Референдум и свободные выборы являются одной из основ демократического государства, формой непосредственной демократии, позволяющей реализовать право каждого участвовать в управлении делами государства. Основные принципы выражения гражданином своей воли при проведении референдума и выборов в Российской Федерации отвечают международным избирательным стандартам, сформулированным в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека <1>, отражающей демократическое правосознание мирового сообщества, и закрепленным в п. п. "a" и "b" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах <2>, согласно которым каждому гражданину разрешается принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод <3> в ст. 3 содержит обязательства сторон проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти.
--------------------------------
<1> Принята Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. (Российская газета. 1995. 5 апр.)
<2> Принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. (Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291).
<3> Подписан в Париже 20 марта 1952 г.
Право граждан РФ (за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, закрепленное ст. 32 Конституции РФ, обеспечивается возможностью судебной защиты (ст. 46 Конституции РФ).
Порядок проведения выборов, референдумов и гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах регламентированы Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" <1> (в ред. от 24 апреля 2008 г.), Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <2> (в ред. от 20 марта 2011 г.) (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), федеральными законами, определяющими процедуру выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Ряд норм, касающихся порядка проведения выборов, содержится в Федеральных законах от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3> (в ред. от 3 мая 2011 г.), от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" <4> (в ред. от 5 апреля 2011 г.) и других нормативных правовых актах.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.
<2> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
<3> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<4> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
Порядок проведения выборов, формирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления регулируется конституциями (уставами), законами и иными нормативными актами субъектов РФ, которые не могут снижать уровень гарантий избирательных прав граждан, установленных федеральным законодательством. Отдельные вопросы, связанные с проведением муниципальных выборов, могут содержаться в уставах муниципальных образований.
Разъяснения, данные в целях формирования единообразной практики применения законодательства о выборах и референдумах, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2011. 8 апр.
В судебном порядке защищаются избирательные права граждан РФ:
активное избирательное право, т.е. право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
право на участие в референдуме.
Судебной защите подлежат права, нарушенные на любой стадии избирательного процесса: при назначении выборов, референдума, регистрации (учете) и составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума, при формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, при выдвижении и регистрации кандидатов, регистрации инициативы проведения референдума, проведении предвыборной агитации, финансировании выборов, при организации и осуществлении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов, референдума и их опубликовании.
Заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме должно соответствовать по форме и содержанию требованиям, предъявляемым ст. ст. 131, 132, абз. 2 ч. 1 ст. 247 ГПК РФ. В нем должно быть указано, какие конкретно решения, действия (бездействие) заявитель считает незаконными, какие именно права и свободы лица, обращающегося с заявлением в суд, либо иных участников избирательного процесса, права и свободы которых заявитель в соответствии с законом призван защищать, нарушены этими решениями, действиями (бездействием), в чем выражается просьба заявителя (включить в список избирателей, признать незаконным решение об отказе в регистрации кандидатом, отменить регистрацию кандидата в связи с нарушением правил ведения предвыборной агитации, отменить решение определенной избирательной комиссии об итогах голосования и т.п.). К заявлению прилагаются его копии по числу участвующих в деле лиц, копии оспариваемого решения или документы, подтверждающие факт совершения оспариваемых действий (бездействия). Лица, правомочные в силу ст. 259 ГПК РФ обращаться в суд с заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдуме, не освобождаются от уплаты государственной пошлины, кроме прокурора и тех избирательных комиссий, которые являются государственными органами (подп. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ). Поэтому к заявлению должен быть приложен документ об уплате государственной пошлины в размере 200 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), если заявитель не имеет льгот при обращении в суды общей юрисдикции.
Подсудность дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме зависит от характера заявленного требования, уровня избирательной комиссии, комиссии референдума, решение (действие, бездействие) которой оспаривается.
Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ).
Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ (п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ).
Все остальные дела, не указанные в ст. ст. 26, 27 ГПК РФ, подсудны районному суду. Обратим внимание на то, что именно районный суд рассматривает дела об оспаривании действий или бездействия (за исключением бездействия в форме уклонения от принятия решения) Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, хотя дела об оспаривании решений этих избирательных комиссий подсудны в зависимости от уровня избирательной комиссии Верховному Суду РФ или областным и равным им судам. Здесь важно определиться с содержанием понятия "уклонение от принятия решения", так как от этого зависит выбор суда соответствующего уровня, в который может быть подано заявление.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в п. 13 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнила (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5).
Статьей 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что решения избирательной комиссии принимаются на ее заседании коллегиально и подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Документ, принятый в ином порядке (например, ответ, письмо члена избирательной комиссии), не является решением, заявление об оспаривании такого документа подсудно районному суду. Названной статьей определены случаи, когда избирательная комиссия обязана принять решение на своем заседании. В иных случаях избирательная комиссия самостоятельно определяет порядок рассмотрения поставленного вопроса и форму принятия по нему решения. Суд не может обязать избирательную комиссию рассмотреть вопрос в том порядке, о котором просит заявитель, что можно пояснить на нижеприведенном примере.
Н. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил возложить на ЦИК России обязанность рассмотреть в коллегиальном порядке его жалобу по вопросу невключения его в список кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы. В принятии заявления определением судьи было отказано по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Исходя из приведенных выше положений Федерального закона процедура принятия решения по обращению, по которому законом не предусмотрено обязательное принятие ЦИК России на своем заседании коллегиального решения, определяется самостоятельно избирательной комиссией, которая обязана дать ответ по такому обращению. Из содержания заявления и приложенных к нему материалов видно, что жалоба Н. на нарушение избирательных прав была рассмотрена ЦИК России и по ней дан ответ от 3 февраля 2010 г. Заявитель, не оспаривая данный ответ по существу, ставит вопрос о рассмотрении его обращения в том порядке, который он считает необходимым, и принятии решения в указываемой им форме. Таким образом, требования заявителя сводятся к обязанию ЦИК России принять по его жалобе соответствующее решение в предлагаемой им форме, т.е. фактически к обязанию ЦИК России рассмотреть вопрос по предписанной судом процедуре и принять по нему решение в определенной судом форме, что привело бы к вторжению в компетенцию этого федерального государственного органа <1>.
--------------------------------
<1> Определение судьи Верховного Суда РФ от 16 марта 2010 г. N ГКПИ10-294.
Процессуальные нормы, разграничивающие подсудность дел между судами различного уровня, не всегда правильно понимаются и при подаче заявлений об оспаривании решений вышестоящих избирательных комиссий о результатах выборов по основанию нарушений, допущенных на избирательных участках при голосовании и подведении итогов выборов.
Нарушения избирательного законодательства при голосовании и подведении итогов голосования на отдельных избирательных участках, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на этих избирательных участках, могут повлечь за собой признание выборов недействительными, но только в том случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе (подп. "б" п. 9 ст. 70 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). При оспаривании по этим мотивам результатов выборов представляются доказательства, подтверждающие признание компетентными судами недействительными решений участковых избирательных комиссий, дело рассматривается в зависимости от уровня избирательной комиссии, определившей результаты выборов, Верховным Судом РФ или соответствующим областным и равным ему судом.
Однако вышестоящий суд неправомочен обсуждать вопрос о законности решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования, если они не признаны в установленном порядке недействительными. Согласно указанным выше правилам подсудности решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования, а также их действия (бездействие) могут быть оспорены в районном суде. В судебном процессе по делу об оспаривании результатов выборов в качестве заинтересованного лица участвует избирательная комиссия, определившая результаты выборов, и проверка при рассмотрении этого дела законности решений и действий участковых избирательных комиссий, не участвующих в деле, лишила бы участковые избирательные комиссии возможности привести свои возражения, представить доказательства в их подтверждение и нарушила бы их право, гарантированное ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Если заинтересованное лицо, обладающее правом на обращение в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, считает, что на конкретных избирательных участках допущены нарушения законодательства о выборах и референдумах, не позволяющие определить действительную волю избирателей, то оно может оспорить решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования в соответствующие районные суды.
Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ осуществляется судом с учетом особенностей, определенных гл. 26 ГПК РФ и процессуальными нормами, содержащимися в федеральных законах, регулирующих проведение выборов и референдумов.
Важной особенностью, которая должна учитываться при подаче заявления в суд и рассмотрении судьей вопроса о принятии заявления к производству суда, является наличие специальных норм, с учетом которых следует определять возможность рассмотрения и разрешения поданного заявления в порядке гражданского судопроизводства.
Во-первых, ст. 259 ГПК РФ, ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливают круг лиц, правомочных обращаться в суд с заявлениями об оспаривании решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме. К ним относятся избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор. Избирательные комиссии, комиссии референдума всех уровней наделены правом обращения в суд в случаях, предусмотренных законом. Субъекты обращения в суд с заявлениями о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума перечислены в ст. 31 названного Федерального закона.
Во-вторых, право указанных лиц на обращение в суд не является безусловным. Они не могут требовать устранения любых нарушений избирательного законодательства, вправе обращаться за судебной защитой лишь своих избирательных прав и права на участие в референдуме либо прав тех субъектов избирательного процесса, права, свободы и законные интересы которых они призваны защищать в соответствии с действующим законодательством.
Так, согласно ч. 3 ст. 259 ГПК РФ, п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также прокурора в случаях, установленных федеральным законом. Если заявление подано иным лицом, то в принятии такого заявления судья должен отказать на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Другой особенностью, предопределенной жесткими временными рамками избирательного процесса, является установление сокращенных сроков на обращение с заявлением в суд и детальная их регламентация в зависимости от характера заявленного требования.
По общему правилу заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав и права на участие в референдуме (ч. 1 ст. 260 ГПК РФ). Данный срок в случае его пропуска по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен в соответствии с положениями ст. 112 ГПК РФ.
Однако для отдельных требований установлены сокращенные сроки, возможность восстановления которых отсутствует. Так, заявление об оспаривании решения комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов - не позднее чем за восемь дней до дня голосования (ч. ч. 2, 3 ст. 260 ГПК РФ, п. п. 2, 5 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Названные заявления, для подачи которых установлены различной длительности сокращенные сроки, имеют существенные отличия и по кругу обстоятельств, подлежащих доказыванию. В первом случае основанием для отмены решения о регистрации являются обстоятельства, имевшие место до регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовавшие регистрации, а во втором случае - вновь открывшиеся обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации, но не были известны и не могли быть известны избирательной комиссии, либо обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях избирательного законодательства, допущенных после регистрации кандидата, списка кандидатов.
Сокращенный срок установлен и для подачи в суд заявления о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, такое заявление должно быть подано в сроки, определенные в соответствии с п. 5 ст. 31 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Указанные сокращенные сроки обращения с заявлением в суд восстановлению не подлежат независимо от причин их пропуска. Не подлежит восстановлению и годичный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 260 ГПК РФ для подачи после опубликования результатов выборов, референдума заявления о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме. Недопустимость восстановления всех названных сроков требует от участников избирательного процесса оперативности при подготовке заявления для обращения в суд. Если заявление подается с нарушением срока, то в его принятии по данному основанию не может быть отказано. В таком случае назначается предварительное судебное заседание, в котором исследуется факт пропуска сокращенного срока на обращение в суд и при его установлении принимается решение об отказе в удовлетворении заявления по этому основанию.
Сроки обращения в суд являются процессуальными, их исчисление производится в соответствии с нормами гл. 9 ГПК РФ. При определении начала течения и окончания этих сроков неприменимы правила, установленные п. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, согласно которым если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события. Указанные специальные правила касаются порядка исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяются на порядок исчисления процессуальных сроков, определенный ст. ст. 107, 108 ГПК РФ, согласно которым течение процессуального срока начинается на следующий день после даты или наступления события, а если последний день этого срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
При обращении в суд с заявлением о защите избирательных прав, права на участие в референдуме следует учитывать и процессуальные сроки, в течение которых суд должен рассмотреть заявление, с тем чтобы рассчитывать свои действия в период избирательной кампании. Так, суд принимает решение по заявлению, поступившему в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по заявлению, поступившему в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за ним, - немедленно, в случае если содержащиеся в заявлении факты требуют дополнительной проверки - не позднее чем через 10 дней; по заявлению о неправильности в списках избирателей, участников референдума - в течение трех дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего голосованию, а в день голосования - немедленно; по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума - не позднее чем за три дня до голосования; по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума - не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд (ч. ч. 6, 7, 10, 11 ст. 260 ГПК РФ).
По заявлению лиц, участвующих в деле, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству могут быть применены меры обеспечения, например наложен запрет на осуществление определенных действий, нарушающих правила проведения предвыборной агитации. Однако в период избирательной кампании, кампании референдума и до дня опубликования результатов выборов, референдума не могут применяться следующие меры обеспечения: наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума (ч. 3 ст. 260.1 ГПК РФ).
Дела, связанные с защитой избирательных прав и права на участие в референдуме, различаются в зависимости от субъекта, допустившего предполагаемое нарушение, послужившее поводом для обращения с заявлением в суд:
1) дела о защите избирательных прав (права на участие в референдуме), нарушенных решениями и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений и их должностных лиц. Предметом оспаривания по таким делам могут быть решения и действия (бездействие) указанных органов и должностных лиц, в результате которых: не соблюдаются требования закона о назначении даты выборов; нарушается порядок формирования избирательных округов; граждане исключаются из списка избирателей, участников референдума; нарушается порядок формирования избирательных комиссий, комиссий референдума; создаются препятствия в осуществлении избирательных прав; на участников выборов и референдумов возлагаются не предусмотренные законом обязанности; незаконно отказывается в приеме документов либо в регистрации кандидата (списка кандидатов); незаконно производится регистрация кандидата (списка кандидатов); нарушаются правила подсчета голосов избирателей, участников референдума, подведения итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
Под решениями понимаются облеченные в установленную форму правовые акты органа публичной власти (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума), распорядительные правовые акты должностного лица органа публичной власти, документы коллегиального органа общественного объединения, политической партии, имеющие правовое значение. Действия выражаются в форме активного поведения уполномоченного органа (должностного лица), отражающего их волеизъявление, не облеченное в определенную форму, а бездействие - в форме их пассивного поведения, заключающегося в невыполнении предписанной законом обязанности совершить определенное действие, совокупность действий, принять решение в установленный срок;
2) дела по заявлениям, связанным с нарушениями законодательства о выборах и референдумах, допущенными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума. По таким делам может ставиться вопрос об отмене регистрации, отмене результатов выборов, отмене решения о допуске к распределению депутатских мандатов, решения о признании избранным в многомандатном избирательном округе в качестве санкции за допущенное правонарушение. В этих случаях основаниями для обращения в суд являются незаконное использование служебного или должностного положения участниками выборов, референдумов, незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, подкуп избирателей, несоблюдение при проведении предвыборной агитации установленных законом ограничений, сокрытие кандидатом сведений о своей судимости и т.п.
Обстоятельства, имеющие значение по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, доказательства, которые должны быть представлены в их подтверждение, а также распределение бремени доказывания зависят от предмета и основания заявленного требования.
При оспаривании решений, действий (бездействия) публичной власти и ее должностных лиц обязанность по доказыванию законности этих решений и действий возлагается на органы публичной власти, должностных лиц. Если же ставится вопрос, например, об отмене регистрации кандидата в связи с использованием им своего должностного или служебного положения, то обстоятельства, свидетельствующие о таком нарушении, должны быть доказаны лицом, обратившимся с заявлением в суд.
При подготовке дел к судебному разбирательству необходимо учитывать, что федеральный законодатель в отдельных случаях определяет обстоятельства, которые при установлении их судом признаются достаточным основанием для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов.
Во-первых, это вновь открывшиеся обстоятельства, которые существовали на стадии, предшествующей регистрации кандидата (списка кандидатов), и являлись безусловным основанием для отказа в регистрации (например, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права), но не были известны и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов). Во-вторых, таким обстоятельством является использование кандидатом, избирательным объединением денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда в сумме, превышающей установленный законом предельный размер. Суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие не только размер израсходованных помимо средств избирательного фонда денежных средств, но и тот факт, что эти денежные средства расходовались на проведение избирательной кампании (на изготовление агитационных материалов, организацию концертов, проводимых с целью побудить избирателей голосовать за определенного кандидата, и т.п.).
Однако не всегда достаточно установления самого факта нарушения законодательства о выборах и референдумах, негативные последствия допущенного нарушения могут наступить лишь при определенных условиях.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основаниями для отмены соответствующим судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов являются: нарушение правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов; незаконный отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанный таковым после дня голосования, а также другие нарушения законодательства о выборах. Вместе с тем нарушение отдельных избирательных процедур само по себе не может служить основанием для отмены решения избирательной комиссии, если оно не повлекло серьезных неустранимых последствий. Суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие не только сам факт нарушения, но и то обстоятельство, что выявленное нарушение носит необратимый характер и не позволяет с достоверностью определить действительную волю избирателей. Только при этом условии может быть избран такой способ восстановления права, как отмена итогов голосования, результатов выборов.
Регистрация кандидата (списка кандидатов) в качестве санкции за совершенное правонарушение может быть отменена при условии, что избранный способ восстановления нарушенных избирательных прав адекватен характеру (значению, содержанию, объему, степени распространения) совершенного правонарушения и не повлечет необоснованного ограничения пассивного избирательного права кандидата.
Использование кандидатом, руководителями избирательных объединений преимуществ должностного или служебного положения признается основанием для отмены регистрации только в случае, если данное нарушение является неоднократным. Поэтому суду должны представляться доказательства, свидетельствующие о совершении указанными лицами таких действий не менее двух раз.
Отмена результатов выборов за нарушения, допущенные кандидатом, избирательным объединением в период избирательной кампании, допустима (за исключением оговоренных в федеральном законе случаев), если в результатах выборов вследствие этих нарушений неадекватно отражена действительная воля избирателей. Обстоятельствами, при установлении которых может быть сделан такой вывод, являются невозможность достоверного определения количественных результатов состоявшегося голосования, необеспечение условий, необходимых для свободного волеизъявления избирателей, характер выявленного правонарушения, продолжительность, массовость, степень воздействия на свободу волеизъявления избирателей и др.
Определение доказательств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, и их соответствия требованиям допустимости осуществляется исходя из предмета и основания заявленного требования. Например, по делу об отмене регистрации кандидата в связи с подкупом им избирателей могут быть представлены любые доказательства, в том числе показания свидетелей, подтверждающие совершение в период избирательной кампании, кампании референдума действий, побудивших или побуждающих избирателей, участников референдума голосовать за или против определенного кандидата (списка кандидатов), поддержать инициативу референдума или отказаться от такой поддержки, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. Такие действия могут выражаться в виде вручения избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, оказания им безвозмездных услуг, льготной продажи товаров и т.п.
Если обстоятельства, свидетельствующие о нарушении законодательства о выборах и референдумах, должны в соответствии с законом подтверждаться определенными средствами доказывания, то суду должны быть представлены такие доказательства.
К участию в деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме в качестве заинтересованных лиц должны быть привлечены не только лица, чьи решения (действия, бездействие) оспариваются, но и другие лица, права и охраняемые законом интересы которых могут быть затронуты решением суда. В частности, при оспаривании зарегистрированным кандидатом решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу к участию в деле должен быть привлечен и кандидат, решение о регистрации которого оспаривается, поскольку предметом судебной проверки являются обстоятельства, связанные с реализацией им пассивного избирательного права, и решение по делу может непосредственно отразиться на его правах и обязанностях.
|