Изучение государства, проблем его возникновения, становления функционирования, невозможно без рассмотрения вопроса о государственной власти, т. к. этот вопрос напрямую связан с существованием самого государства. Жизнь любого организованного общества предполагает определенный порядок, дисциплину, власть. Последняя как раз и выступает одним из важнейших организующих и упорядочивающих факторов.
В научной литературе до сих пор отсутствует единое мнение по определению понятия государственной власти и ее природы. Эта проблема постоянно обсуждается в юридической литературе, что свидетельствует о незавершенности и актуальности данной темы. При этом совершенно справедливо отмечается, что организация государственной власти является наиболее объемной и традиционной проблемой теории государства и права.
В отечественной теории государства и права сложилось несколько подходов к определению государственной власти.
Так, Л. И. Петражицкий признавая принуждение как атрибут власти, понимал государственную власть как правоотношение, а о власти говорил как о правах одних во взаимосвязи с обязанностями других. «Под специальными властями следует разуметь соответственные специальные, т. е. ограниченные определенною областью поведения, обязанности одних и права других»[1].
Н. М. Коркунов рассматривал государственную власть как силу, способную влиять и подчинять себе поступки людей. Он считал, что «государственная власть как сила обусловленная сознанием гражданами их зависимости от государства, порождает в общественной жизни своеобразные явления»[2].
По мнению П. А. Сорокина «... если государственная власть руководствуется в своей политике не благом общества, а узкоэгоистическими соображениями собственной пользы, то результат такой деятельности едва ли будет плюсом, она в таком случае скорее причинит общественный вред»[3], т. е. он подразумевал под властью деятельность государства в лице его органов.
Классовый подход к понятию государственной власти, был преобладающим в советской теории государства и права. В частности В. М. Корельский отмечал: «Классовая сущность социалистического государства состоит в принадлежности государственной власти трудящимся во главе с рабочим классом и его партией»[4] [5].
Данный подход, основываясь на работах Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина предполагал отождествление аппарата государства с государственной властью. Ф. Энгельс, подчеркивая классовую природу власти, писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу, и тем более успеваем в этом, чем более он становится органом
одного определенного класса и чем более он осуществляет господство это-
203
го класса» .
В современной теории государства и права классовые трактовки государственной власти утратили былое значение и им на смену пришли другие концепции. Среди наиболее известных современных подходов к определению понятия «государственная власть» выделяется функциональный подход. Г. Н. Манов указывал: «Любая власть, в том числе государственная, - это особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей. Проявляясь в них, государственная власть не сводится только к этому. Она есть нечто большее. ... Власть, подчеркнем еще раз, - это сила, которая способна подчинять»[6] [7].
Одним из общепринятых подходов является понимание государственной власти как волевого отношения. Так, В. Е. Чиркин пишет: «Государственная власть - это возникающее на основе социальной асимметрии в обществе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является особый политический субъект - государство, его орган, должностное лицо» .
К спектру современных трактовок государственной власти можно отнести точку зрения Н. А. Пьянова, который считает, что «государственная власть - это способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных средств и методов»[8].
Таким образом, совершенно очевидны следующие определения государственной власти: как правоотношения между определенными субъек
тами; как организованной силы, способной подчинять поступки подвластных людей; как деятельности государства; как органа государства; как функции государственного механизма; как волевого отношения; как способности осуществлять политическое руководство обществом.
Каждое из этих понятий позволяет сделать вывод о многогранности государственной власти, о ее важном социальном назначении в жизни современного общества.
Заслуживает самого пристального внимания мнение В. М. Корель- ского, который постарался объединить различные характеристики государственной власти и вывел следующее определение: «государственная власть есть система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственноправовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы»207.
При этом, по нашему мнению, государственная власть - это разновидность социальной власти, сущность которой заключается в возможности и способности государства осуществлять власть, управление и регулирование обществом, с помощью правовых и специальных средств, для обеспечения в обществе законности и правопорядка.
Признаки государственной власти. Для раскрытия и уяснения понятия государственной власти, необходимо рассмотреть ее признаки, т. к. именно через признаки мы можем увидеть сущность и всю сложность, многогранность рассматриваемой категории.
К числу основных признаков, характеризующих государственную власть можно отнести:
1. Государственная власть представляет собой публичную власть. Она изначально возникла как власть, управляющая обществом, и выступающая от его имени. Поэтому эта власть носит всеобщий, а не частный характер. Г осударственная власть действует на все общество, его классы, социальные группы, объединения и их представителей. При этом государственная власть является только одной из разновидностей публичной власти, т. к. в современном обществе мы можем выделить и другие ветви власти, не являющиеся государственными (например, муниципальную власть, власть средств массовой информации, территориальное общественное самоуправление и т. д.)
Понятие и признаки публичной власти обосновывается различными научными школами и доктринами, интерпретация которых возможна только в результате комплексных исследований. Подходы к определению власти учеными начинаются с древнейших времен с эпохи античных мыслителей и заканчивая современными исследованиями. В числе античных и зарубежных исследований значаться работы Платона, Аристотеля, Е. Спинозы, Т. Г оббса, М. Вебера, К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Ницше, Е. Дюринга, Р. Даля, П. Бэкрэка, М. Бэрэтца, С. Льюкса, П. Блау, Т. Парсонса, X. Арендт, З. Фрейда, М. Фуко, К. Юнга и др.
В России проблемы власти всегда были в центре внимания практически всех течений общественной мысли, начиная с первого на Руси общественно-политического трактата «Слово о законе и благодати» Иллариона. Отдельные идеи можно встретить в работах Иосифа Волоцкого, Прокоповича, К. Д. Кавелина. Среди ученых конца XIX и начала XX в. можно выделить А. С. Алексеева, Л. А. Велихова, А. Д. Градовского, В. В. Ивановского, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского,
И. Ленина, Л. И. Петражицкого, П. А. Покровского, С. Л. Франка, Б. Н. Чичерина. Из работ послереволюционных и современных исследователей, можно выделить, монографии и учебники С. А. Авакьяна,
С. Алексеева, А. Г. Аникевича, Г. В. Атаманчука, В. Г. Афанасьева, М. В. Баглая, М. И. Байтина, A. M. Барнашова, А. К. Белых, A. M. Витчен- ко, И. В. Выдрина, Л. А. Григоряна, А. В. Зиновьева, Н. М. Кейзерова,
И. Кима, Е. И. Козловой, В. М. Корельского, А. И. Королева,
А. Кочева, А. В. Кряжкова, В. И. Крусса, О. Е. Кутафина, В. Г. Ледяева,
Е. Мушкина, Ф. М. Раянова, Р. А. Ромашова, В. П. Сальникова,
К. Самигуллина, В. Ф. Сиренко, Ю. И. Скуратова, И. М. Степанова, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, Д. Д. Цабрии, В. Е. Чиркина, В. И. Фадеева, А. А. Югова и др.
Публичная власть - это вид власти вообще, вид социальной, политической власти. Власть как феномен объективной действительности - явление социальное. Социальная власть присутствует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в государстве, то есть там, где имеются реальные возможности и способность оказывать воздействие на поведение людей с помощью каких-либо средств.
Публичная власть рассматривается как термин гуманитарной науки, общесоциологическая категория, феномен социальной реальности, который представляет собой асимметричное отношение, выражающееся в возможности субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями посредством использования соответствующих ресурсов. Возможна и несколько иная интерпретация публичной власти в соответствии с которой рассматриваются сила и воля одной (властвующей) стороны, посредствам которых данная сторона оказывает воздействие на волю и сознание другой (подвластной) стороны, добиваясь от последнего выполнения определенных действий в интересах властвующей стороны, которые, в свою очередь имеют публичный характер.
В максимально широком смысле социальная власть - всегда волевые отношения индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Публичная власть реализуется сфере общественной деятельности (политической, культурной, экономической, правовой).
Основными компонентами публичной власти являются ее субъекты (те, кто вступает в соответствующие отношения), объект (то по поводу чего складываются рассматриваемые отношения), средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все элементы публичной власти (механизм и способы взаимодействия субъектов и объекта).
Власть - всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть никогда не является отношением только одного лица (или органа), если не иметь в виду власть человека над собой (но это уже психологический, а не социальный феномен). Власть означает отношения зависимости между людьми: с одной стороны, навязывание чьей-то воли, с другой - подчинения ей. Иначе - это властеотнощения между субъектом и объектом.
Сущностью власти являются волевые отношения (руководства (господства) - подчинения). Власть предполагает верховенство, монопольное право субъекта принимать решения («авторитетные решения»), обязательные и значимые для объекта и способность обеспечивать исполнение принятых обязательств, то есть контролировать объект. Общество объективно нуждается во власти. Она противостоит анархии, препятствует разрушительным действиям, опасным для всего социального организма. Авторитет, право, насилие - средства, с помощью которых, власть имеет способность, и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал такими качествами как воля к власти, т. е. желание властвовать и готовность брать на себя связанную с этим ответственность; компетентность, то есть знание сути дела, состояния и настроения подчиненных, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом.
Социальная (публичная) власть - волевые (руководства - подчинения) отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработке и осуществлению общей для данного социального коллектива воли (интереса).
По мнению С. А. Авакьяна, публичная власть не сводится лишь к государственной власти, охватывает различные организационные средства для управления. Во-первых, это самоорганизация общества, у него нет единого центра управления, чаще всего управление общественными делами идет многоканально и строится как на устойчивых обычаях жизни людей, так и на участии в управлении различных организованных коллективов (политические партии, иные общественные объединения, трудовые коллективы, религиозные объединения и др.). Во-вторых, публичная власть - это и управление государственными делами, что делается в масштабах всего государства, в условиях России - также на территории субъектов Российской Федерации. В-третьих, публичная власть - это и управление делами муниципального уровня, оно представлено решением, так называемых вопросов местного значения, а также в определенной мере управлением государственными делами от имени и по поручению государства. Отсюда и появилась трактовка местного самоуправления как публичной власти, соединяющей общественные и государственные начала.
Государственная власть представляет собой лишь особую разновидность социальной политической публичной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организованном - политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.
По мнению А. В. Безрукова на современном этапе принципы единства государственной власти и разделения ее ветвей при правильной организации властеотношений вполне органично сочетаются, способствуют конструктивному сотрудничеству органов государственной власти. Такое комплексное сотрудничество позволяет сформировать эффективную систему реализации единой публичной власти, в которой функционируют взаимосвязанные и взаимообусловленные государственная и муниципальная власти, являющиеся основными каналами реализации конституционного принципа народовластия в России.
Политическая природа государственной власти. На протяжении многих веков политический характер государственной власти был обусловлен классовой борьбой за господство в обществе, но и в наши дни во время предвыборных кампаний развертывается острая борьба между политическими партиями и избирательными блоками, представляющими интересы различных социальных групп, за овладение государственной властью.
Политическая власть - это категория, которая наиболее интенсивно используется в научном и прикладном политическом обороте, но недостаточно четко и точно оформлена в юридических нормах подавляющего большинства стран современного мира. Используя багаж научных знаний, можно выделить наиболее очевидные подходы к определению столь актуальной социальной категории:
способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
политическое господство над людьми;
система государственных органов;
лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.
Очевидно, что природа политической власти, ее специфика различаются кардинально во всех странах. Однако общие признаки проявлений политической власти, ее теоретические характеристики приемлемы для любого из изучаемых государств.
Объективными реалиями любой политической власти являются:
Суверенитет (не в государственном, национальном или народном преломлении) , что означает независимость и неделимость власти, ее политической составляющей, наличие самобытных (исключительно самодостаточных) интересов.
Авторитетность власти, ее доминирование в борьбе за реализацию определенных интересов, общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества.
Волевой характер власти, предполагающий наличие способности к выбору цели деятельности и внутренних усилий, необходимых для ее осуществления, наличие осознанной политической программы и готовности ее выполнять.
Принудительный[9] [10] характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие).
Всеобщность власти, предполагающая наличие некоторого множества элементов (объектов социальных отношений, а также их участников), отличных друг от друга, и необходимость, так или иначе, образовать при их участии некое единство. Всеобщность есть всегда единство, образовавшееся из множества. «Всеобщее», как показывает сам термин, есть всегда нечто такое, что «обще всем», в чем, так или иначе «участвуют» все элементы данного множества. Всеобщность власти означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
Механизм осуществления политической власти включает в себя следующие элементы:
1. Господство, т. е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения. Каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), специальным образом организованной и оформленной руководящей группе людей, т. е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Каждое господство старается возбудить веру в свою «легитимность» и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его руководящего органа, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.
В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т. е. в его харизму .
2. Руководство, т. е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей. Современное управление характеризуется системами принятия решений, в которых территориальные и функциональные дифференциации преобразуют эффективную организацию разрешения проблем в набор субсистемных факторов со специальными задачами и ограниченной компетенцией и ресурсами . Этот процесс связывает ценности и интересы граждан, законодательный выбор, исполнительные и организационные структуры и роли, а также юридический надзор способом, который предполагает взаимоотношения, значительно влияющие на эффективность деятельности .
3. Управление и организация, т. е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений.
Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения. Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных, или их совпадении и результатах анализа. [11] [12] [13]
5. Верховенство государственной власти среди всех видов социальной власти. Верховенство означает ее наивысшую силу, наибольший вес ее решений, указаний, требований. Верховенство говорит о том, что веления государственной власти - это веления, обладающие безусловной обязательностью, исходящие из источника, имеющего право давать такие указания. Верховенство государственной власти означает также ее независимость, неподчиненность решениям никакой другой власти. Обладание верховной властью свидетельствует о наличии у данного государства возможности самостоятельно решать вопросы любой важности .
6. Суверенность государственной власти. Суверенитет государственной власти тесно связан с ее верховенством и предполагает ее независимость от власти какого-либо другого государства, ее возможность принимать любое решение, которое она сочтет необходимым (в рамках правовых ограничений), а также верховенство государственной власти по отношению к другим организациям, существующим на территории данного государства.
7. Территориальность государственной власти. Государственная власть носит территориальный характер, как и государство, она действует в границах территории страны, включающей сушу, недра, внутренние и территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство и т. д. Административно-территориальное деление государства также предполагает, что государственная власть осуществляется соответствующими государственными органами в определенных территориальных единицах: центральными - на всей территории государства, региональными - в пределах региона (штата, провинции, области, департамента), местными - в рамках территории отдельных населенных пунктов (района, округа, города, муниципии, коммуны, поселка, тауна, тауншипа).
8. Легитимность государственной власти, то есть признание ее населением в качестве публичной власти. В широком (общесоциальном) смысле легитимность государственной власти - это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. В данном смысле легитимность во многом совпадает с легальностью власти[14] [15].
Безусловно, легитимная власть - это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, выражающая его истинные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность го
сударственной власти, упрочивает ее социальную значимость и роль в обществе.
Легитимность власти находит свое выражение в результатах голосования на выборах президента, депутатов парламента, губернаторов, членов региональных законодательных собраний (легислатур), других органов государства, в итогах референдумов, собраний, сходов, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти или при попытках совершения государственных переворотов.
О поддержке государственной власти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения, анкетирование, проведение публичных мероприятий (скажем, организация общенародного обсуждения проекта конституции)215.
Существует несколько форм легитимации государственной власти. Известный немецкий социолог М. Вебер выделял три из них: традиционную, харизматическую и рациональную (легальную). Традиционная легитимация основывается на исторически сложившихся в обществе традициях и обычаях, носящих священный, нередко духовно-религиозный характер. Наиболее ярко влияние религии, духовных традиций и обычаев на легитимацию государственной власти наблюдается в странах Ближнего Востока, Экваториальной Африки, Юго-Восточной Азии.
Харизматическая легитимность (харизма - божественный дар) обеспечивается личными качествами выдающихся государственных лидеров - вождей, императоров, президентов, премьер-министров, стоящих во главе страны. Яркое, на уровне подсознания, эмоциональное массовое чувство, основанное на вере в их гений и всемогущество, в их необычный дар предвиденья, непогрешимость и преданность народу, мощно легитимируют государственную власть. Особая харизма может быть порождена культовой идеологией (например, культ личности Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае, Ким Ир Сена в КНДР).
Рациональная (легальная) легитимация основана на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний, на признании государственной власти населением с точки зрения прагматичного подхода, основанного на разуме и здравом смысле. Здесь нет массовой истерии и слепого обожания своего национального лидера, нет и бездумного подчинения общим правилам «законов предков», а только четкое соблюдение предписаний содержащихся в законах, перед которыми все без исключения равны. По мнению М. Вебера рациональная легитимация не имеет такой ценностной и мощной опоры, как традиции или харизма. Однако она более надежна и менее подвержена субъективизму. При таком подходе население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь разумной оценкой результатов ее функционирования.
Легальность государственной власти. Легальность означает официальное провозглашение государственной власти на конституционном (законодательном) уровне. Формирование, становление, функционирование государственной власти осуществляется в режиме законности. По мнению большинства авторов, легальность является юридическим выражением легитимности и находит свое отражение в действующем законодательстве.
Проблема легализации государственной власти, путей и способов этого процесса уходит своими корнями в древнюю историю. Ссылки на легализацию как основание власти и должного поведения использовались уже в IV-III вв. до н. э. школой китайских легистов в споре с конфуцианцами. Первые ссылались на традиции, освященные веками, нормы, законы; вторые считали, что деятельность властей, поведение граждан должны соответствовать, прежде всего, вселенской гармонии. Элементы своеобразных ссылок на легализацию присутствовали в противоборстве светской и духовной властей в средние века (аргументами служили обращения к священным текстам, хотя короли использовали и другие доводы, в том числе факты избрания первых королей, а также ссылки на династическое престолонаследие).
Следует различать легальность властвующего субъекта от легальности государственных органов. Легальность властвующего субъекта находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны (например, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»). Государственные органы приобретают свойство легальности на основе предусмотренных законом выборов (например, федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), либо путем назначения со стороны представительных (законодательных) органов (например, указ Президента РФ «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти»), что также отражается в соответствующих законах, указах, постановлениях. Законными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Однако и те, и другие государственные органы получают свою власть, организационную структуру, компетенцию, необходимые для своей деятельности ресурсы от субъекта власти - народа.
Государственная власть выражена в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь механизм государства,
состоящий из различного уровня государственных служащих, должностных лиц, специалистов, из которых и формируются органы управления и принуждения.
Единство государственной власти. Несмотря на достаточно большое количество государственных органов, должностных лиц, государственных служащих, которые относятся к различным уровням и ветвям государственной власти, все они составляют единый механизм (аппарат) управления и принуждения, который осуществляет данную власть. В одном государстве не может существовать две, три или более различных государственных властей, неодинаковых по своей природе, отличных по своему социальному назначению, целям, задачам и обладающих своими средствами государственного принуждения. Кроме того, единство государственной власти проявляется и в том, что она основывается на единых принципах организации и деятельности государственных органов и должностных лиц, и принципы эти являются обязательными для всего государственного аппарата. Неисполнение этих общепринятых правил является нарушением установленного порядка осуществления государственной власти и может привести к роспуску, ликвидации государственного органа или отстранения лица от занимаемой должности.
Наличие внутренней структуры государственной власти. В структуре государственной власти можно выделить такие ключевые элементы как: 1) субъект власти, 2) объект власти, 3) содержание властной деятельности (властеотношение), 4) средства способы, приемы осуществления государственной власти, 5) ресурсы власти216. Особенностью государственной власти является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего разделены, особенно это достаточно четко видно в авторитарных и тоталитарных государствах (деление на классы, господство одной политической партии или социальной группы, клана, племени, народности и т. п.). В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, влекущая к их частичному совпадению. Это вызвано тем, что народ является источником власти, осуществляя ее через государственные и иные органы, которые формируются выборным путем, либо непосредственно через референдумы, собрания, сходы. Кроме того, большинство граждан обладают правом поступления на государственную службу или занятия выборных должностей. Поэтому наблюдается определенная подотчетности и подконтрольность органов государственной власти (властвующих) народу (подвластным). Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта власти быть не может, т. к. это привело бы к самоуправлению и исчезновению государственных институтов.
12. Государственная власть реализуется через государственное управление. Государственное управление - это целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе действующего законодательства для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Под воздействием государственной власти и государственного управления система общественных отношений приобретает характер направляемых и контролируемых связей, в обществе утверждается организованность и порядок.
13. Государственная власть - это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т. д. Вместе с тем государственная власть располагает и специальными средствами, и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, то есть правила поведения, установленные или санкционированные государством. К специальным методам осуществления государственной власти относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления .
Наконец важным вопросом является соотношение понятий государственная власть и государства. В юридической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому представляется, с учетом анализа существующих мнений, сделать вывод о том, что если государство мы рассматриваем в качестве политической организации управляющей обществом (государство в узком, политическом смысле), то государственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, то есть внешним выражением государственной власти будут выступать государственные органы, осуществляющие свои властные полномочия.
В случае если мы рассматриваем государство как высокоразвитый тип политико-организованного общества (государство в широком, общесоциальном смысле), то государственная власть будет выступать одним из основных его признаков.
[1] Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.С. 192.
[2] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб. 1894. С. 246.
[3]
Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 1919. С. 90.
[4]
Теория государства и права / под ред. С. С. Алексеева. М., 1985. С. 135.
[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 311-312.
[6] Манов Г. Н. Признаки государства: Новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 42.
[7]
Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 16.
[8] Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 70.
[9] Понятие может рассматриваться как самодостаточное и использоваться для характеристики различных политических и юридических явлений.
[10] В широком смысле.
[11]
Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehende Soziologie. 5., rev. Aufl. Tubingen, 1980. Kap. III: Die Typen der Herrschaft. P. 122-176.
[12] Hanf K., O’Toole L. Revisiting Old Friends: Networks, Implementation Structures and the management of Inter-Organizational Relations // European Journal of Political Research. Special Issue. Vol. 21, № 1-2.
[13]
Frederikson J. H. The respositioning of American Public Administration // PS. Political Science and Politics. 1999. № 4. P. 705-706.
[14]
Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М., 2009.С. 108.
[15] Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2009. С. 63.
|