Система законодательства тесно взаимосвязана с системой права. Между тем, эти понятия не следует смешивать, а их соотношение логично охарактеризовать через категории единство, различие, взаимодействие и противоречие[1].
Единство системы законодательства и системы права заключается в том, что система законодательства и система права:
имеют общую цель - упорядочение общественных отношений и обеспечение правопорядка в масштабах всей страны;
используются в качестве основных инструментов государственного управления;
зависят от реальной, сложившейся системы общественных отношений, которые они регулируют (то есть зависят от объективных факторов);
зависят от осуществляемой в государстве правовой политики - воли законодателя и особенностей юридической практики (то есть зависят от субъективных факторов);
входят в состав национальной правовой системы любого государства.
Различие системы законодательства и системы права состоит в следующем:
система законодательства отражает внешнюю сторону позитивного права - систему источников права в государстве, тогда как система права характеризует внутреннюю сторону позитивного права - содержащиеся в нем нормы права безотносительно к источникам, в которых содержатся данные нормы;
система законодательства состоит из нормативно-правовых актов и их групп (объединенных в институты и отрасли законодательства), а система права состоит из норм права и их групп (объединенных в институты и отрасли права);
система законодательства по объему не совпадает с системой права, поскольку первая охватывает лишь те нормы права, которые содержатся в нормативно-правовых актах, вторая же охватывает собой все нормы права (однако в нормативно-правовых актах могут также содержаться преамбулы и положения индивидуального характера, которые не являются нормами права, но входят в систему законодательства);
система законодательства более подвержена влиянию субъективного фактора, поскольку создается непосредственно законодателем и зависит от его воли, нежели чем система права, которая в значительной степени обусловлена системой общественных отношений, сложившихся в государстве;
отрасли системы законодательства и системы права не совпадают между собой, поскольку первые могут включать в себя нормы права различных отраслей права и наоборот (так, в состав транспортного права как отрасли законодательства входят нормы административного и гражданского права - как отраслей права, а в состав конституционного права как отрасли права входят нормы из положений законодательства о защите конкуренции, об игорном бизнесе и др.);
система законодательства более динамична, чем система права (по сравнению с иными источниками права нормативно-правовые акты принимаются в большем объеме и более оперативно).
Взаимодействие системы законодательства и системы права проявляется в следующих аспектах:
система законодательства и система права функционируют совместно (так, положения нормативно-правовых актов могут дополняться и конкретизироваться в иных источниках права), оказывая объективное и субъективное воздействие на субъекты права, их поведение;
система законодательства аккумулирует в себе самую значительную часть системы права - нормы права, содержащиеся в нормативноправовых актах;
система законодательства строится и развивается за счет системы права, из которой первая «черпает» необходимую информацию о системе общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования и нуждающихся в упорядочении;
в системе законодательства закрепляются основные принципы, лежащие в основе системы права и ее структурных элементов;
дальнейшее совершенствование системы законодательства и системы права предопределяет тенденции и будущее правовой политики в го- сударстве[2].
Противоречие системы законодательства и системы права можно обнаружить в следующем:
нормы права, закрепленные в нормативно-правовых актах (в системе законодательства) могут вступать в юридические коллизии с нормами права, закрепленными в иных источниках права (в системе права);
система законодательства, сформированная недобросовестным законодателем, может не соответствовать системе права, имеющей в своей основе реальную систему общественных отношений;
под воздействием одних и тех же факторов (политических, экономически и идеологических) изменения в системе законодательства и в системе права могут выражаться по-разному, что создает почву для возможных противоречий.
Таким образом, становится очевидным, что система законодательства и система права находятся в тесном соотношении друг с другом, которое проявляется в их единстве, различии, взаимодействии и противоречии.
[1] Подробнее см.: Головизнин А. В. К вопросу о соотношении понятий «система права» и «система законодательства» // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2010. № 12. С. 81- 83 ; Гущина Н. А. Система права и система законодательства: соотношение и некоторые перспективы развития // Изв. вузов. Правоведение. 2003. № 5. С. 198-203.
[2] О тенденциях развития системы законодательства и системы права см.: Ибаев Р. К. Характер развития системы права и системы законодательства в отечественной юридической науке // Евразийский юридический журнал. 2015. № 7. С. 108-109.
|