Закон о защите прав потребителей устанавливает: 1) общие положения о правах потребителей и об ответственности за их нарушение; 2) права потребителей и ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) при продаже товаров; 3) права потребителей и ответственность исполнителей при выполнении работ и оказании услуг.
Общие положения о правах, принадлежащих каждому потребителю, вступающему или намеренному вступить в договорные отношения на рынке товаров, работ и услуг, содержатся в гл. I Закона о защите прав потребителей, закрепляющей права на просвещение в области защиты прав потребителей, на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и их безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя, на судебную защиту.
Определены также права всех потребителей на своевременное получение необходимой и достоверной информации, без чего не может быть сделан осознанный выбор товара (работы, услуги), как о самом изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы, так и о реализуемых им товарах, а также содержание предоставляемой в обязательном порядке информации и ответственность за ненадлежащую информацию (ст. ст. 8 - 12). При этом установлена презумпция того, что у потребителя отсутствуют специальные познания о характеристиках и свойствах приобретаемого товара (заказываемой работы, услуги), бремя доказывания о доведении до сведения потребителя такой информации лежит на изготовителе (продавце, исполнителе).
Предусмотрена обязанность предоставления информации в наглядной и доступной форме, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), - на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации. Вся необходимая информация должна быть доведена до сведения потребителей при заключении ими соответствующих договоров способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, в частности указанными в утвержденных Правительством РФ правилах продажи определенных видов товаров (выполнения работ, предоставления услуг). В случае невыполнения продавцом (исполнителем) обязанности по предоставлению надлежащей информации потребитель имеет право требовать возмещения причиненных в результате этого убытков, возмещения вреда, возврата уплаченной суммы, а также иные права, предусмотренные для потребителей п. п. 1 - 4 ст. 18 и п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей при обнаружении недостатков товара (работы, услуги), если эти недостатки возникли после передачи товара (работы, услуги) потребителю вследствие отсутствия у него полной и достоверной информации.
Закон о защите прав потребителей в ст. 13 устанавливает специальные нормы, понуждающие нарушителей удовлетворять требования потребителей как можно быстрее, в добровольном порядке (п. п. 5 и 6). Если потребитель (иное лицо, наделенное правом на предъявление иска в интересах потребителя) будет вынужден обратиться за судебной защитой, то в силу п. 6 указанной статьи суд выносит решение не только по заявленным им требованиям, но и о взыскании с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от присужденной в пользу потребителя суммы, из которой половина перечисляется общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) или органам местного самоуправления, выступившим с заявлением в защиту прав потребителей. Вторая половина штрафа в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 46 БК РФ подлежит зачислению в бюджет муниципального образования (местный бюджет) по месту нахождения суда, вынесшего решение о наложении штрафа. Взыскание указанного штрафа или его части в пользу потребителя, предъявившего иск, не основано на законе, на что обращалось внимание Верховным Судом РФ в постановлениях по конкретным делам <1>.
--------------------------------
<1> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. N 14-В09-12.
Решение о взыскании штрафа принимается судом независимо от того, заявлялось или нет такое требование. Если суд вышестоящей инстанции изменяет размер присужденной потребителю суммы, то он одновременно обязан произвести и соответствующую корректировку размера взысканного штрафа.
Определяя вид заключенного договора, следует исходить не только из его названия, но и содержания, поскольку на практике продавцы (исполнители) нередко указывают название договора, не соответствующее его правовой природе, с тем чтобы в случае нарушения ими своих обязательств по договору уклониться от ответственности, установленной законодательством о защите прав потребителей. Любые условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с тем, как они определены законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав, признаются недействительными, убытки, причиненные потребителю вследствие исполнения договора, подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Права потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества, порядок реализации этих прав и ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного импортера) определены в гл. II Закона о защите прав потребителей. Согласно ст. 18, включенной в эту главу, потребитель при обнаружении в товаре недостатков вправе по своему выбору потребовать восстановления нарушенных прав одним из следующих способов: заменой некачественного товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); заменой на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерным уменьшением покупной цены; незамедлительным безвозмездным устранением недостатков или возмещением понесенных им расходов по их исправлению; возвратом уплаченной покупной цены (с отказом от исполнения договора купли-продажи и возвратом по требованию продавца и за его счет некачественного товара). Одновременно потребитель имеет право требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Несколько иначе решается вопрос при обнаружении недостатков приобретенного потребителем технически сложного товара. В этом случае потребитель вправе в течение 15 дней со дня передачи ему такого товара отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной им суммы или потребовать замены на аналогичный товар с соответствующим перерасчетом покупной цены. По истечении данного срока такие требования подлежат удовлетворению лишь при наличии одного из следующих обстоятельств: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2303.
Следует обратить внимание на п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, согласно которому отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Данные обстоятельства могут подтверждаться любыми средствами доказывания, указанными в ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, включая показания свидетелей, которым известно о приобретении истцом товара в соответствующем торговом месте. В подтверждение ненадлежащего качества товара, не оговоренного продавцом при его продаже, может быть представлено заключение соответствующего специалиста, заключение мастерской гарантийного обслуживания о существенных недостатках технически сложных товаров. В случае спора о качестве товара судом по ходатайству любой из сторон может быть назначена экспертиза, в том числе в предварительном судебном заседании.
Права потребителей, порядок их реализации и ответственность исполнителей при выполнении работ (оказании услуг) закреплены в гл. III Закона о защите прав потребителей. В частности, согласно ст. 29, входящей в эту главу, потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору требовать безвозмездного их устранения, соответствующего уменьшения цены, безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала или повторного выполнения работы с возвратом переданной ему исполнителем вещи, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков в случаях, когда в установленный договором срок выявленные недостатки не будут устранены исполнителем либо обнаружены существенные недостатки или иные существенные отступления от условий договора. Убытки, причиненные потребителю в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), подлежат возмещению по его требованию в полном объеме в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Потребитель вправе требовать судебной защиты в случаях: нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг); обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); несоблюдения сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, заявленных в связи с недостатками выполненной работы, предоставленной услуги (ст. ст. 28, 29, 31 Закона о защите прав потребителей). В зависимости от характера предъявленного иска суду должны быть представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении работ (оказании услуг) определенной организацией, индивидуальным предпринимателем, об установленных сроках выполнения работ (услуг) и об их нарушении исполнителем, о ненадлежащем качестве выполненных работ (услуг), об обращении к исполнителю с соответствующим требованием об устранении допущенного нарушения и причинах, по которым этого сделано не было, о размере понесенных потребителем убытков и т.п.
Подготовка к судебному разбирательству дел по искам, связанным с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), должна осуществляться с учетом характера спорного правоотношения, определяемого исходя из норм ГК РФ, предусматривающих отдельные виды договоров. Это могут быть договоры подряда, бытового подряда и иные предусмотренные ГК РФ договоры, предметом которых является выполнение определенных работ, влекущих за собой материальный результат (строительство, ремонт, изготовление вещей и т.п.), а также договоры возмездного оказания услуг.
Основные положения, касающиеся возмездного оказания услуг, сформулированы в гл. 39 ГК РФ, включающей всего пять статей (779 - 783), устанавливающих обязанность исполнителя оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором, и обязанность заказчика оплатить предоставленные ему услуги в порядке и сроки, установленные договором, а также условия одностороннего отказа каждого из них от исполнения договора.
Правила указанной главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию, а также иных услуг, за исключением предоставляемых по договорам, регулирование которых осуществлено в других главах ГК РФ. Почти по каждому виду перечисленных услуг приняты специальные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, детализирующие порядок и условия предоставления соответствующих услуг.
Следует также учитывать, что в соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. ст. 702 - 729) и положения о бытовом подряде (ст. ст. 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Особенность предмета договора возмездного оказания услуг заключается в том, что исполнителем совершаются определенные действия или осуществляется определенная деятельность, результат которых выражается в нематериальной форме.
Необходимо также иметь в виду, что договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру могут в полной мере не подпадать под действие гл. III Закона о защите прав потребителей. Последствия нарушения условий таких договоров в силу ст. 39 этого Закона должны определяться по нормам тех законов, которые регулируют предоставление соответствующих услуг. Например, отношения между банком и его вкладчиками регулируются гл. 44 ГК РФ и нормами Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) <1> (в ред. от 15 ноября 2010 г.), которые подлежат применению по требованиям гражданина - вкладчика банка, заявленным в связи с нарушением банком своих обязательств по договору.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Вместе с тем сказанное не означает, что при предъявлении указанных требований законодательство о защите прав потребителей не применяется. В данном случае лишь правовые последствия определяются самим договором и нормами закона, регулирующими данный вид договора. Закон о защите прав потребителей в силу его ст. 39 будет распространяться на отношения, вытекающие из такого договора, в части общих правил (о праве граждан на предоставление информации, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины, о компенсации морального вреда).
Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей выражается в обязанности изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) возместить убытки, причиненные потребителю неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, компенсировать моральный вред и уплатить неустойку (пени).
Ответственность за нарушение прав потребителей может быть предусмотрена законом или договором. Однако при этом следует иметь в виду положения ст. 400 ГК РФ и ст. 16 Закона о защите прав потребителей, в силу которых соглашение, ограничивающее размер ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин-потребитель, ничтожно, если размер за соответствующее нарушение определен законом, а ограничение этого размера введено соглашением, заключенным до наступления обязательств, влекущих ответственность за данное нарушение.
Закон о защите прав потребителей, закрепив в ст. 13 общие положения об ответственности за нарушение прав потребителей, подлежащие применению во всех случаях, если законодательством не предусмотрены иные правила, конкретизирует их в других нормах, устанавливающих ответственность: за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) - ст. 12; за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги) - ст. 14; за моральный вред, причиненный потребителю, - ст. 15; за убытки, возникшие вследствие исполнения договора, ущемляющего права потребителя, - ст. 16; за убытки, причиненные вследствие продажи товара ненадлежащего качества, - ст. 18; за просрочку выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, замене товара и о предоставлении на время ремонта аналогичного товара - ст. 23; за просрочку передачи предварительно оплаченного товара потребителю - ст. 23.1; за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг) - ст. 28; за недостатки выполненной работы (оказанной услуги) - ст. 29; за нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) - ст. 30.
Возмещение убытков является основным способом, используемым для защиты прав потребителей, нарушенных неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом своих договорных обязательств. В состав убытков согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ входят: 1) расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело и должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб); 2) неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Обратим внимание на то, что реальным ущербом признаются не только понесенные расходы, но и те расходы, которые потребителю необходимо будет произвести для восстановления своего нарушенного права. В процессе подготовки к судебному разбирательству дела по требованию о возмещении будущих расходов сторонам должно быть предложено представить доказательства, подтверждающие действительную стоимость работ и материалов, требуемых для устранения последствий допущенного нарушения. Если же поставлен вопрос о взыскании сумм упущенной выгоды, то при определении размера этих сумм следует помнить, что товар (работа, услуга) приобретался для удовлетворения личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и упущенная выгода в связи с невозможностью использования товара в хозяйственной деятельности не может учитываться. Если же было повреждено другое имущество, используемое потребителем в предпринимательской деятельности, например вследствие особых свойств приобретенного товара (работы, услуги), препятствующих использованию этого товара в непосредственной близости с определенными вещами (аппаратурой, приборами и т.п.), о чем потребителю не была представлена полная и достоверная информация, то упущенная выгода в сфере такой деятельности, вероятно, может быть учтена.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в результате конструктивных, производственных, рецептурных недостатков товара (работы, услуги) либо вследствие непредставления достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), в силу ст. ст. 1095 - 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12, п. п. 1 - 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в полном объеме и независимо от его вины, за исключением случаев, указанных в ст. 1098 ГК РФ, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги). При этом потребитель имеет право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, по своему выбору от продавца или изготовителя, а причиненного вследствие недостатков работы, услуги - от исполнителя. Право требовать возмещения указанного вреда имеет не только сам потребитель, но и другие пострадавшие лица, в том числе не состоявшие в договорных отношениях с продавцом, исполнителем.
Убытки, причиненные потребителю за нарушения его прав, подлежат возмещению в полном объеме, за исключением случаев, когда размер ответственности причинителя вреда ограничен законом (ст. ст. 796, 902 ГК РФ). Убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, и общее правило ст. 394 ГК РФ о возмещении убытков лишь в части, не покрытой неустойкой, в данном случае не действует в силу специальной нормы Закона о защите прав потребителей. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает лицо, нарушившее права потребителя, от исполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (п. 3 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Разновидностью убытков, возникающих в связи с возвратом потребителем некачественного товара, является разница между ценой этого товара на день его покупки и ценой, по которой можно приобрести аналогичный товар на день возмещения потребителю уплаченной им суммы. При доказанности, что за прошедшее время стоимость товара в результате инфляции возросла и по прежней цене приобрести такой товар невозможно, потребителю могут быть присуждены убытки с учетом размера разницы в ценах (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7).
Неустойка (пеня) является одним из способов обеспечения обязательств, взыскивается за сам факт их неисполнения либо ненадлежащего исполнения виновной стороной независимо от наличия или отсутствия убытков, причиненных в результате допущенного нарушения. Неустойка, ее размер и порядок применения могут быть предусмотрены соглашением сторон и включены в письменный договор в качестве его условий (договорная неустойка) либо определены законом (законная неустойка). Стороны могут своим письменным соглашением увеличить размер законной неустойки, если закон этого не запрещает (ст. ст. 330 - 332 ГК РФ).
Закон о защите прав потребителей предусматривает неустойку (пени):
1) в п. 1 ст. 23 за нарушение установленных ст. ст. 20 - 22 сроков устранения недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества, удовлетворения требований потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврата уплаченной за товар суммы, возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара - в размере 1% цены товара за каждый день просрочки без ограничения какой-либо суммой;
2) в п. 3 ст. 23.1 за просрочку передачи предварительно оплаченного товара потребителю - в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки, но не выше этой суммы;
3) в п. 5 ст. 28 за нарушение установленных либо повторно назначенных потребителем сроков выполнения работы (оказания услуги), назначенных им в соответствии со ст. 30 сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), а равно предусмотренных ст. 31 сроков удовлетворения требований потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков работы (услуги) своими силами или третьими лицами, о возврате уплаченной денежной суммы за работу (услугу) и возмещении причиненных в связи с отказом от исполнения договора убытков - в размере 3% (если договором не установлен более высокий размер неустойки) цены выполнения работы (оказания услуги) за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки, а если такая цена договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа, но не выше цены отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общей цены заказа, когда цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена.
Размер исчисленной в указанных случаях неустойки (пени), особенно за нарушение сроков, связанных с продажей некачественного товара, когда общая сумма неустойки не ограничена, может быть значительным и явно несоразмерным последствиям нарушения прав потребителя. С учетом этого суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер взыскиваемой неустойки, принимая во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной заслуживающий уважения интерес ответчика (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7). Исходя из этого если в ходе подготовки дела к судебному разбирательству ответчик укажет на явную несоразмерность требуемой с него неустойки, то ему следует предложить доказательства, характеризующие его хозяйственную деятельность и финансовое положение (документы о стоимости имущества, используемого в хозяйственном обороте, размере денежных средств на банковских счетах, размере имеющейся задолженности, планируемых финансовых вложениях в развитие производства и т.п.).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2007 г. <1> в ответе на вопрос выражено мнение о том, что размер штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% суммы, присужденной судом, императивно определен законом, поэтому ст. 333 ГК РФ, которая предусматривает возможность уменьшения размера неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в данном случае применяться не может.
--------------------------------
<1> Утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 г.
Ответ был неоднозначно воспринят на практике, в связи с чем необходимо обратить внимание на то, что высказанное мнение касается лишь особого вида неустойки в виде штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, имеющего целью не только обеспечение интересов граждан в сфере торговли и оказания услуг, но и охрану установленного законом порядка торговли и оказания услуг. Размер этого штрафа исчисляется от присужденной суммы, при определении размера которой в части подлежащей взысканию в пользу потребителя неустойки (пени) суд вправе решить вопрос о соразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения и при необходимости уменьшить размер взыскиваемой суммы. Вместе с тем, на наш взгляд, вопрос нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку возможны ситуации, при которых взыскание штрафа в полном размере независимо от имущественного положения должника и конкретных обстоятельств может привести к крайне тяжелым для ответчика последствиям и не будет отвечать требованиям справедливости правосудия, провозглашенным в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), осуществляется в соответствии с правилами ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ, ст. 15 Закона о защите прав потребителей и с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в ред. от 6 февраля 2007 г.) <1>.
--------------------------------
<1> Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1967 - 2007. С. 67.
Под моральным вредом, представляющим собой согласно ст. 151 ГК РФ физические или нравственные страдания, применительно к потребителю понимаются страдания гражданина, вызванные последствиями нарушения его прав на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и в установленные сроки в целях удовлетворения личных, семейных, домашних и иных бытовых нужд (ограничение жизненных потребностей в определенных товарах (работах, услугах), неудобства в повседневной жизни в связи с их отсутствием, неоправданные ожидания улучшения бытовых условий своей жизни, нравственные переживания за членов своей семьи или других близких лиц, которым предназначались эти товары (работы, услуги), и т.п.).
Моральный вред компенсируется потребителю в денежной форме и независимо от возмещения ему имущественного вреда и понесенных убытков. Обязательным условием компенсации морального вреда является наличие вины причинителя вреда.
Общие критерии, из которых следует исходить при определении размера компенсации морального вреда, определены в п. 1 ст. 152, п. 2 ст. 1102 ГК РФ. Исходя из этих критериев по заявленному иску о компенсации морального вреда юридическое значение имеют следующие обстоятельства: наличие и объем нравственных или физических страданий потерпевшего, причиненных действиями (бездействием) нарушителя, характер и продолжительность этих действий (бездействия), причины их совершения и последствия, к которым они привели, степень вины причинителя вреда и его отношение к сложившейся ситуации, индивидуальные особенности потерпевшего, его нуждаемость в приобретаемом товаре (работе, услуге), сумма денежной компенсации, которую он считает справедливой, материальное положение потребителя и нарушителя его прав, иные заслуживающие внимания обстоятельства. В любом случае размер денежной компенсации, указанный в исковом заявлении, не может быть произвольным и должен быть мотивирован истцом, а также судом в решении по такому иску, с учетом требований разумности и справедливости.
Моральный вред связан непосредственно с личностью конкретного гражданина и выражается в его физических или нравственных страданиях, которые являются следствием совершенных в отношении него неправомерных действий (бездействия), нарушивших его права потребителя, установленные законодательством в области защиты прав потребителей. Требование о компенсации такого вреда может быть заявлено в суд именно этим гражданином либо лицом, наделенным законом правом обращаться в суд в защиту прав отдельных потребителей. Взыскание денежной компенсации морального вреда по иску, предъявленному в защиту отдельных групп потребителей или неопределенного круга потребителей, законом не предусмотрено.
|