Предмет и сфера правового регулирования. Предмет правового регулирования - это то, что регулируется правом. Правом, как известно, регулируются общественные отношения. Право не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам и не зависят от воли и сознания людей. Право способно упорядочивать лишь общественные отношения, отношения, которые складываются между людьми и проявляются в поведении, действиях, деятельности людей. В тоже время необходимо иметь в виду, что не все общественные отношения составляют предмет правового регулирования, поскольку не все общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Правом, в принципе, могут и должны регулироваться только те общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования.
Предварительно сферу правового регулирования можно определить как круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Но возникает естественный вопрос, какие именно общественные отношения могут и должны регулироваться правом?
Представляется, что это, во-первых, волевые общественные отношения, т. е. отношения, которые возникают и складываются по воле людей и контролируются их сознанием. Право, регулируя общественные отношения, первоначально воздействует на поведение людей. Не случайно в связи с этим поведение людей рассматривается иногда в качестве непосредственного предмета правового регулирования. Если поведение человека не носит волевого характера, не контролируется его сознанием, то оно и не может регулироваться правом. Например, право не может регулировать поведение психически больного человека, поведение человека, находящегося в состоянии гипноза и т. д. Право способно регулировать только волевое поведение людей, а через него волевые общественные отношения.
Во-вторых, правом могут и должны регулироваться только конкретные волевые отношения, т. е. отношения, складывающиеся между конкретными их участниками. В этой связи право не может и не должно регулировать массовые социальные процессы (миграционные, демографические и др.), поскольку они протекают по объективным общественным законам. Как уже отмечалось, право может, так или иначе, воздействовать на эти процессы, но регулировать их не может.
В-третьих, правом могут и должны регулироваться не все конкретные волевые отношения, а только те, которые поддаются внешнему контролю. Право - это внешний регулятор общественных отношений. Оно исходит от государства и воздействует на поведение человека извне независимо от того, положительно или отрицательно относится человек к праву, принимает он его или отвергает. Воздействуя на поведение человека, право может регулировать только те его поступки, которые поддаются внешней регламентации и могут быть проконтролированы извне. Так, например, право не может и не должно регулировать отношения дружбы, товарищества, использование досуга, отдельные внутрисемейные отношения. Они объективно не допускают внешней, формально-юридической регламентации и регулируются иными социальными нормами (обычаями, моралью и т. д.).
Наконец, в-четвертых, правом могут и должны регулироваться не все конкретные волевые отношения, поддающиеся внешнему контролю, а лишь те, которые являются наиболее значимыми для государства и общества. Право должно регулировать не любое, а только социально значимое поведение, поведение, которое затрагивает интересы других людей, общества в целом, государства. В противном случае право превратится в мелочного опекуна, контролирующего каждый шаг человека. Ничего, кроме вреда, такое правовое регулирование принести не способно.
Итак, мы выяснили, какие общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Это наиболее значимые для государства и общества конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю. Данные отношения и составляют сферу правового регулирования.
По мнению многих исследователей, общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, составляют предмет правового регулирования. В этом случае между понятиями «предмет правового регулирования» и «сфера правового регулирования» практически никакого различия не проводится. Вместе с тем эти понятия следует различать. Во- первых, предмет правового регулирования, как представляется, составляют не все общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, а только те из них, которые уже регулируются правом. Те же общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, но правом еще не регулируются, предмет правового регулирования не составляют. Во-вторых, в предмет правового регулирования иногда включаются общественные отношения, которые находятся за пределами сферы правового регулирования. Происходит это потому, что государство в ряде случаев пытается урегулировать и некоторые из тех отношений, что лежат за пределами сферы правового регулирования. При этом оно подчас пытается регулировать отношения, которые не только не должны, но и объективно не могут регулироваться правом. Кроме того, юриспруденция знает немало примеров тому, когда государство при помощи права пыталось, а кое-где и до сих пор пытается регулировать поведение животных и даже «поведение» неодушевленных предметов.
При идеальном соотношении предмета и сферы правового регулирования предмет должен составлять только часть сферы правового регулирования, поскольку право практически никогда не охватывает всех общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования. В этом случае предмет правового регулирования будет уже сферы правового регулирования, и его будут составлять урегулированные правом наиболее значимые для государства и общества конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю.
Пределы правового регулирования. С предметом и сферой правового регулирования тесно связан вопрос о пределах правового регулирования. Пределы правового регулирования - это границы регулирующего действия права, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Вопрос о пределах правового регулирования еще не получил должной разработки в отечественной юриспруденции, в связи с чем можно встретить различные его трактовки. Не вдаваясь в анализ взглядов тех или иных авторов по данному вопросу, отметим, что целесообразнее всего различать объективные и субъективные пределы правового регулирования.
Объективные пределы - это границы, которые обусловлены самими общественными отношениями. Говоря о сфере правового регулирования, мы убедились, что не все общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Одни общественные отношения объективно не поддаются правовому регулированию и, следовательно, в принципе не могут регулироваться правом, другие правовому регулированию поддаются, но объективно в нем не нуждаются, т. е. сами общественные отношения как бы говорят, какие из них могут и должны регулироваться правом, а какие нет, а поскольку сферу правового регулирования составляют общественные отношения, которые могут и должны регулироваться правом, то объективные пределы правового регулирования определяются границами сферы правового регулирования.
Субъективные пределы правового регулирования в отличие от объективных пределов - это границы, которые определяются не общественными отношениями, а правотворческими органами - органами, устанавливающими нормы позитивного права. Правотворческие органы, устанавливая нормы права, определяют, какие общественные отношения и как этими нормами будут регулироваться. Поэтому субъективные пределы правового регулирования - это, прежде всего, предметные пределы, т. е. границы предмета правового регулирования, или сферы урегулированных нормами права общественных отношений. Кроме того, субъективные пределы правового регулирования могут проявляться также в степени (глубине) урегу- лированности тех или иных общественных отношений и некоторых других показателях. Особого внимания заслуживает вопрос о временных, пространственных и субъектных пределах правового регулирования, в связи с чем, необходимо рассмотреть действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
|