Четверг, 28.11.2024, 07:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Европейский Суд по правам человека: правовой статус и структура

Специфика европейского механизма охраны прав человека заключается не только в существовании международного акта, унифицирующего все естественные права и свободы, но и в функционировании надзорного органа в соблюдении норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Европейская конвенция, Конвенция) - Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд, Страсбургский Суд, Суд).

Европейский Суд по правам человека - независимый наднациональный орган правосудия, который на европейском уровне осуществляет контроль над соблюдением основных прав человека всеми государствами - участниками Конвенции.

Состав и структура Европейского Суда по правам человека. Как и практически во всех органах и институтах двух европейских интеграционных объединений (Совета Европы и Европейского союза), количественный состав судей Европейского Суда соответствует числу государств - участников Совета Европы (в настоящее время в состав Суда входит 47 судей). Никаких ограничений на число судей - граждан одного государства не накладывается. Согласно Протоколу № 14 к Европейской конвенции судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы на девятилетний срок из списка трех кандидатур, выдвигаемых каждым из государств. Они имеют право на переизбрание на один последующий срок.

Согласно Конвенции, чтобы стать судьей Европейского Суда, необходимо обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности в государстве, со стороны которого кандидатура выдвигается, либо быть высококвалифицированным юристом с признанным авторитетом. Члены Европейского Суда участвуют в работе суда в личном качестве и защищают дух Европейской конвенции, а не интересы государств, гражданами которых они являются. Они не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов суда или с требованиями, накладываемыми постоянной работой на полную рабочую неделю. Срок полномочий судей истекает по достижении ими семидесяти лет. Судья может быть отстранен от должности только в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

Интересным фактом правового статуса судей Европейского Суда по правам человека является существование в их деятельности принципа старшинства. После Председателя Суда, заместителей Председателя Суда и председателей секций порядок старшинства избранных судей устанавливается по дате их вступления в должность судьи. Старшинство судей с одинаковым сроком пребывания в должности определяется по возрасту.

В системе основных структурных компонентов Европейского Суда не последнее место занимает Секретарь Суда, оказывающий помощь в осуществлении его функций и ответственный за организацию и деятельность Секретариата. На Секретаря также возложена обязанность по хранению архива и поддержанию связи с прессой, предоставлении ей информации о деятельности Суда при условии сохранения служебной тайны.

Секретарем может стать любое лицо, обладающее высочайшими моральными, правовыми, административными и лингвистическими познаниями, а также опытом, необходимым для исполнения обязанностей, соответствующих данной должности. Кандидат на данную должность избирается на пленарном заседании Европейского Суда сроком на пять лет с правом на переизбрание. Секретарь может быть отстранен от должности только по решению большинством в две трети голосов избранных судей.

На пленарных заседаниях Европейского Суда избираются Председатель, один или два заместителя Председателя и два председателя секций сроком на три года; принимаются также Правила процедуры Суда и избирается руководитель секретариата и его заместители. На пленарных заседаниях рассматриваются и другие вопросы, касающиеся организации и деятельности Европейского Суда, например, вопросы формирования рабочих групп для изучения каких-либо насущных вопросов деятельности Европейского Суда (методов работы, организации секретариата суда и т. п.).

Рис. 1. Структура Европейского Суда по правам человека

 

Организационно Европейский Суд состоит из пяти секций, формируемых на трехлетний срок. Состав секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признакам и отражать при этом различные правовые системы государств - участников Конвенции. Каждую секцию возглавляет председатель. В рамках секций на срок 12 месяцев формируются комитеты из числа трех судей. Комитеты - важный элемент структуры Европейского Суда по той причине, что на них возложена значительная часть работы по отбору дел и при наличии прецедентов - принятия предварительного решения по делу (согласно ст. 28 Протокола № 14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Из числа членов каждой секции образуются палаты в составе семи судей. Члены палаты назначаются по принципу очередности в алфавитном порядке по названию страны, выдвинувшей их кандидатуры (рис. 1).

По каждому делу в состав палаты входят председатель секции и судья, избранный от государства, выступающего стороной (ответчиком) в деле. Если такой судья не является членом секции, то он заседает в качестве члена палаты ex officio. Палаты занимают центральное место в системе структурных подразделений Европейского Суда, поскольку именно они рассматривает преимущественную долю дел и разрабатывают по ним правовые позиции (прецеденты).

Большая палата Европейского Суда, состоящая из семнадцати судей, образуется сроком на три года. В состав Большой палаты ex officio входят Председатель Европейского Суда, его заместители, председатели всех пяти секций, а также по очереди две группы судей, сформированные согласно принципу ротации с учетом географических особенностей различных правовых систем государств - участников Совета Европы. Большая палата рассматривает дела по межгосударственным и индивидуальным жалобам в тех случаях, когда палата из семи судей уступает ей свою юрисдикцию (ст. 30 Конвенции). Это происходит, когда рассматриваемое дело затрагивает серьезный вопрос, например, сложные вопросы права, не отраженные в существующей прецедентной практике Европейского Суда, или если решение вопроса может войти в противоречие с существующими правовыми позициями Страсбургского Суда. Кроме того, в исключительных случаях возможно обращение любой из сторон в деле с просьбой о передаче его на рассмотрение Большой палаты. Наконец, Большая палата созывается для рассмотрения просьбы о вынесении консультативного заключения, подаваемой в соответствии со ст. 47 Конвенции.

Компетенция Европейского Суда по правам человека. Компетенция Европейского Суда ограничивается вопросами, касающимися интерпретации и применения положений Конвенции к межгосударственным жалобам (ст. 33) и к индивидуальным жалобам (ст. 34). Кроме того, по просьбе Комитета министров Совета Европы Страсбургский Суд может давать консультативные заключения (как указано выше).

Основная часть работы Европейского Суда состоит в изучении индивидуальных жалоб, поданных в соответствии со ст. 34 Конвенции, которая гласит: «Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Дополнительная литература:

Европейский Суд по правам человека: очерк организации и деятельности / В. А. Туманов. - М. : НОРМА, 2001. - 295 с.

Сальвиа, М. де. Прецеденты Европейского Суда по правам человека = Precedents of the European Court of Human Rights : руководящие принципы судеб. практики, относящейся к Европ. конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судеб. практика с 1960 по 2002 г. / М. де Сальвиа ; ред. Ю. Ю. Берестнев ; пер. с фр. А. А. Жукова, Г. А. Пашковская. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 1071 с.

Тарло, Е. Г. Правовой статус Европейского Суда по правам человека / Е. Г. Тарло // Соврем. право. - 2004. - № 4. - С. 37-39.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (08.06.2017)
Просмотров: 286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%