Понятие ценностей является многомерным и универсальным. В большинстве своем, данное понятие изучается гуманитарными науками, такими как философия и социология. Значимость данной категории для современной научной мысли подтверждается тем фактом, что соответствующие исследования сформировали самостоятельное научное направление - теорию ценностей, именуемую аксиологией.
Дать определение понятия «ценности», и, тем более всесторонне рассмотреть особенности научной междисциплинарной дискуссии, применительно к рассматриваемому понятию в предлагаемой публикации в качестве цели не ставиться. Кроме того, в предлагаемой работе не производится систематизации типов понимания права и не проводится поиск исчерпывающего перечня признаков, характеризующих фигурирующие в качестве объекта исследования категорий.
Основной целью, предлагаемого параграфа, является разработка качественных параметров, при помощи которых, можно выделять виды ценностей, объективно характеризующих природу и социальную сущность права, рассматриваемого применительно к цели исследования в двух основных значениях (естественное и позитивное), а также обстоятельств, которые фигурируют в объективном праве как ценности.
Не претендуя на универсальность и абсолютную объективность, предложим рабочие формулировки базовых категорий необходимых для проведения предполагаемого исследования.
Естественное право - это совокупность обстоятельств, качеств и свойств, неотъемлемо связанных с человеком, его существованием, предопределяющих существование и поведение человека, но не зависящих от его воли и сознания. С нашей точки зрения, естественное право не может рассматриваться как принципы или правила поведения, обусловленные естественной природой вещей, скорее само естественное право является условием формирования принципов и правил поведения людей.
В свою очередь, позитивное право - это феномен социальной реальности, обусловленный особенностями складывающейся в определенный период времени общественно-экономической формации и цивилизационно-культурными факторами конкретного общества, результат интеллектуальной деятельности людей, функционирования политической системы общества, опосредованный итог доминирования воли наиболее влиятельных социальных групп и социального компромисса, исходящий от специально уполномоченных субъектов (преимущественно государства, его органов), мировоззренческий идеал, возведенный в степень общеобязательного, обеспеченный различными материальными и организационными средствами, включая средства принуждения, имеющий языковые формы выражения и обладающий индивидуальной стилистикой, объективированный в качестве формально определенной информации о видах и формах общеобязательного, либо границах возможного поведения.
Ценностъ естественного права. Базовый тезис, при помощи которого можно попытаться сформулировать ценность естественного права характеризуется следующим образом. Естественное право, по нашему мнению, необходимо рассматривать во множественном числе, как неопределенную совокупность обстоятельств реального мира. Кроме того, необходимо констатировать предопределенность естественных прав их первичность по отношению к сознанию. Естественное право не зависит от воли и сознания человека, не изменяет собственных качеств и свойств. Качества, свойства и обстоятельства, обуславливающие естественное право, подвергаются оценке при помощи сознания человека. Несмотря на то, что современная наука не располагает инструментами, позволяющими измерить соответствующие параметры сознания, очевидно, что оно (сознание) является частью материи. Сознание человека, само по себе, является естественным правом, однако сознание выдает различные оценки окружающей действительности. Данный тезис очень точно охарактеризован В. И. Лениным применительно к понятию материи, которая, по его мнению, «... философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Сознание человека не просто фиксирует обстоятельства объективной реальности и накапливает совокупность сведений о ней, оно способно интерпретировать количественные и качественные показатели в зависимости от интересов и потребностей человека. Поэтому, происходит научный раскол между представителями материализма и идеализма, основных мировоззренческих подходов к восприятию объективной действительности. По мнению С. Приста, отдельного явления «материя» не существует. Этот вывод имеет три основания: 1) все, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними), поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет; 2) сторонник существования материи несет бремя доказательства её существования, но такого доказательства материалистами не представлено; 3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах.
Следующий тезис, который необходимо рассматривать в процессе оценки естественного права, по нашему мнению связан с производностью сознания в оценке естественных прав. Сознание имманентно стремиться к объективной оценке естественных прав. Однако сознание не может влиять на неизменность естественных прав в зависимости от результатов оценки.
Самый простой, базовый вывод, который можно сделать применительно к проблеме оценки естественных прав предполагает либо отсутствие ценностных качеств у естественных прав, их надценностные качества, либо признание естественных прав в качестве неопределенного множества обстоятельств пространственно-временного свойства, имеющих протяженность как массе покоя (вещество), так и при отсутствии массы покоя (поле). В социальном смысле свойства материи, скорее всего не имеют ни материальной, ни моральной оценки. Однако, применительно к конкретным обстоятельствам реальной действительности, в определенных временных континуумах, в условиях сложившихся культурных феноменов, среднестатистическими группами людей (обществами, сообществами), отдельным формам и видам вещества, либо энергии определяются количественные и качественные показатели детерминирующие ценность естественных прав.
В самой сущности мира материи понятие эквивалента цены отсутствует. Любое проявление материи является частью сущего (мира объективной реальности). Первична неразрывная взаимосвязь всех без исключения обстоятельств реальной действительности.
Предварительная обусловленность оценки естественных прав зависит от знаний человека об объективном мире. Причем, количество и качество знаний об объективной реальности не стабильны, и, что особенно интересно, не всегда прогрессируют во времени и пространстве в различных сочетаниях. Исторические примеры свидетельствуют о наличии некоторых видов знаний, которые человечество неоднократно приобретало, затем утрачивало и открывало вновь. Сегодня, например, инженеров и технологов увлекает вопрос о способах возведения известных мегалитов, таких памятников истории и культуры, как Стоунхендж в Великобритании, либо Великие пирамиды в Египте. Очевидно, что их создатели владели знаниями, которые, к сегодняшнему дню утрачены, либо не полностью восстановлены. Данные примеры, по нашему мнению, подтверждают зависимость оценки естественных прав от культурного фона эпохи, социальных стандартов, эмоциональных фонов индивидов и их групп, интуитивных, объективных и субъективных интересов участников общественных отношений.
Так, например, существуют международные стандарты и общепризнанные естественные права. Однако в современной научной литературе практически не ведется учет естественных прав, которые не являются общепризнанными и еще меньше внимание уделяется попыткам оценить обстоятельства, обладающие признаками естественного права, но, тем не менее, не имеющими надлежащей социальной интерпретации. В качестве такого рода обстоятельств можно рассматривать смерть, природные инстинкты, агрессию, симпатию, антипатию, тщеславие, гордыню и многое другое.
Ценность естественных прав определяется посредствам сопоставления их свойств со свойствами других обстоятельств реальной действительности, которые, кажутся, или могут казаться соразмерными. С древних времен предпринимались попытки постулировать соразмерность вреда причиненного естественным правам. Общеизвестен принцип талиона (от лат. lex talionis). Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа - фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (24:20). Однако, понимание особой ценности и незыблемости естественных прав, всякий раз заставляет человечество переосмысливать сущность и принципы возможной реакции применительно к посягательствам отдельных участников общественных отношений на естественные права. Данный принцип справедливости, сформулированный в Ветхом Завете, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С появлением Нового Завета, появилась положительная формула: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Ценность естественного права в его реальном бытии, в имманентно трансформирующейся объективной реальности тесно связана с одной стороны с закономерностями существования материи, а с другой стороны с социальными нормами и, особенно, с социальными идеалами (представлениями о предполагаемой социальной действительности).
В современной политической и юридической мысли постоянно осуществляются попытки сопоставить ценность отдельных естественных прав с другими материальными, либо нематериальными обстоятельствами. Так часто, эквивалентами жизни, в случае посягательства на нее, рассматриваются «свобода» либо «личная неприкосновенность».
Естественные права регламентируются в качестве субъективных прав в нормах позитивного права. Регламентация естественных прав в современной юриспруденции, чаще всего связывается с конституционным правом.
В качестве универсальных стандартов, естественные права зафик- сированны в источниках международного права, а также в Конституции РФ (право на жизнь и личную неприкосновенность (ст. 20, 21). Другие естественные права, например, право на охрану здоровья (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) и другие.
Естественные права зафиксированы в нормах конституционного права множества государств современного мира.
В современных научных исследованиях рассматриваются различные естественные права, которые приобретают различные оценки, обусловленные интересами отдельных исследователей. Так, например, оценка права на жизнь осуществляется в работах В. А. Кучинского, М. И. Ковалева, В. М. Чхиквадзе и др. В настоящее время в философии, медицине, биоэтике, психологии, истории этим различными аспектами реализации права на жизнь занимаются А. Артемьева, А. Громов, А. Демичев, А. Зильбер, А. Иванюшкин, И. Красненкова, М. Мирский, Ю. Сергеев, И. Силуянова, С. Рязанцев, Н. Трубников, М. Уваров, Б. Юдин и др. Разнообразные суждения о ценности права на свободу содержатся в работах И. Л. Пструхина, Е. В. Виттенберга, В. Г. Попова, Н. С. Дискина, Е. В. Авраамовой, О. Н. Дудченко и др. Оценка права на равенство очень качественно проработана А. Б. Венгеровым. Ценность права на достоинство личности всесторонне характеризуется в исследованиях Ф. М. Рудинского. Ценностные качества права на личную неприкосновенность многогранно исследованы К. Б. Толкачевым. Оценка право на охрану здоровья объективно звучит в исследованиях А. Ф. Герасименко, Н. С. Малеина, М. А. Ковалевского, А. В. Тихомирова, Р. У. Хабриевой. Разнообразные суждения о ценности права на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду звучат в исследованиях В. А. Карташкина и Е. А. Лукашевой. Нестандартный подход к выделению и оценки естественных прав, не нашедших единообразного признания содержится в работах В. К. Бабаева (право на общение с себе подобными, на продолжение рода), А. О. Хармати (право на собственность), М. Н. Малеина (право на индивидуальный облик), В. Н. Кудрявцева, B. C. Нерсесянца, В. П. Сальникова и др. (право на безопасность, на сопротивление угнетению), С. С. Алексеева и многих других (право народов на определение своей судьбы: право наций на самоопределение, право прийти на помощь народу - жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях).
В рассматриваемых работах, ценность естественных прав нередко характеризуется такими качествами «первичность», «элементарность» «неотчуждаемость», «универсальность», «фундаментальность» и другие.
Полагаем целесообразным определить, что указанные естественные права могут рассматриваться одновременно как ценности, устанавливаемые и пропагандируемые позитивным правом. Необходимость в специфическом подходе к определению ценности в области права последовательно отстаивается в трудах B. C. Нерсесянца, который отмечает, что в праве и государстве не применяются всеобщие ценности философско-этического порядка, а, наоборот, создаются собственные ценности, которые затем признаются и применяются в разных областях жизни, например, «справедливость, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (моральная, нравственная, религиозная и т. д.). Более того, только право и справедливо».
Ценность позитивного права. Материальная ценность позитивного права. Достаточно интересным и актуальным, в контексте рассматриваемой темы, следует признать вопрос о материальной ценности позитивного права. Полагаем необходимым уточнить вопрос именно о материальной ценности позитивного права, как целостного, самостоятельного феномена. Ведь если в качестве эквивалента ценностей рассматривать предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие человеческие потребности, то рассмотрение права следует проводить через обстоятельства, характеризующие его вещественное проявление. Даже если говорить о материальной (вещественной) ценности позитивного права в утилитарном контексте, то можно констатировать проблемы доступа к праву. Говоря иначе, необходимо ставить вопрос о том, к чему, к каким материальным предметам должен прикоснуться человек, для того, чтобы получить доступ к позитивному праву в контексте реализации права, либо его применения. С точки зрения правотворчества, также необходимо вести речь о том, как вещественно проявляется результат интеллектуальной деятельности людей по созданию позитивного права, полагая при этом, что материальные ценности - это предметы, явления, а также их свойства, взятые не сами по себе, а в их связи с человеческими потребностями.
Позитивное право является результатом интеллектуальной деятельности людей. С одной стороны, результаты интеллектуальной деятельности людей по созданию позитивного права фиксируются в юридических документах, которые предполагают материальный носитель. Юридические документы, чаще всего имеют бумажную форму, либо форму топологии интегральных микросхем. Кроме того, на создание юридических документов предполагаются затраты материальных и организационных ресурсов. Документы создают люди, а трудозатраты людей имеют материальную цену. Одновременно, необходимо учитывать и иные материальные ресурсы, необходимые для производства позитивного права, например, оргтехнику, расходные материалы, транспорт и т. п.
С другой стороны, позитивное право, являясь регулятором общественных отношений, трансформирует социальную реальность, меняя стоимость объектов воздействия. Тем самым, полагаем уместным ставить вопрос о материальной ценности воздействия позитивного права.
С точки зрения материальной оценки позитивного права можно говорить о том, что оно имеет стоимость сопоставимую с затратами на его создание и эксплуатацию. В свою очередь предполагаемая стоимость есть разновидность социальных затрат, которые предполагают ценностные параметры и характеристики. В качестве предполагаемых параметров ценностных материальных характеристик позитивного права, полагаем уместным использовать устоявшиеся в рамках экономической науки параметры и характеристики, например, такие как, затраты времени, сил и средств на создание и эксплуатацию позитивного права, его рентабельность, экономическая эффективность и т. п. В сущности, материальная ценность позитивного права возникает тогда, когда оно подтверждает свою экономическую необходимость, полезность человеку или обществу, когда оно способно результативно удовлетворять потребности отдельных людей и общества в целом, адекватно материальным затратам на его создание и эксплуатацию.
Социальная ценность позитивного права. Наиболее часто, в научной и учебной литературе встречаются подходы, характеризующие социальную ценность права. Разнообразные интерпретации социальной ценности права присутствуют в работах С. С. Алексеева, Н. В. Витрука, H. H. Вопленко, Ф. Гольцендорфа, H. A. Ильина, В. Н. Карташова, Д. А. Керимова, В. И. Крусса, Н. А. Пьянова, Р. А. Ромашова и др.
В основном, социальная ценность позитивного права, отождествляется с его полезностью, значимостью для государства, общества и каждого отдельного человека и предопределяется свойствами самого позитивного права. К таким свойствам принято относить нормативность, общеобязательность, системность, формальную определенность и гарантированность позитивного права. Перечисленные свойства позволяют рассматривать позитивное право как ценность.
Нормативность, как признак позитивного права, предполагает наличие возможности позитивного права охватить правилами поведение множество людей и урегулировать неопределенное число наиболее значимых общественных отношений.
Общеобязательность, как признак позитивного права, детерминирована способностью позитивного права, довести определенную волю носителя государственной власти до любого и каждого участника общественных отношений, подчинить всех членов общества единому порядку.
Системность, как признак позитивного права, позволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, установить единообразный порядок в различных видах социальных отношений в масштабах государства. Позитивное право - это, в целом, единая система юридических норм.
Формальная определенность, как признак позитивного права, позволяет позитивному праву сделать правовое регулирование общественных отношений универсальным и определенным. Позитивное право четко определяет объекты правового регулирования, границы свободы поведения участников регулируемых общественных отношений, социальные и личные ценности, которые оно защищает. Формальная определенность позитивного права связана с материальными атрибутами и предполагает наличие писанной, словесной либо конклюдентной, документальной формы выражения, а также опубликования в специально уполномоченных на то средствах массовой информации.
Гарантированность, как признак позитивного права, позволяет позитивному праву делать правовое регулирование общественных отношений и правовой порядок, который определяется нормами позитивного права, стабильным, устойчивым и не подвластным произволу отдельных индивидов.
Психологическая и эмоциональная ценность позитивного права. Рассмотрение данного сегмента поставленной темы возможно с помощью привлечения постулатов психологической науки, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Полагаем возможным обратить внимание на достаточно верифицированную частную теорию гуманистической психологии, созданную одним из ведущих ученых в области исследования потребностей личности и общества А. Маслоу, который разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ними иерархическую структуру поведенческих мотивов индивидов и основных детерминант социальных процессов. Модель потребностей, предложенная американским ученым, нашла широкое применение в психологии управления, психотерапии, деловом общении. Предложенная модель, в полной мере может быть переложена и распространена на оценку психологической и эмоциональной ценност позитивного права.
Содержание позитивного права, представленное в виде санкционированных форм поведения, позволяет человеку реализовывать свои естественные физиологические (органические) потребности в пище, сне. сексе и т. п. в допустимых, признанных социально полезными, либо, по крайней мере, социально нейтральными формах поведения.
Позитивное право удовлетворяет психологические потребности индивидов в безопасности. Позитивное право позволяет человеку сформировать иллюзию ощущения защищенности. Наличие позитивного права, само по себе, может рассматриваться как результативное средство профилактики состояния страха и стресса. Заложенные в нормы позитивного права общепризнанные международные стандарты правового статуса личности позволяют формировать доминанты стремления к определенным социальным результатам. В качестве предполагаемых результатов реализации норм позитивного права, можно рассматривать стандарты материальной обеспеченности, стандарты повышенного внимания за состоянием здоровья, стандарты формирования гарантий обеспечении в старости и т. д.
Можно гипотетически говорить и о том, что позитивное право удовлетворяет психологические потребности индивидов в любви и принадлежности к социальной общности. Например, институт гражданства в нормах позитивного права у большинства обывателей ассоциируется не столько с объемом взаимосвязанных прав и обязанностей, сколько с ощущением патриотизма и любви к Родине. Позитивное право позволяет удовлетворять психологические потребности человеку принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Реализуя эту потребность, человек создает свой круг общения, заводит семью, друзей;
Позитивное право позволяет удовлетворять психологические потребности в уважении. Именно такой дисскурс, чаще всего используется в средствах юридической техники в конституционном праве государств современного мира. Человек нуждается в одобрении и признании окружающих и позитивное право это активно поощряет. Реализация потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни, реализацией, как своих способностей, так и личностных качеств в целом и другими социальными и материальными ценностями.
|