В теории государства и права вопрос о функциях государства одна из наиболее важных и дискуссионных проблем, имеющая как научнотеоретическую, так политико-практическую значимость. Правильное решение вопроса о функциях государства предполагает обозначить перспективу развития государственным органам, помочь должностным лицам, служащим государственного аппарата и общественности сосредоточить внимание на главных, решающих участках работы, свести к минимуму просчеты и ошибки в их повседневной деятельности.
Сформированное в советской юридической науке учение о функциях государства, позволившее решить многие вопросы, не утратило своей методологической значимости и по сей день. Вместе с тем, исходить из того, что проблема функций государства раз и навсегда решена, преждевременно. Функции государства, так или иначе отражающие внутренние и внешние противоречия, внутренние и внешние условия жизнедеятельности государства, нельзя рассматривать в застывшем и неподвижном состоянии.
Произошедшие за последние годы изменения в российской государственно-правовой действительности сказались на системе и содержании функций российского государства, предопределили появление новых, приоритетных направлений в его деятельности. Это обстоятельство обусловливает необходимость дальнейшей научной разработки проблемы функций государства.
Принимая во внимание многоаспектность и некоторую противоречивость в современной юридической науке категории «функции государства» (от лат function - исполнение, совершение) необходимо установить теоретико-правовую природу и значение данного понятия, определить его адекватность политико-правовой действительности;
Приведем основные трактовки понятия «функции государства», встречающиеся в современной учебной и научной литературе по теории государства и права.
В. С. Нерсесянц считает, что «функции государства - это основные
170
формы деятельности государства, выражающие его сущность» .
По мнению А. Б. Венгерова: «...функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении, и обеспечивающие ее средства и способы» .
С точки зрения М. И. Байтина: «функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение»[1] [2] [3] [4].
Д. В. Пожарский определяет функции государства как «...основные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные направления фактической деятельности государства, обусловленные главными, объективно необходимыми целями и задачами, выражаю-
173
щие его сущность и социальное назначение» .
В. И. Червонюк рассматривает функции государства как «... основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе»[5] [6].
Л. А. Морозова видит в функциях государства «... особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом» .
В. В. Оксамытный указывает, что: «функции государства - это основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации»[7].
В. Клименко, В. В. Румынина считают, что «функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие процессы»[8] [9].
М. И. Абдулаев, С. А. Комаров определяют, что «функции государства - это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его
178
сущностью и социальным назначением» .
С. Афанасьев рассматривает функции государства как «.главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе»[10].
Известный государствовед В. Е. Чиркин указывает, что «функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении, которые обеспечивают ее средства и способы»[11] [12].
По мнению ов В. В. Лазарева и С. В. Липеня: «функции государства
- это основные направления его деятельности по решению стоящих перед
181
ним задач» .
Е. И. Темнов считает: «Функция государства - объективно необходимое, законодательно регламентированное направление деятельности государства, ориентированное на достижение поставленных задач и стратегических целей, выражающее его сущность и социальное назначение» .
С точки зрения А. В. Малько: «функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач» .
А. Пьянов видит в функциях государства «... определенные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль общественной жизни» .
В. М. Корельский: «функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами» .
Проведя сравнительный анализ научной и учебной литературы по теории государства и права, мы можем выделить несколько значений понятия «функции государства».
Функции государства - это предметно-политическая характеристика деятельности государства (А. И. Денисов)[13] [14] [15] [16] [17] [18].
Функция государства - социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на
187
общественные отношения (объекты функции) (А. П. Г лебов) .
Функции государства - это основные направления деятельности государства, по решению стоящих перед ним целей и задач, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе (В. М. Корельский, А. В. Малько, М. И. Абдулаев, С. А. Комаров и др.).
Функции государства - это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе (В. С. Афанасьев).
Функции государства - это определенные направления государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль общественной жизни. (Н. А. Пьянов)
Функции государства - это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность (В. С. Нерсесянц)
Функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении, которые обеспечивают ее средства и способы (В. Е. Чиркин, А. Б. Венгеров)
Функции государства - это особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом (Л. А. Морозова).
Таким образом, следует констатировать, что несмотря на обилие определений функций государства, однозначного признания того или иного из них в качестве оптимального, бесспорного, универсального в научной и учебной литературе нет.
По нашему мнению, следует согласиться с большинством авторов и рассматривать функции государства как основные (главные) направления деятельности государства, определяемые его сущностью, социальным назначением и социальной ролью в обществе, стоящими перед ним целями и задачами.
Данный выбор можно обосновать тем, что рассмотренное определение более объемно охватывает категорию «функция государства» и отходит от определений, основанных на классовой, предметнофункциональной или иных более узких характеристик рассматриваемого понятия.
С учетом данного определения, выделим основные признаки функции государства.
Во-первых, это направления деятельности государства. В этом признаке выражается динамическая суть государства, определяющая его активность в различных сферах жизни общества.
Во-вторых, это основные направления деятельности государства. Данный признак детерминирован тем, что современное государство должно избегать всесторонней опеки над обществом и вмешательством в частную жизнь, что наблюдается в некоторых недемократических государствах и определить для себя приоритетные, наиболее важные сферы для своей деятельности (политика, макроэкономика, экология, охрана общественного порядка и т. п.).
В-третьих, в функциях раскрывается сущность государства, то есть его глубинный смысл. Именно функции позволяют увидеть, как государство осуществляет публичную власть в обществе, управляет и регулирует общественные отношения.
В-четвертых, в функциях прослеживается взаимосвязь между деятельностью государства и стоящими перед ним целями и задачами. Цели и задачи государства многообразны и определяются множеством различных факторов: территориальными, национальными, культурными, политическими, экономическими и т. д., но при этом цели и задачи не тождественны функциям, т. к. достижение определенных целей или выполнении каких- либо задач, не всегда приводят к исчезновению данной функции (напри
мер, функции международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью), а, наоборот, к появлению новых функции (международное сотрудничество в сфере сохранения существующего климата (экологии), в борьбе с пиратством и др.).
В-пятых, функции государства выражают его назначение и социальную роль в обществе. При этом функции государства взаимозависимы от его социального назначения и роли в обществе, меняются вместе с ними на различных исторических этапах и под действием политических, экономических, культурных и иных общественных факторов.
В-шестых, функции государства - это понятия управленческие. В них конкретизируются задачи и цели государственного управления на каждом этапе развития общества .
В-седьмых, функции государства реализуются в определенных формах (правовых, организационных и др.) и с использованием различных методов государственного управления.
В-восьмых, каждая функция государства имеет свой объект воздействия (определенную сферу общественной жизни - политика, образование, здравоохранение и т. п.), а также содержание (действия, выполняемые в той или иной общественной сфере, система органов и должностных лиц, ответственных за реализацию этих действий, сроки, средства и т. д.).
В-девятых, функции государства носят комплексный характер, то есть содержание функции включает в себя множество однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Кроме того, функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, предприятий, учреждений, т. к. последние через свои функции реализуют свою компетенцию, носящую более специализированный и узкий характер
[1]
См.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2001. С. 256.
1 1 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2005. С. 164.
[3]
Общая теория государства и права. Академический курс : в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2002. Т. 2. С. 47.
[4]
См.: Пожарский Д. В. Контрольно-надзорная функция современного государства : дис. ... канд. юрид. наук. : 12.00.01. М., 2005. С. 22-23.
[5]
См.: Червонюк В. И. Теория государства и права : учебник. М., 2003. С. 47.
[6] См.: Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2004. С. 96.
[7] См.: Оксамытный В. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 222.
[8] См.: Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 27.
[9]
См.: Абдуллаев М. И. Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 99.
[10]
См.: Теория государства и права : учебник / под. ред. В. В. Лазарева. М., 2002.
С. 367.
[11]
См.: Теория государства и права / под ред. М. М. Рассолова. М., 2004. С. 112.
[12]
См.: Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права М., 2004. С. 67.
[13] См.: Темнов Е. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 172.
[14]
См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2002. С. 56.
[15]
См.: Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 59.
[16] См. Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2009. С. 69.
[17] См.: Теория государства и права / под ред. А. И. Денисова. М., 1967. С. 67.
[18]
Глебов А. П. Понятие и структура функций социалистического государства : пособие по спецкурсу «Проблемы социалистического государства и права». Воронеж, 1974. С. 34.
|