Законодательство - одна из наиболее распространенных и широко употребляемых в юриспруденции категорий. Вместе с тем, различные кон- [1] тексты понятия «законодательство», вкладываемые в его содержание, не дают возможности для однозначного и единообразного толкования термина. В связи с этим в науке теории государства и права на сегодняшний день, возможно, выделить основные подходы к пониманию законодательства:
законодательство как система всех действующих в государстве источников права. Это наиболее широкий подход к раскрытию смысла и содержания законодательства подразумевает, что все действующие в государстве нормы права, в каких бы источниках они не находились (нормативно-правовых актах, юридических прецедентах, санкционированных обычаях, нормативных договоров и др.) входят в состав законодательства.
законодательство как система всех действующих в государстве нормативно-правовых актов. На сегодняшний день этот подход является наиболее распространенным и поддерживается большей частью научного юридического сообщества, исходит из того, что все принятые и действующие в государстве нормативно-правовые акты (на всех уровнях) совместно объединяются в единое целое - систему законодательства.
законодательство как система всех действующих в государстве нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти. Согласно положениям данного подхода, в состав законодательства входят не все нормативно-правовые акты, а лишь их наиболее значимая и важная часть создающая «основу» для правового регулирования в соответствующем государстве (законы, акты Президента, Правительства и т. д.).
законодательство как система всех действующих в государстве законов (актов законодательного уровня) .
Наиболее узкая трактовка термина «законодательство» включает в его содержание лишь акты законодательной власти, что зачастую обосновывается положением о наличии прямой семантической связи между однокоренными словами «закон» и «законодательство», а также апеллированием к высшей силе и приоритетном статусе закона перед иными источниками права.
Не вдаваясь в научную дискуссию по вопросу, мы предлагаем придерживаться второго из названных подходов и определять законодательство как систему всех действующих в государстве нормативно-правовых актов. Это наиболее логичное понимание законодательства, которое также подтверждается официальными правовыми позициями органов государственной власти. Так, в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 283-ФЗ указывается, что отношения в сфере образования регулируются законодательством об образовании, которое включает в себя [2]
(помимо законов) и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям инструкции о порядке ведения систематизации законодательства в органах прокуратуры (утв. приказом Генерального прокурора России от 19.04.2004 г. № 9) осуществляется учет федеральных нормативных актов, кодексов России и нормативных актов высших судебных органов. Глава VIII Устава Челябинской области от 25.05.2006 г. № 22-ЗО носит название «Законодательство области (законы и иные нормативные правовые акты области)», включает в состав областного законодательства нормативные правовые акты Губернатора и Правительства области.
Дополнительно отметим, что целый ряд положений законов конкретизируется в подзаконных актах и реализовать закон без обращения к соответствующему подзаконному нормативному правовому акту в таких условиях попросту невозможно. Иными словами, отделение закона от иных (раскрывающих его) нормативно-правовых актов (выведение последних за рамки понятия законодательства) - бессмысленно и бесперспективно, так как правовое регулирование осуществляется данными актами исключительно совместно. К примеру, ч. 2 ст. 11 Лесного кодекса России гласит: «Г раждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами». Одновременно с этим, ч. 4 ст. 15 Лесного кодекса России устанавливает, что «... правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Из приведенного примера видно, что соблюдение закона возможно лишь при условии соблюдения подзаконных актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Система законодательства - понятие, характеризующие законодательство с точки зрения системного образования (имеющего свою структуру и состоящего из взаимодействующих между собой элементов). Как и любое системное образование, законодательство обладает следующими свойствами: компонентностью, структурированностью, интегративностью, многоуровневостью, объективностью строения и целостностью[3].
Компонентностъ системы законодательства характеризует ее с позиции элементного (компонентного) состава. К таким элементарным и неделимым элементам относятся различные нормативно-правовые акты. В свою очередь группы нормативно-правовых актов по предметным критериям объединяются в отрасли и институты законодательства. Так, специальным указом Президента России «Об общеправовом классификаторе от-
раслей законодательства» от 16.12.1993 г. № 2171 были классифицированы и представлены основные отрасли российского законодательства. К настоящему времени данный указ отменен другим актом - указом Президента России от 15.03.2000 г. № 511 (в ред. 28.06.2005 г.) «О классификаторе правовых актов», который также структурирует законодательство по компонентам. Названные акты были приняты в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов России, органами прокуратуры и органами местного самоуправления. Достаточно давно в науке ведется дискуссия о компонентах системы законодательства превышающих по объему отрасли - о так называемых законодательных массивах (природоохранном законодательстве, законодательства о здравоохранении, об обороне и т. д.)[4].
Структурированность системы законодательства (в отличие от компонентности) характеризуется тем, что ее элементы находятся в определенной иерархии между собой и для целей правового регулирования расположены определенным образом.
Интегративностъ системы законодательства проявляется в том, что составляющие ее нормативно-правовые акты находятся в тесном взаимодействии и во взаимосвязи друг с другом. Между нормативноправовыми актами принято выделять горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи устанавливаются в зависимости от предмета правового регулирования и объединяют нормативно-правовые акты, регулирующие однородные общественные отношения. Например, такие связи можно обнаружить во взаимодействии Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред. 03.07.2016 г.) Земельным кодексом России от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. 03.07.2016 г.), Лесным кодексом России от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (в ред. 03.07.2016 г.), Водным кодексом России от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (в ред. 28.11.2015 г.) и иными актами природоохранного законодательства. Вертикальные связи предопределяются юридической силой нормативно-правовых актов, показывают соподчинение между ними. К примеру, такие связи присутствуют между Конституцией и простыми законами, между законами и подзаконными актами и т. д.
Многоуровневостъ системы законодательства характеризует вертикальную структуру законодательства, представляющую собой многоступенчатую пирамиду, каждая ступень которой охватывает какой-либо уровень. В наиболее общем виде каждое национальное законодательство обладает как минимум тремя уровнями: государственным (уровень актов, распространяющихся в пределах всего государства), местным (уровень актов, распространяющихся на отдельные административнотерриториальные единицы государства) и локальным (уровень актов, принимаемых и действующих в пределах различных организаций). В случае с нашей страной становится возможным выделить федеральный уровень законодательства, уровень законодательства субъектов (региональное), уровень местного законодательства и локальный уровень. Подобные связи (уровни) также можно выстроить по типу нормативных правовых актов - в этом случае верх пирамиды займут законодательные акты (федеральные законы и законы субъектов федерации), а нижние уровни «отойдут» для подзаконных нормативно-правовых актов (начиная от указов Президента и заканчивая локальными нормативными актами).
Объективность строения системы законодательства состоит в том, что структура законодательства зависит не только от субъективного мнения законодателя, но и от объективных факторов. Так, горизонтальная структура законодательства предопределяется сложившейся системой общественных отношений (оказавшихся в предмете правового регулирования), а вертикальная - юридической силой и федеративной принадлежностью взаимодействующих нормативно-правовой актов.
Целостность системы законодательства характеризует законодательство в качестве единого образования, в котором все нормативноправовые акты находятся во взаимодействии. Из этого понимания законодательства и исходят субъекты правоприменения стремящиеся обеспечить единство (единообразие) юридической практики в пределах всего государства.
Таким образом, на основании изложенного, систему законодательства можно определить, как взятые в единстве и взаимосвязи все действующие в государстве нормативно-правовые акты, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.
[1]
Спиридонов Л. И. Теория государства и права : учебник. М., 1995. С. 170 ; Пья- нов Н. А. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие. Иркутск, 2008.
С. 169.
[2] О многообразии подходов к пониманию термина «законодательство» см.: Бошно С. В. Система права и система законодательства // Право и современные государства. 2015. № 5. С. 19-22.
[3]
[4] Подробнее см.: Поленина С. В. Система права и система законодательства в современных условиях // Изв. вузов. Правоведение. 1987. № 5. С. 33-34, 37.
|