В заключение рассмотрим вопрос о формах и методах реализации функций государства. Этот вопрос в отечественной теории государства и права не имеет однозначного подхода, но изучается в учебной и научной литературе при рассмотрении характеристики функций государства.
В науке теории государства и права традиционно принято выделять правовые и организационные формы осуществления функций государства.
Правовые формы, показывают, что деятельность государства осуществляется в тесной связи с правом, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, каким образом используется право при осуществлении функций государства. Среди правовых форм обычно различают правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.
Правотворческая форма связана с установлением (санкционированием), изменением, отменой правовых норм, в которых определяется форма, порядок, гарантии деятельности государства и его органов (предприятий, учреждений), а также других субъектов правоотношений в наиболее важных сферах государственной деятельности.
Правоисполнительная форма выражается в исполнении государством правовых норм, созданных в процессе правотворчества. Реализация функций государства в этом случае протекает в соответствии с требованиями правовых предписаний.
Правоохранительная же форма имеет место тогда, когда происходит нарушение, либо неисполнение норм права, что обуславливает со стороны государства необходимость в восстановлении и поддержании существующего правопорядка и режима законности. В этих случаях применяются меры государственного принуждения, и правонарушители привлекаются к юридической ответственности.
Организационные формы характеризуют разнообразную организаторскую деятельность, которая может иметь место при осуществлении той или иной функции государства. Обычно об организационных формах осуществления государственных функций говорят в самом общем виде, никак их не дифференцируя. Однако некоторые исследователи выделяют такие, например, организационные формы, как организационнорегламентирующую, организационно-хозяйственную и организационноидеологическую.
Организационно-регламентирующая форма выражается, по их мнению, в оперативной текущей организационной работе по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.
Организационно-хозяйственная форма характеризуется оперативно-технической, текущей хозяйственной работой по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, организация снабжения и т. п.).
Организационно-идеологическая форма проявляется в повседневной оперативно-разъяснительной работе, также связанной с обеспечением выполнения различных функций государства (например, разъяснение изда-
197
ваемых законов, формирование общественного мнения и т. д.) .
Для государств с недемократическими политическими режимами характерно применение в том числе, неправовых форм реализаций своих функций, основанных на беззаконии и произволе со стороны государственного аппарата (коррупция, расправа с оппозицией, цензура в отношении средств массовой информации, однопартийная система, идеологиче- [1]
ская или религиозная направленность государственной деятельности и т. п.).
Функции государства характеризуются не только своими особыми формами, но и методами реализации. Под методами осуществления государственных функций понимаются способы или средства деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, направленные на решение стоящих перед государством на том или ином этапе его разви-
198
тия задач .
Методы деятельности государственных органов, следовательно, и реализации функций государства довольно многочисленны и разнообразны. Так, в процессе осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов широко используются методы убеждения и принуждения, гарантий, рекомендаций. Они касаются, прежде всего, таких государственных функций, как установление и охрана правопорядка в обществе, защита собственности, прав и свобод граждан и др.
При осуществлении функций государства, непосредственно затрагивающих сферы экономки и финансов, широко применяются методы материального и финансового стимулирования, планирования, прогнозирования и др.
[1]
См.: Теория государства и прав: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2005. С. 77-78.
|