей как Лао Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон. В Новое время к ней обращались в своих трудах Т. Г оббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, в XX в. Р. Штамм- лер, Л. Фуллер, А. Кауфман и др. Поэтому в юридической литературе выделяют ранние теории естественного права, естественно-договорную теорию права и теорию возрожденного естественного права.Сутъ теории. Право существовало всегда и обусловлено окружающим миром и законами природы, частью которой является человек. Естественные права возникают у него с рождения и выражают его природную сущность, жизненные потребности и интересы.

Ранние теории естественного права рассматривали естественное право как закон добродетели, как справедливость по природе, как право справедливого разума.

Представители естественно-договорной теории права считали, что люди изначально были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Однако люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права и договорились создать государство, издающее законы, основанные на естественном праве и карающее нарушителей естественных нрав.

Теория возрожденного естественного права основывается на делении права на естественное и позитивное, но при этом позитивное право закрепляет и защищает наиболее значимые естественные права человека (право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу передвижения и др.), в случае возникновения противоречий приоритет отдается праву естественному.

Историческая теория права. Историческая теория возникла в первой половине XIX в. в Германии как противовес теории естественного права, требовавшей изменения существующего государственного строя и принятию законов, отвечающим «требованиям разума», «природе человека». Теория была разработана немецкими учеными, наиболее известными из которых являлись Г устав Г уго, Фридрих Карл Савиньи и Георг Пухта. Суть теории. Теоретики исторической школы права считали, что право [1]

 

вырастает из национального духа, народного сознания. Право подобно языку народа, его манерам и физическим характеристикам людей развивается и проходит различные этапы. В примитивных обществах право представляет собой небольшое количество общепринятых правил, существующих в форме обычаев и традиций, выражающих народный дух. В современных обществах оно выражено в сложной системе законов, которые создают юристы. Смысл деятельности юристов заключается не в том, чтобы создавать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что существует в народном духе. В этом процессе законодательная деятельность является всего лишь просто последней стадией заключения народного духа в письменную форму законодательного акта.

Право (и частное и публичное) возникает спонтанно и является проявлением особенностей национального характера того или иного народа, как и язык народа, оно не применимо к другим народам. Поэтому право не обладает универсальным характером и должно рассматриваться в контексте конкретного народа (нации), времени и места, а не с точки зрения всеобщих или абстрактных принципов.

Марксистская теория происхождения права. Суть теории. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали историю человеческого общества через призму борьбы антагонистических классов, в которой эксплуататор и эксплуатируемый находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть, а, следовательно, и государственная власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс приспосабливает обычаи и другие социальные нормы в свою пользу, для своих нужд и потребностей, поэтому с этой целью создает необходимые для этого законы. Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления угнетенного класса, то есть возникает в процессе классовой борьбы.

Право, так же, как, впрочем, и другие социальные регуляторы (например, мораль, религия, культура) относится к надстройке общественноэкономической формации (историческому типу общества), которая обусловлена экономическим базисом общества, то есть способом производства, распределения, потребления материальных благ, собственностью на средства производства, уровнем развития производительных сил и другими экономическими факторами. Таким образом, общественное бытие определяет общественное сознание, а соответственно и право.

Психологическая теория происхождения права. Как уже рассматривалось выше, психологическая теория была разработана на рубеже XIX-XX веков французским социологом Жаном Габриэлем Тардом (1843-1903, сочинения «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа») и российским правоведом, социологом, философом Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931) в работе «Теория права и государства

 

в связи с теорий нравственности». Суть теории. Право рассматривается как результат психической деятельности людей, представляющее собой эмоции, чувства, переживания, страдания и иные душевные импульсы человеческой психики, по самым различным причинам. Л. И. Петражицкий различал право позитивное и право интуитивное. Первое исходит от государства в виде законов, второе от человека, как составная часть его психики. Интуитивное право - это право более высшего порядка, которое существует изначально и находит затем свое отражение в законах, судебных решениях и других источниках, устанавливаемых или санкционированных государством.

Теория специализации (происхождения права). Теория была разработана в конце XX века ом Т. В. Кашаниной (сочинение «Происхождение государство и право») как попытка создания универсальной концепции происхождения таких социальных явлений как государство и право. Суть теории. Происхождение права было обусловлено рядом причин.

Во-первых, семья как производственная и экономическая единица стала уступать место предпринимательским объединениям (корпорациям), основанным на объединенных капиталах отдельных людей. Успех же в предпринимательстве достигается не числом, а умением. Стал цениться отдельный человек, обладающий своими неповторимыми личностными качествами. Коллективное сознание уступает место сознанию индивидуалистическому. Человек объявляется главной ценностью. Как видим, дифференциация общества стала куда более дробной, и «дошла» до каждого человека.

Во-вторых, росли и знания об обществе. Экономический прогресс открыл дорогу развитию особого вида деятельности, связанного с «добычей» знаний об окружающем мире - науке. Благодаря науке возросла просвещенность общества, и вера в бога оказалась во многом подорванной. Это еще одна, хотя может быть и не главная, причина появления права.

В процессе постепенного развития социальное регулирование приобретает новые качества и принимает правовую окраску .

В связи с этим, возникновение права Т. В. Кашаниной связывает с наступлением третьего вида социальной специализации (после экономической и политической) - идеологической специализации, когда социальное регулирование религиозными нормами (сначала языческими, а затем нормами монорелигии) уступают место правовому регулированию и властвующим субъектам необходимо обеспечить себе не только религиозную поддержку и материальную основу для управленческой деятельности, но и правовую защиту. [2]

Примирительная теория происхождения права. Была разработана американским ученым-юристом Гарольдом Берманом (1918-2007, сочинения «Природа и функции права: введение для студентов изящных искусств и наук», «Западная традиция права: эпоха формирования», «Право и революция: становление западной системы права») и шведским ученым Эриком Аннерсом (сочинение «История европейского права») во второй половине XX века. Имеет много приверженцев в Европе и США. Суть теории. Право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами.

Между родовыми группами часто случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Для защиты соплеменников от нападений других племен, охраны своей территории, групповой охоты требовалось наличие достаточного количества воинов, то крайне невыгодно было терять людей во внутренних конфликтах. Конфликты же между родами являлись делом постоянным и привычным (занять лучшее место на стоянке, использовать более выгодную территорию, приобрести большее число женщин и др.), уносившим в результате действующего обычая кровной мести много жизней древних людей.

Поэтому из договоров о примирении между родами, заключаемых первоначально на народном собрании, затем на совете старейшин, возникло, как считают приверженцы этой теории, примирительное право.

Изначально примирительное право закреплялось в нормах обычаев, передававшихся из поколения в поколение. Однако постепенно правила примирения стали усложняться, происходит их дифференциация и на основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла система правовых норм, которая получила впоследствии свое оформление в законодательстве, т. е. в форме общеобязательных предписаний исходящих от государства и гарантированных силой государственного принуждения, в т. ч. путем применения суровых санкций для правонарушителей.

Регулятивная теория происхождения права. Она распространена в азиатских странах, имеет своих последователей и в России. Жесткие климатические и географические условия в странах Азии обусловили главенствующую роль государства в обеспечении порядка и стабильности, организации и проведении масштабных общественных работ, строительстве крупных военных, ирригационных, транспортных объектов в трудных природных условиях. Суть теории. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны.

На первом этапе общественного развития посредством правовых норм закреплялось: распределение территории между родами и племенами, определение порядка использования пастбищ, лесов, водоемов (например, для рыбной ловли или установление запрета на сбрасывание в него отходов), установление правил экзогамии, запреты инцестов, запреты на убийства, телесные повреждения, колдовство, воровство, увод чужих жен и др.

Затем с развитием производства и частной собственности возникает необходимость регламентировать порядок приобретения землевладения, сельскохозяйственное производство (например, манориальное право в период средневековья).

Развитие средств сообщения, средств производства, торговых отношений, городов вызвало за собой установление правил мореплавания, норм цехового (гильдейского) права, торгового права, городского права. С усилением позиции церкви в регулировании общественных отношений становится значимым и влияния норм канонического права.

Впоследствии общественные отношения между людьми все более усложняются (экономические, политические, культурные, семейные) и требуют дальнейшего регулирования со стороны норм права, т. к. нормы морали, обычаев, религии, корпоративные нормы уже не в состоянии выполнять роль эффективных социальных регуляторов. Это приводит к появлению и дальнейшему развитию права.

Таким образом, несмотря на достаточно большое количество существующих в юридической науке теорий о происхождении государства и права, ни одна из них не может претендовать на право универсальной и объясняющей все глубинные явления и процессы их возникновения. В связи с этим, в современной науке теории государства и права преобладает интегративный подход, предполагающий, что в основе появления государства и права лежат многочисленные факторы: политические, экономические, культурные, природно-климатические, географические и иные, которые в большей или меньшей степени оказали влияние на формирование у каждой нации, народности таких социальных феноменов как государство и право.

 

[1]

[2]

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.06.2017)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%