В процессе развития науки о государстве и праве сложилось несколько подходов в определении понятия государства, в числе которых можно выделить:
В современной науке теории государства и права понятие государства претерпело определенные трансформации.
Так, например, А. В. Малько дает такое определение государству - «... это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной терри-
148
тории» .
Е. И. Темнов определяет государство следующим образом: «... исторически возникшая из общества политическая организация суверенной публичной власти, обладающая силовым и ресурсным потенциалом, возможностью издавать законы и взимать налоги для эффективного и легитимного воздействия на это общество в целях обеспечения его интеграции и взаимодействия его структур»[1] [2].
В. В. Лазарев и С. В. Липень отмечают, что «государство - это организация, обладающая верховной политической властью на определенной территории»[3].
По мнению Т. Н. Радько: «... это суверенная политикотерриториальная организация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои волеизъявления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи»[4].
По определению Л. А. Морозовой «государство - это властнополитическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории»[5].
Не все приведенные определения государства можно признать безупречными. Указание, например, на классовый характер государства нельзя применить к современному государству, так как сегодня в большинстве стран общество не имеет четко выраженного деления на классы.
Ссылка Е. И. Темновым на то, что государство исторически возникло из общества, представляется излишней, так как все общественнополитические институты исторически возникли из общества. Этим государство не отличается от политических партий, общественных движений, избирательных блоков, средств массовой информации, профсоюзов, церкви и т. п.
Приведенное определение Л. А. Морозовой достаточно полно раскрывает суть государства, однако страдает на наш взгляд существенным недостатком. Определение государства дается посредством синтеза его общих признаков, в случае исключения из комплекса признаков государства хотя бы одного из них определяемый институт перестает быть государством.
Поэтому, по мнению автора к числу наиболее удачных трактовок государства можно отнести определение В. Д. Перевалова, что «государство - это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе» .
Возвращаясь к анализу отечественной теории государства и права, мы можем выделить два подхода к определению государства: широкий (общесоциальный, общечеловеческий) и узкий (политический).
В широком (общесоциальном) смысле государство - это высокоразвитое общество, имеющее свои институты публичной власти, через которые оно осуществляет управление населением на всей территории его проживания.
В узком (политическом) смысле - это особая политическая организация, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая руководит обществом.
Рассматривая понятие и признаки государства в широком значении можно взять за основу точку зрения Н. А. Пьянова, который рассматривает государство в широком смысле как политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения, и выделяет следующие основные признаки.
Во-первых, это определенный союз людей. Как и любой союз, государство представляет собой сообщество людей, объединенных на основе каких-то начал, принципов.
Во-вторых, это союз людей, который представляет собой принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала практически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей.
В-третьих, это территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое предшествовало государству, людей в одно целое связывало, как известно, кровное или предполагаемое родство.
В-четвертых, это политический союз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно-организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т. д. [6]
Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т. д. являются уже не родоплеменными отношениями, а политическими.
В-пятых, это союз, которым управляет не потестарная, а особая публичная, политическая власть. В отличие от первой эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей - управляющих. Реально она выражена в системе органов управления и принуждения, которые в единстве своем составляют определенную организацию, тоже именуемую государ-
154
ством .
Государство в широком его значении близко к понятию «страна», то есть определенной территории, населенной людьми, организованными в общество, со своими органами публичной власти. Несмотря на определенную схожесть, эти понятия не тождественны друг другу, т. к. страна - это государство в его физико-природном, географическом понимании и, по мнению большинства государствоведов, не рассматривается в политикоюридическом смысле. Так, например, на территории страны Италия находится сразу три государства: Итальянская республика, Ватикан, Сан- Марино.
Государство в узком смысле характеризуют следующие признаки, отличающие его от других организаций:
Территория (территориальная организация). Государство осуществляет свою власть в пространстве, включающей сушу (землю и недра), внутренние, территориальные и морские воды, континентальный шельф, атмосферу. При этом государство отличает наличие не только четко определенных внешних границ, но и внутреннее, административнотерриториальное деление (например, территория Российской Федерации включает в себя территории республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения, которые в свою очередь состоят из территорий муниципальных образований).
Население. Предполагающее проживание и нахождение на территории государства людей: граждан (подданных), лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством, беженцев и иных категорий населения.
Публичная власть. Наличие такой власти является признаком, характеризующим государство как политическую организацию, осуществляющую властное воздействие (управление, принуждение, регулирование) на общество.
Суверенитет. Это верховенство государства на своей территории и независимость в международных отношениях. Суверенитет позволяет [7] осуществлять полноту власти внутри страны на все население и выступать от имени народа в межгосударственных отношениях, представлять страну на международной арене. Понятие «государственный суверенитет» не следует отождествлять с «народным суверенитетом», который является показателем самостоятельности и независимости населения в решении наиболее важных вопросов в жизни общества и государства, рассматривает народ как единственный источник власти, в т. ч. государственной.
Наличие казны, которая включает в себя финансово-денежную систему, бюджет, налоги, сборы и займы. Считается, что государство в большинстве случаев не является производителем материальных благ и не имеет собственных доходов (хотя наличие в нашей стране таких госкорпораций как «Газпром», «Роснефть», «Росвооружение», «Рособоронэкпорт», «Ростехнологии» доказывает обратное). Поэтому для содержания государственного аппарата, армии, полиции, разведки и других силовых структур оно устанавливает налоги, пошлины и другие денежные сборы. Кроме того, путем эмиссии денег и контроля за их оборотом, установлением валютного курса государство осуществляет воздействие на финансовую и экономическую систему общества.
Наличие специального аппарата управления и принуждения. Государство обязательно должно обладать аппаратом управления и принуждения для осуществления руководства обществом и оказания на него необходимого воздействия. В аппарат управления и принуждения входят государственные органы, предприятия, учреждения, чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения.
Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права. С момента своего возникновения государство и право взаимосвязаны через социальную среду общества, его культуру, экономику и политику. При этом взаимозависимость государства и права заключается в том, что они не могут существовать друг без друга, поскольку всегда существует необходимость регулирования общественных отношений с помощью права с одной стороны и защиты прав и свобод человека, и гражданина, поддержания правопорядка силой государственного принуждения с другой стороны. Взаимодействие между ними носит постоянный и многосторонний характер. Г осударство в лице своих органов власти участвует в правотворчестве, правоприменительной деятельности, обеспечивает реализацию права. Право в свою очередь обеспечивает легитимность государственной власти, юридически закрепляет систему государственных органов, учреждений, предприятий, их компетенцию, государственное принуждение и его пределы.
Право издания общеобязательных велений. Г осударство - это политическая организация, обладающая правом издавать правовые акты (законы и подзаконные акты), а также требовать и обеспечивать их исполнение. Только государство обладает прерогативой издавать законы, имея для этого законодательные органы власти, а также исполнительные для их реализации и правоохранительные для защиты. В случае неисполнения или нарушения правовых актов государство может применить к виновным меры государственного принуждения.
Международное признание. Международное признание не является обязательным признаком государства, так как история знает немало примеров того, как государство нормально функционировало без признания другими государствами (например, РСФСР после своего создания в 1917 г. или Абхазия, Южная Осетия в 2009 г.).
Между тем ряд авторов включают его в перечень признаков государства[8].
Государственная символика - герб, флаг, гимн. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Г ербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства
В. Е. Чиркиным был выделен такой признак государства как «единственная универсальная организация»[9] [10] [11], включающий такие элементы, как: охват всего населения страны, в частности, путем установления административно-территориального деления, а также благодаря институтам гражданства и негражданства, и подчинение всех лиц, находящихся на территории государства его власти. Эти элементы соответствуют выделенным нами признакам территориальной организации населения и суверенитета. Признак, сформулированный тем же автором как «регулятивный политический институт» выражает назначение государства - управление обществом.
В литературе по теории государства и права мы можем встретить упоминания также о следующих признаках государства:
157
устойчивые правовые связи с населением ;
объединение людей на основе гражданства (подданства) ;
монополия на правотворчество[12];
система нормативного регулирования[13];
предназначено для управления обществом160 [14];
общественный характер[15];
монополия на легальное и легитимное применение силы[16];
способность принуждать[17] [18];
монополия на официальное представительство всего общества
На основании изложенных признаков, можно дать следующее определение государству в узкой его трактовке. Государство - это суверенная политико-правовая организация общества, осуществляющая публичную власть по управлению и регулированию обществом, обеспечивающая его единство и территориальную целостность с помощью правовых средств, гарантированных силой государственного принуждения.
[1]
См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2002. С. 51.
[2] См.: Темнов Е. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 34.
[3] См.: Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 44.
[4] См.: Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М., 2009.С. 83.
[5] См.: Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2004. С. 52.
[6]
См.: Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2009. С. 44.
[7] См.: Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. Иркутск, 2008. С. 46-47.
[8] Оксамытный В. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 191.
[9] См.: Теория государства и права / под ред. М. М. Рассолова. М., 2004. С. 66-67.
[10]
См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2002. С. 52.
[11]
См.: Басик В. П. Условия приобретения и прекращения гражданства на территории Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. № 2. С. 23.
[12] См.: Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права : учебник. М., 2004. С. 13.
[13] См.: Червонюк В. И. Теория государства и права. М., 2003. С. 26.
[14] См.: Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 46.
[15] См.: Марченко М. Н. Теории государства и права : учебник. М., 2006. С. 56.
[16] См.: Мухаев Р. Т. Теория государства и права. М., 2002. С. 61.
[17] См.: Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 86.
[18] См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2002. С. 52.
|