Как уже рассматривалось выше, государственный аппарат, являясь центральной частью механизма государственной власти, представляет собой систему органов государства, осуществляющих власть и управление обществом.
В научной и учебной литературе по теории государства и права можно встретить множество различных определений понятия «орган государства» различающихся между собой.
Так М. И. Байтин считает: «Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции
237
определенных задач и функций государства» .
По мнению В. В. Лазарева: «Орган государства - это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией» .
В. И. Власов придерживается позиции, что «Государственный орган - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опи
рающаяся, в процессе реализации своих функций на организационную, ма-
239
териальную и принудительную силу государства» .
С точки зрения В. М. Корельского: «Государственный орган - это первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями»[1] [2].
Представляет определенный интерес подход А. Б. Венгерова, считающего, что понятие орган государства необходимо рассматривать в широком, и узком смыслах, в широком - это орган государственной власти, а в узком - это орган, ориентированный на специальную функцию, необходимую для жизнедеятельности общества[3].
Однако, большинство авторов едины во мнении, что органы государства состоят из государственных служащих, являются структурными элементами государственного аппарата, обладают относительной самостоятельностью, наделены властными полномочиями, осуществляют определенные задачи и функции государства.
Таким образом, по нашему мнению, под органом государства следует понимать созданную в установленном законом порядке государственную организацию, представляющую относительно самостоятельную и структурно обособленную часть механизма государственной власти, состоящую из государственных служащих, наделенными властными полномочиями и материальными средствами по реализации задач и функций государства. Вместе с тем данное определение не раскрывает в полной мере сущность государственного органа, поэтому для более полного представления о том, что представляет собой орган государства, рассмотрим его основные признаки.
Во-первых, орган государства - это государственная организация. В данном случае, каждый орган государства представляет объединение (коллектив) людей, имеющее свою иерархию и структуру, наделенное властью по управлению обществом и являющееся частью государственного аппарата, то есть государства.
Во-вторых, орган государства наделен определенной политической, экономической и организационной самостоятельностью, выраженной в наличии своих органов управления, круге решаемых вопросов, наличии собственного имущества, финансов и т. д., что не исключает его взаимосвязь с другими государственными и негосударственными организациями, являющимися частями механизма государственной власти.
В-третьих, это структурно обособленная часть государственного аппарата. Это означает, что каждый орган государства, являясь самостоятельной государственной организацией, занимает определенное место в системе государственных органов.
В-четвертых, орган государства состоит из государственных служащих, находящихся между собой в определенных правоотношениях, содержание которых (права, обязанности, объем и пределы властных полномочий) определяется нормативно-правовыми актами, и конкретизируются в должностных инструкциях, приказах, распоряжениях, положениях и других документах ненормативного характера.
Служащие государственных органов работают на постоянной и профессиональной основе, получая от государства за свой труд денежное содержание и иные социально-экономические гарантии (премии, материальную помощь, оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание и др.), согласно занимаемой должности.
В-пятых, орган государства имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из функциональных подразделений (управлений, отделов, комитетов и т. п.), обладающих единством, необходимым для достижения поставленных целей и задач.
В-шестых, орган государства наделен государственно-властными полномочиями (компетенцией) определенного объема и содержания. Компетенция определяется предметами ведения, т. е. задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Предметы ведения и полномочия государственного органа, формы, способы, средства их осуществления регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Реализация органом государства своей компетенции - это одновременно его и право и обязанность. Обладание государственновластными полномочиями - это важнейший отличительный признак органа государства.
В-седьмых, органы государства обладают правом издавать общеобязательные правовые акты (нормативного и правоприменительного характера) для реализации своих государственно-властных полномочий.
В-восьмых, орган государства осуществляет определенные функции государства, используя для этого соответствующие формы и методы, включая метод принуждения.
В-девятых, орган государства обладает соответствующей материально-финансовой базой (имуществом, бюджетом, счетом в банке), необходимой для выполнения государственных функций и задач.
Виды органов государства. Разносторонность и многосложность деятельности механизма государственной власти обусловливает значительное число государственных органов. По различным научно обоснованным критериям можно классифицировать их на определенные виды.
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства не создаются другими органами, а возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются народом (президент, парламент), наделяясь властными полномочиями. Производные органы создаются первичными органами и от них получают властные полномочия (исполнительные органы, военные и правоохранительные органы и т. д.).
По действию в пространстве (территориальности) органы государства классифицируются на высшие и местные. Высшие органы осуществляют государственные полномочия на всей территории государства, местные в определенных административно-территориальных единицах. В федеративных государствах выделяют региональные органы государственной власти, распространяющие власть на территории соответствующих субъектов федерации.
По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов являются постоянно действующими, но для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, техногенных катастроф, пожаров, эпидемий), выполнения временных функций (строительства крупных промышленных, транспортных, энергетических, спортивных объектов) могут создаваться временные органы государства (например, межведомственные правительственные комиссии).
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг функций и задач (например, Правительство Российской Федерации), органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции (министерства, федеральные агентства и службы: министерство внутренних дел, федеральная служба безопасности, российское космическое агентство).
По способу формирования органы государства бывают выборные и назначаемые. В демократическом государстве доминируют выборные органы (например, подотчетность правительства президенту или парламенту).
По особенностям деятельности и порядку принятия решений органы государства подразделяются на коллегиальные (например, правительство, парламент) и единоличные (глава государства, глава исполнительной власти субъекта федерации). При этом могут государственные органы, которые могут использовать как коллегиальный, так и единоличный способ принятия решений (например, суд может осуществлять правосудие коллегией судей по сложным гражданским делам, уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, и, наоборот, по гражданским делам с небольшой суммой иска, уголовным делам небольшой и средней тяжести судья принимает решение единолично).
По объему властных полномочий органы государства разделяются
на государственные органы с абсолютно неограниченными полномочиями, абсолютно ограниченными полномочиями, относительно ограниченными полномочиями.
По юридическому источнику их легитимности государственные органы подразделяются на:
органы, устанавливаемые Конституцией, конституциями (уставами) субъектов федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
органы, учреждаемые в уставленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в
242
предыдущем пункте вида государственных органов .
По функциональному назначению органы государства могут быть разделены на законодательные (парламент), исполнительнораспорядительные (правительство, министерства), судебные (суды) и контрол ьно-надзорные (прокуратура).
[1] Власов В. И. Теория государства и права : учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов н/Д., 2002. С. 104.
40 Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2009. С. 91.
[3]
Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов. М.,
|