В теории государства и права устоялось мнение о том, что основная классификация функций государства основана на деление их по направлению деятельности государства (сфере распространения) на внешние и внутренние. Однако в настоящее время, деление функций на внешние и внутренние уже не удовлетворяет догме государства и права, т. к. вполне очевидно, что внутренние и внешние функции любого государства - в сферах политики, экономики, культуры, экологии - взаимосвязаны (например, развитие экономики внутри страны зависит от импорта современного оборудования и технологий, которые можно приобрести у более технологически развитых государств в результате экспорта сельскохозяйст- [1] венной продукции, энергоносителей, металлов и других ресурсов, добываемых национальной экономикой). Тем более, учитывая политическую, экономическую, культурную интеграцию современных государств (Европейский Союз, Британское Содружество, Содружество Независимых Г осу- дарств, Всемирная Торговая Организация, Таможенный Союз России, Беларуси, Казахстана и т. п.) данное деление утрачивает смысл. Поэтому при более детальном рассмотрении функций государства многие авторы выделяют различные основания для классификации и большое количество конкретных функций современного государства.
Приведем основные подходы к классификации функций государства, встречающиеся в современной учебной и научной литературе по теории государства и права.
Так, например, В. М. Корельский указывает на выполнение государством таких функций, как: экономическая; социальная; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная; обороны страны; интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества; обеспечения мира; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка[2] [3].
По мнению Л. А. Морозовой государство осуществляет такие функции, как: экономическая; политическая; социальная; идеологическая;
190
экологическая .
М. И. Байтин указывает на выполнение государством таких функций, как: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; экологическая; налогообложения и взимания налогов; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка; обороны страны; обеспечения мира и поддержания мирового порядка; сотрудничества и укрепления связей с другими странами СНГ; интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем[4] [5].
В. В. Оксамытный рассматривает выполнение государством таких функций, как: политическая; экономическая; социальная; фискальная; правозащитная; правоохранительная; идеологическая; экологическая; защиты государственного суверенитета; сотрудничества с другими государствами; сотрудничества с международными организациями; сотрудничества в решении общемировых проблем .
193
А. В. Клименко, В. В. Румынина выделяют такие функции государства, как: охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов; политическая (обеспечение народовластия и государственного суверенитета); экономическая (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.); социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.); экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей); идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.); защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.); взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и
193
т. д.)
С учетом многостороннего подхода к видам функций государства и плюрализма существующих мнений ученых, представляется возможным предложить классификацию функций государства, исходя из следующих оснований.
В зависимости от философского понимания сущности государства как социальной системы:
адаптивная;
целедостигающая;
интерактивная;
функция регулирования скрытых напряжений[6] [7].
С учетом структура государства:
общегосударственная;
отраслевая;
межотраслевая;
отдельных органов;
должностных лиц.
По направлению деятельности государства (направленность):
внутренние;
внешние.
С учетом особенности политического властвования (разделения властей):
законодательная;
исполнительная;
судебная.
По продолжительность их реализации (осуществления):
постоянные (например, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана жизни, здоровья, собственности своих граждан);
временные (строительство крупных промышленных, медицинских, культурных, спортивных, транспортных и иных объектов, которые затем передаются в собственность муниципалитетам или общественным организациям).
В зависимости от их значимости:
основные (оборона страны, экономическая: налогообложение, денежная эмиссия, экспорт и импорт энергоресурсов, систем вооружений, научных технологий и т. д.);
неосновные (поддержка крупных коммерческих банков в период финансового кризиса, адресная социально-экономическая помощь конкретным гражданам - вручение президентом или премьер-министром многодетной семье Ивановых ордера на новую квартиру, студенту Петрову свидетельства на право получения президентской стипендии, рабочему Сидорову автомобиля «Лада-Калина» за отличную работу и т. п.).
По сферам общественной жизни (потребности общества):
оборона страны;
поддержание мира и международной безопасности;
международная кооперация и экономическое сотрудничество (например, сотрудничество России с другими государствами в сфере космоса, атомной энергетики, строительства газопроводов «Северный поток», «Южный поток» и т. п.);
экономическая (в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ: «В ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки»[8]);
политическая (обеспечение народовластия, политического плюрализма, многопартийности и государственного суверенитета политическими средствами и методами);
идеологическая (пропаганда определенных идей, ценностей, воспитание в духе официальной идеологии и т. д.);
воспитательная (деятельность государства по правовому просвещению и воспитанию своих граждан в духе уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, социальной справедливости; формированию высокой правовой культуры и правосознания);
социальная (содействие развитию культуры, науки и образования, создание систем социальной защиты населения, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения);
правоохранительная (охраны прав и свобод граждан, включая охрану правопорядка, борьбу с преступностью и поддержание режима законности);
экологическая (деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а так же деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц);
11) информационная (например. Ю. Г. Просвирин рассматривает информационную функцию российского государства как «... основное направление его деятельности по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т. п.»[9]).
[1]
[2]
См. Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2009. С. 74.
[3] См.: Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2004. С. 101, 102.
[4] См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2002. Т. 1. С. 341-349.
[5] См.: Оксамытный В. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 232-234.
См.: Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 28-
29.
[8] См.: Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1998 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.08.2014 г.) // URL: http:// pravo.gov.ru. (дата обращения: 22.09.2016).
[9] См.: Просвирин Ю. Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 34.
|