Четверг, 28.11.2024, 07:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Структура государственной власти

Анализ структуры государственной власти открывает путь к познанию и раскрытию ее внутреннего строения. В структуре государственной [1] власти находят свое отражение элементы социально-психологического, нравственного, правового и предметно-материального характера.

Руководствуясь принципами плюрализма и многосторонности в определении структуры государственной власти, представляется целесообразным рассмотрение данного понятие с нескольких позиций:

Одним из общепринятых в отечественной теории государства и права подходов к структуре государственной власти является рассмотрение ее элементов с точки зрения юридической природы и сущности. В структуре государственной власти представляется возможным выделить волю доминирующего социального слоя (класса) или народа, обусловленной политическими, социальными, экономическими, духовнонравственными и иным факторами, а также силу, превращающую властную волю в эффективный инструмент воздействия на общественные отношения, придающий государственной власти принудительный характер.

Воля - это определяющий элемент государственной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и явления властвования. Она нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъектом, т. к. власть всегда принадлежит личности, коллективу людей, социальному слою или классу, народу, волю и интересы, которых она выражает.

Воля - это явление социально-психологическое, одна из сторон общественного сознания. Она формируется в процессе взаимодействия объективных и субъективных социальных факторов, взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

Другим неотъемлемым элементом структуры государственной власти является сила. Без концентрированной, носящей организованный характер, силы воля не способна к реализации и самоутверждению, не способна оказывать воздействие на общественные процессы и поведение людей. Сила государственной власти находит материальное свое выражение в государственных органах управления и принуждения: правительство, суд, прокуратура, армия, полиция, органы государственной безопасности, тюрьмы и др. Сила может быть выражена и в моральном (духовнонравственном) аспекте: в ее авторитете, в идеологическом воздействии, традиционности. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице силовых структур.

Государственная власть может быть сильной или слабой, но, лишенная организованной силы, она становится неспособной реализовывать волю субъекта власти, обеспечивать законность и правопорядок в обществе. Поэтому, пока существует государственная власть, у нее будут носители организованной силы - силовые структуры, обладающие правом применения оружия, специальных средств, физической силы и иных средств принуждения. Применение средств принуждения в отношении людей со стороны государственной власти, естественно должно носить обоснован

 

ный характер, основанный на принципах законности, целесообразности, объективности, необходимости, гуманизма и т. п. При этом, любая государственная власть, в первую очередь должна опираться на силу авторитета, идеологию, традиции, средства массовой информации. Поэтому автор согласен с В. М. Корельским в том, что «если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметноматериальное насилие, то это верное доказательство ее неустойчивости, отсутствия у нее глубоких и прочных основ и корней в обществе» .

Применение организованной силы государственной власти имеет, безусловно, необходимый характер при отражении внешней агрессии, в борьбе с экстремизмом, терроризмом, преступностью или предупреждением, пресечением правонарушений.

Исходя из своей функциональной характеристики, структура государственной власти будет включать следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти. В данном случае государственная власть будет выступать как определенное правоотношение, складывающееся между властвующими и подвластными субъектами, основанное на реализации воли первых и подчинение этой воле вторых.

Субъекты власти - это источники государственной власти, аккумулирующие и претворяющие в жизнь государственную власть. В качестве субъектов государственной власти выступают народ (нация), социальные общности, классы, группы, коллективы людей или человек в целом, т. е. те, права и интересы которых выражает в данный момент государство. Однако чаще всего, в качестве субъектов государственной власти выступают органы государства, или государство в целом.

При этом важно подчеркнуть, что властвующий субъект не передает свою власть государственным органам, а непосредственно или опосредованно наделяет их властными полномочиями. Он определяет, в какой форме, и в каком объеме тот или иной государственный орган будет выражать, и проводить в жизнь государственную волю.

Объекты власти - это подвластные субъекты, в отношении которых осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения, социальные группы, общности, классы, общество в целом. В демократическом обществе объект и субъект государственной власти очень близки друг к другу и в некоторых случаях могут совпадать между собой (референдумы, выборы, сходы местных жителей, представительные органы, местное самоуправление), в недемократических обществах они жестко разграничены (народ и правящая партийная номенклатура, финансовая олигархия, аристократическая элита, военная хунта, религиозный конклав и т. п.).

Властеотношения - это отношения, которые возникают между носителями власти (субъектами) и подвластными (объектами власти) в процессе реализации государственной власти. Властеотношение - это содержание властной деятельности. Оно выражается в том, что, с одной стороны, происходит проявление воли субъектов власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой - подчинение объектов власти субъектам власти.

Средства осуществления власти - это тот инструментарий, которым пользуется субъект государственной власть в процессе своего воздействия на объект власти, то, при помощи чего государственная власть реализует свою волю. Основными средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем современное государство демократического типа для осуществления своей власти может использовать и другие средства, не носящие принудительный характер (например, органы местного самоуправления, различные общественные (некоммерческие) организации, средства массовой информации, нормы морали, религии и т. д.).

Методы осуществления власти - это те приемы (способы), которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле подвластных субъектов. Традиционными методами государственной власти являются метод убеждения и метод принуждения.

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей.

Государственное принуждение - то психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить)

ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и го-

219

сударства .

Метод убеждения предполагает целенаправленную культурновоспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, моральным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Г осударственное принуждение всегда связано с ограничением

свободы человека, безусловным навязыванием ему государственной во-

^„220 ли .

В современных условиях значительно возросла роль методов морального и материального стимулирования, поощрения используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

Заслуживающей самого пристального внимания, является точка зрения Т. Н. Радько, выделяющего в рассматриваемой структуре государственной власти такой ее элемент как ресурсы.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В числе основных ресурсов власти можно выделить - утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным ресурсам относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные - это меры государственно-властного, карательного воздействия. Нормативные ресурсы включают в себя ценностные ориентации, регулирование отношений в обществе, прежде всего путем правового регулирования.

В зависимости от важнейших сфер жизни общества выделяют следующие виды ресурсов: экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

К материальным ресурсам относятся: государственная собственность, государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти. Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть частично обеспечивает себя, добивается порядка, устойчивости в экономике.

Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения, разрешать социальные конфликты. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия и поддержки населения. Государственная власть нередко распределяет население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий (дворяне; купцы, мещане, разночинцы и т. п.).

Культурно-информационные ресурсы - это знания, информация, а также средства их получения и распространения. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государственная власть старается ува- [2]

 

жительно относиться к историческим, национальным традициям народа, нередко использует их в своей политике.

Идеология также является одним из важнейших ресурсов государственной власти. В любом государстве этому ресурсу придается первостепенное значение, так как власть посредством идеологии оправдывает свое существование, свою легитимность, обосновывает проведение своих методов властвования и достижение Определенных целей, стремится добиться уважения и понимания у населения своих действий.

Силовые ресурсы необходимы каждому государству. Их составляют армия, полиция, суд, прокуратура, органы безопасности (разведка). Задачей этих органов является обеспечение правопорядка, осуществление при-

221

нуждения, защита власти от тех, кто выступает против власти .

Ресурсы необходимы государственной власти для обеспечения стабильности и порядка в обществе, эффективного управления общественными процессами.

Структуру государственной власти можно рассматривать с учетом принципа разделения властей, который применяется в политических системах подавляющего большинства современных государств, не исключая Российскую Федерацию . При классификации по данному основанию в структуре государственной власти можно выделить такие элементы, как законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть, которые принято именовать ветвями власти. В своем единстве они и образуют государственную власть. Следует вместе с тем отметить, что выделение триады ветвей власти не отражает всего многообразия существующих в мире моделей разделения властей. Так, например, в Конституциях латиноамериканских государств (конституции Колумбии 1991 г., Никарагуа 1987 г., Бразилии 1988 г., Венесуэлы 1999 г. и др.) мы найдем упоминание об избирательной ветви власти. В Конституции Кубы 1976 г. (ст. 68) об учредительной власти - власти народа, основанной на его праве принимать конституцию и определять тем самым принципы общества и основы организации государства. В Конституции Египта 1980 г. (ст. 206) наряду с традиционными властями говорится об информационной власти («пресса - народная независимая власть»). В конституции мексиканского штата Идальго в качестве четвертой власти закрепляется муниципальная власть. В законодательстве можно встретить упоминание о контрольной государственной власти, в отдельных конституциях развивающихся стран с однопартийной системой упоминается партийная власть, рассматривающаяся как особая разновидность государственной власти . [3] [4] [5]

Конституция Китайской Республики (Тайвань) 1947 г. предусматривает фактически шесть ветвей власти: учредительную в лице Национального собрания; законодательную в лице Законодательной палаты; исполнительную в лице Президента, Вице-президента и Исполнительной палаты; судебную в лице Палаты юстиции; контрольную в лице Палаты контроля, проверяющей главным образом деятельность административных органов; и экзаменационную в лице Экзаменационной палаты, ведающей комплектованием гражданской службы[6] [7].

В Российской Федерации представители отечественной теории государства и права признают существование президентской власти, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти, контрольнонадзорной власти (Прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РФ, Счетная Палата, избирательные комиссии, Центральный Банк РФ) .

Однако данную структуру государственной власти, безусловно, можно применять только к тем государствам, где признается и на конституционном (законодательном) уровне закрепляется принцип разделения властей.

Структуру государственной власти можно рассматривать и из ее территориальной организации. В этом случае в унитарных государствах мы выделяем центральную (верховную) власть, которая действует на всей территории страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных единиц или муниципальных образований (городов, районов, округов, поселков, деревень и т. д.). Для федеративных государств применяется трехзвенная структура власти: центральная власть, региональная власть, местная власть. Региональная власть осуществляется государственными органами на территории субъектов федерации (штаты, провинции, республики, автономные районы и др.).

Таким образом, любая властная деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Несмотря на множество факторов, и интересов, лежащих в основе возникновения государства, функционирования государственных институтов можно твердо сделать вывод, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

 

[1]

Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 69-70.

[2]

Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 73.

[3]

Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 111.

[4] Ст. 10 Конституции Российской Федерации.

[5]

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. М., 2005. С. 156—

[6] Конституционное (государственное) право зарубежных стран : в 4 т. Т. 1-2. Часть общая: Учебник / отв. ред Б. А. Страшун. М., 2000. С. 252.

[7] Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М., 2009.С. 118-129.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (06.06.2017)
Просмотров: 210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%