Специфика законодательства о защите прав потребителей и особенности его применения обусловлены последовательным претворением в жизнь конституционного положения, закрепляющего приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваться правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Отличительной чертой данного законодательства является усиление материально-правовых гарантий прав граждан, участвующих в качестве потребителей на рынке товаров и услуг, а также наделение их дополнительными процессуальными правами и льготами в гражданском судопроизводстве. Повышенная государственная защита предоставляется указанной категории граждан как экономически более слабой и зависимой стороне по сравнению с организациями и индивидуальными предпринимателями в целях обеспечения равноправия всех участников гражданско-правовых отношений.
Нормы, определяющие права сторон в обязательствах, вытекающих из соответствующих гражданско-правовых договоров между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, содержатся в ГК РФ. В этих обязательствах гражданин-потребитель пользуется правами стороны в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными ему законодательством о защите прав потребителей. Законодательство РФ, регулирующее отношения с участием потребителей, применяется к отношениям в области защиты прав потребителей в случаях, когда ГК РФ прямо указывает на это, а при отсутствии такого указания - когда названное законодательство конкретизирует и детализирует нормы ГК РФ, регламентирующие данные отношения, либо ГК РФ не регулирует эти отношения, а также тогда, когда ГК РФ допускает возможность установления законодательством РФ иных правил, чем предусмотрено ГК РФ.
Особое значение в системе нормативных актов, регламентирующих отношения с участием потребителей, имеет Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <1> (в ред. от 23 ноября 2009 г.) (далее - Закон о защите прав потребителей), который согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
Нормы права, направленные на защиту прав потребителей в отдельных сферах деятельности, содержатся также в специальных законах, например в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <1> (в ред. от 28 июня 2009 г.), определяющем ответственность операторов почтовой связи и размер подлежащих возмещению ими убытков (ст. 34), ФЗ от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <2> (в ред. от 23 февраля 2011 г.), устанавливающем гарантии защиты прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи (гл. 9), и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.
<2> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
Федеральный законодатель, обеспечивая соблюдение гарантий защиты прав потребителей в гражданско-правовых отношениях, установил уголовную и административную ответственность за деяния, влекущие нарушение этих прав. В частности, уголовная ответственность предусмотрена за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ); административная ответственность - за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ), продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации (ст. 14.5 КоАП РФ), нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).
Закон о защите прав потребителей допускает регулирование рассматриваемых отношений исключительно нормативными правовыми актами федерального уровня, органы государственной власти и органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены. Право издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, предоставлено Правительству РФ, которое не может поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей (п. 2 ст. 1 Закона о защите прав потребителей).
Следовательно, акты органов государственной власти, принятые за пределами их полномочий, и акты органов местного самоуправления не могут учитываться при определении правовых норм, подлежащих применению по делам о защите прав потребителей, как не имеющие юридической силы. Это в равной мере относится и к тем нормативным правовым актам указанных органов, которые расширяют права потребителей, иное допускало бы возможность умаления прав продавцов и исполнителей по сравнению с тем, как они определены федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
Правительство РФ, реализуя предоставленные ему полномочия, издало значительное количество нормативных правовых актов, развивающих нормы федеральных законов в области защиты прав потребителей с учетом особенностей реализации соответствующих видов товаров (работ, услуг). В качестве примера можно назвать утвержденные Правительством РФ Правила продажи товаров по образцам (Постановление от 21 июля 1997 г. N 918 <1> (в ред. от 27 февраля 2007 г.)), Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (Постановление от 15 августа 1997 г. N 1025 <2> (в ред. от 1 февраля 2005 г.)), Правила продажи отдельных видов товаров, Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (Постановление от 19 января 1998 г. N 55 <3> (в ред. от 27 января 2009 г.)), Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (Постановление от 18 мая 2005 г. N 310 <4> (в ред. от 10 марта 2009 г.)), Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление от 23 мая 2006 г. N 307 <5> (в ред. от 29 июля 2010 г.)), Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (Постановление от 18 июля 2007 г. N 452 <6>), Правила продажи товаров дистанционным способом (Постановление от 27 сентября 2007 г. N 612 <7>) и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.
<2> СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3979.
<3> СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.
<4> СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 2030.
<5> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2501.
<6> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3942.
<7> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4894.
По делам, связанным с применением законодательства в области защиты прав потребителей, следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные им в Постановлении от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" <1> (в ред. от 29 июня 2010 г.).
--------------------------------
<1> Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1967 - 2007. С. 51.
В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей регулируются специальными федеральными законами (например, отношения по предоставлению услуг связи, по туристическому обслуживанию, по перевозке и т.п.), к этим отношениям Закон о защите прав потребителей применяется в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.
При принятии к производству суда заявлений и подготовке к судебному разбирательству дел по спорам, вытекающим из отношений, на которые распространяется законодательство о защите прав потребителей, следует знать содержание основных понятий, используемых в Законе о защите прав потребителей, раскрытых в его преамбуле. Без этого невозможно правильно решить многие процессуальные вопросы (о подсудности дела, размере государственной пошлины, распределении бремени доказывания и др.), а также определить материальный закон, подлежащий применению по делу, и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем может быть только физическое лицо, организация ни при каких условиях не может стать им. Основополагающей является также цель, с которой гражданин вступает или имеет намерение вступить в договорные отношения. Он признается потребителем лишь в том случае, когда заказывает, приобретает, использует товары (работы, услуги) для личного (семейного, домашнего) потребления; если же он делает это для нужд, связанных с ведением предпринимательской деятельности, то возникающие отношения не подпадают под сферу действия законодательства о защите прав потребителей. Это не исключает возможности признания потребителем гражданина, зарегистрированного в качестве предпринимателя, если заказываемые, приобретаемые, используемые им товары (работы, услуги) предназначены для удовлетворения его личных, бытовых и иных не относящихся к предпринимательской деятельности нужд, например покупки мебели, оборудования, других предметов, используемых им и его членами семьи для отдыха на дачном участке.
Изготовителем, исполнителем, продавцом признаются организации (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальные предприниматели, производящие или реализующие товары, а также выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездным договорам.
Из определения указанных понятий следует, что на договорные отношения законодательство о защите прав потребителей может быть распространено лишь в том случае, если договоры носят возмездный характер и заключены между гражданином, признаваемым потребителем, с одной стороны, и организацией или индивидуальным предпринимателем - с другой. Причем, как представляется, договоры должны быть заключены в рамках осуществления организациями или индивидуальными предпринимателями своей хозяйственной деятельности по реализации товаров (работ, услуг) потребителям. Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением о том, что предусмотренные Законом о защите прав потребителей требования могут быть заявлены "...любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, продавшему ту или иную вещь физическому лицу, если использование этой вещи не связано с осуществлением предпринимательской деятельности" <1>. В частности, если организация, индивидуальный предприниматель, не занимающиеся производством и реализацией мебели, продают гражданину по разовому договору излишние предметы имеющейся у них мебели, то нет никаких оснований полагать, что возникшие отношения подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей. Иное противоречило бы определениям понятий изготовителя, исполнителя и продавца, приведенным в преамбуле Закона о защите прав потребителей.
--------------------------------
<1> Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". 4-е изд. М., 2009. С. 14.
Факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности без образования юридического лица подтверждается данными о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя либо о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является этот гражданин (п. п. 1, 2 ст. 23 ГК РФ). Если в процессе подготовки дела к судебному разбирательству сторона заявляет о том, что другая сторона, не будучи зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, фактически осуществляла предпринимательскую деятельность и сделка, по поводу которой возник судебный спор, заключена для целей этой деятельности, то сторона, сделавшая такое заявление, должна представить суду соответствующие доказательства. При доказанности данного обстоятельства суд, основываясь на положениях п. 4 ст. 23 ГК РФ, может не признать потребителем гражданина, приобретшего товары (работы, услуги) для нужд предпринимательской деятельности, осуществляемой им без государственной регистрации, либо применить к спорному правоотношению законодательство о защите прав потребителей, если ответчик занимался предпринимательской деятельностью с нарушением установленных требований о государственной регистрации.
Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, специально созданная на территории РФ изготовителем (продавцом), в том числе иностранным, или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории РФ, выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным, и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
Исходя из приведенного определения понятий уполномоченные организации или индивидуальный предприниматель могут представлять интересы изготовителя и продавца товара; возможность выполнения ими на основании договора с исполнителем определенных функций в отношении работ и услуг законом не предусмотрена.
Импортером признается организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории РФ.
Все указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели, в каком бы качестве они не выступали, могут нести ответственность за нарушение прав потребителей и являться надлежащими ответчиками по делам о защите прав потребителей.
В преамбуле Закона о защите прав потребителей даны также основные определения, относящиеся к предмету договоров, заключаемых с потребителем.
Недостаток товара (работы, услуги) определяется как несоответствие любому из нижеуказанных критериев:
обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, например, содержащимся в нормативном правовом акте, изданном федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции;
условиям договора, а при их отсутствии или неполноте - обычно предъявляемым требованиям, например к комплектующим изделиям, прилагаемым к соответствующему товару;
целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, например очевидно, что зонт от дождя согласно своему предназначению не должен пропускать воду;
целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора. Последующее сообщение потребителем цели приобретения им товара (работы, услуги) не может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении продавцом (исполнителем) своих обязательств, если отсутствуют для этого иные основания;
образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу, т.е. по показательному экземпляру изделия, и (или) описанию, содержащему перечень потребительских свойств предлагаемого товара.
Существенным недостатком товара (работы, услуги) признается такой недостаток, который:
является неустранимым по объективным причинам (например, испорченные продукты);
не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, например когда для выявления и устранения неисправности автомобиля требуется полная замена его основных конструкций;
выявляется неоднократно или проявляется вновь после его устранения;
другие подобные недостатки.
Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды в течение всего периода существования товара при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги) для потребителя, его имущества и окружающей среды.
Приведенные понятия являются ключевыми при разрешении вопроса о возможности распространения на спорное правоотношение законодательства о защите прав потребителей и определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также необходимых для их подтверждения доказательств. В частности, должны быть представлены документы, на основе которых можно определить характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности, размер понесенных убытков (договоры, накладные, квитанции, кассовые и товарные чеки, приходные ордера, инструкции по эксплуатации, выписки из прейскурантов цен, расчет убытков и др.). В процессе подготовки дела к судебному разбирательству по ходатайству заинтересованной стороны судом также может быть назначена экспертиза для выяснения существенности выявленного недостатка проданного товара либо соответствия товара требованиям безопасности.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 дан примерный перечень гражданско-правовых договоров, из которых могут возникать отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей. В частности, к ним относятся договоры розничной купли-продажи, аренды, включая прокат, найма жилого помещения в части выполнения соответствующих работ и оказания услуг, подряда, перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии, хранения. Данные отношения могут также возникнуть из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных и иных нужд потребителя, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (предоставление кредитов, ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, прием от граждан и хранение ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг), а также из других договоров, направленных на удовлетворение таких нужд потребителя.
В судебной практике возник вопрос о возможности применения законодательства о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договора имущественного страхования. Правовых оснований для этого не имеется, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <1> (в ред. от 29 ноября 2010 г.) страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Целью страхования при заключении договора имущественного страхования является погашение за счет страховщика риска имущественной ответственности перед другими лицами или риска возникновения иных убытков в результате страхового случая, что не позволяет отнести отношения по имущественному страхованию к отношениям, являющимся предметом регулирования законодательства о защите прав потребителей <2>.
--------------------------------
<1> Ведомости РФ. 1993. N 2. Ст. 56.
<2> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2008 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г. // БВС РФ. 2008. N 8.
Можно очертить примерный круг гражданско-правовых отношений, не подпадающих под действие законодательства о защите прав потребителей. Это прежде всего внедоговорные отношения, отношения, связанные с осуществлением уполномоченными органами государственно-властных или административно-распорядительных полномочий, с участием граждан в хозяйственных обществах либо с членством граждан в потребительских кооперативах, общественных объединениях, товариществах, кроме случаев предоставления этим гражданам соответствующих платных услуг (например, коммунальных услуг), а также отношения, возникающие из безвозмездных договоров, из сделок граждан между собой, совершенных не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, из договоров, заключенных в целях осуществления предпринимательской деятельности или удовлетворения потребностей организаций в соответствующих товарах, работах, услугах, и др.
Процессуальные особенности судопроизводства по делам о защите прав потребителей выражаются в следующем:
1) иск о защите прав потребителей может быть предъявлен в суд по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения и исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности) или месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем (п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей). Право выбора между указанными судами принадлежит только истцу, за исключением предъявления исков, вытекающих из договоров перевозки грузов, которые предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика и после предварительного предъявления к нему в установленном порядке претензии (ч. 3 ст. 30 ГПК РФ).
Родовая подсудность дел о защите прав потребителей определяется по общим правилам: при цене иска, не превышающей 50000 руб., дело рассматривает в качестве суда первой инстанции мировой судья, свыше этой суммы - районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ). В цену иска включаются суммы, заявленные в возмещение убытков (стоимость товаров, расходы по устранению недостатков, транспортные расходы и т.п.), а также суммы неустойки (пени). Вместе с тем в цене иска не учитываются судебные расходы, распределяемые судом по правилам ст. ст. 98 - 103 ГПК РФ, суммы штрафа, взыскиваемого судом на основании п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, а также требуемые истцом суммы компенсации морального вреда, поскольку моральный вред является неимущественным вредом и размер требования о его компенсации не влияет на родовую подсудность дела.
Иски по делам данной категории могут быть самыми разнообразными: о замене товара ненадлежащего качества, об устранении недостатков, об уменьшении покупной цены товара, цены выполненной работы (оказанной услуги), о возмещении понесенных расходов, о взыскании штрафных санкций, о расторжении договора и др. В исковом заявлении целесообразно сразу же указать на то, что иск предъявляется в соответствии с Законом о защите прав потребителей (со ссылкой на его конкретные нормы), особо выделив это указание курсивом либо жирным шрифтом. Данный прием позволит заострить внимание судьи на особом характере заявленного требования и избежать недоразумений при определении подсудности дела и размера государственной пошлины;
2) иски потребителей, связанные с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины при цене иска до 1000000 руб. включительно. При цене иска свыше этой суммы государственная пошлина исчисляется в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ исходя из цены предъявленного иска и уменьшается на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 руб. (подп. 4 п. 1 и п. 3 ст. 333.20 НК РФ).
Например, при цене иска 1600000 руб. размер государственной пошлины составляет 16200 руб., эта сумма подлежит уменьшению на 13200 руб. (размер государственной пошлины при цене иска 1000000 руб.), итого размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления в суд, составит 3000 руб. Подробный расчет размера государственной пошлины также следует произвести в начале искового заявления;
3) право на обращение в суд имеют не только сами потребители, иски в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей), неопределенного круга потребителей также могут быть предъявлены:
органами местного самоуправления (ст. ст. 44, 46 Закона о защите прав потребителей);
общественными объединениями потребителей, их ассоциациями, союзами (п. 2 ст. 45, ст. 46 Закона о защите прав потребителей);
прокурором в случаях, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Правом на обращение в суд с исками в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, в том числе с исками о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) или индивидуального предпринимателя (уполномоченного предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или нормативными правовыми актами РФ прав потребителей наделены Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг). Они же могут быть привлечены судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе либо по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (ч. 1 ст. 46, ч. ч. 1 и 2 ст. 47 ГПК РФ, п. п. 2 и 3 ст. 40, ст. 46 Закона о защите прав потребителей).
В защиту неопределенного круга лиц могут предъявляться иски лишь неимущественного характера (не связанные с взысканием каких-либо сумм), направленные на пресечение неправомерных действий в отношении всех потребителей, заключивших соответствующие договоры либо имеющих намерение их заключить с определенным хозяйствующим субъектом.
Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 8 сентября 2009 г. N 39-В09-5 признала ошибочным вывод суда кассационной инстанции о том, что общественное объединение потребителей вправе обращаться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга потребителей о признании противоправными лишь таких действий продавца, которые носят длящийся характер, нарушают права неопределенного круга потребителей, причиняют вред или убытки и, соответственно, влекут за собой гражданско-правовые последствия в виде их возмещения, которые могут быть пресечены лишь решением суда <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2010. N 5.
Истцы по всем указанным искам, предъявленным в интересах потребителей, групп потребителей, неопределенного круга потребителей, от уплаты государственной пошлины освобождены (подп. 13 п. 1 ст. 333.36 НК РФ);
4) бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказательств зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7).
В частности, Закон о защите прав потребителей предусматривает, что потребитель обязан доказать факт возникновения недостатков товара до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента, в случаях, когда: на товар не установлен гарантийный срок (п. 6 ст. 18); гарантийный срок, предусмотренный договором, составляет менее двух лет и недостатки обнаружены в пределах двух лет (п. 5 ст. 19); выявленные недостатки товара являются существенными (п. 6 ст. 19), а также факт возникновения недостатков работы (услуги) до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента, в случаях, когда: на работу не установлен гарантийный срок (п. 4 ст. 29); гарантийный срок, предусмотренный договором, составляет менее двух лет (пять лет на недвижимое имущество), и недостатки обнаружены в пределах соответственно двух или пяти лет (п. 5 ст. 29).
|