Четверг, 28.11.2024, 10:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Представление важной информации по различным сенсорным каналам (репрезентативным системам)

Репрезентативные системы — системы, посредством которых человеком воспринимается и обрабатывается информация, поступающая из внешнего мира. В зависимости от сенсорного канала, или от органа чувств, по которому информация поступает и перерабатывается в мозгу, в НЛП различают три основные репрезентативные системы: визуальную (зрительную), кинестетическую (тактильные ощущения прикосновения, температуры и влажности, а также вспоминаемые чувства, эмоции, ощущения мышечных движений) и аудиальную (слуховую). В зависимости от преобладающей репрезентативной сенсорной системы людей подразделяют на визуалов, кинестетиков и аудиалов, которые обладают разным стилем мышления. Для визуалов наиболее веской и убедительной является информация, которую они восприняли по зрительному каналу, для кинестетиков — по кинестетическому каналу, т. е. ту, которую они прочувствовали, для аудиалов — по слуховому.

Таблица 2

Тип

Стратегия

Краткое описание

Используемые фразы

Визуал

Вижу

Для запоминания любой информации использует зрительные образы. Зрительная память выражена лучше, чем у других.

«Глядя на все это, я подумал», «мне видится», «туманное представление», «темное место», «не упуская из виду», «прекрасные перспективы», «покажи, что из этого может получиться» и т. д.

Аудиал

Слушаю

Большую часть информации запоминает в вербальной форме. Как правило, имеет хороший слух.

У аудиала больше шансов успешного освоения иностранных языков, чем у других. В ходе рассуждения активно использует внутреннюю речь, рассуждает сам с собой.

«Послушай», «это созвучно нашим идеям», «кажется, это звучало так», «это звучит заманчиво», «обговорим все детали», «мне что- то подсказывает» и др.

Кинестетик

Чувствую

Тип мышления ориентирован на телесные ощущения.

«У меня такое ощущение», «я чувствую, что», «почувствуйте разницу», «давайте коснемся этого», «охватить целиком», «давайте пройдемся по фактам», «рассортируем факты» и т. п.


 

М. Эриксон установил, что существует определенная связь между движениями глаз и ведущими формами мышления. Если взгляд человека во время разговора направлен вверх влево, вверх или прямо перед собой, то, скорее всего, в этот момент человек вспоминает зрительные образы; если он смотрит по сторонам или вправо вниз, то, вероятно, человек мысленно проговаривает свои мысли; если его взгляд направлен влево вниз — вспоминает ощущения. Кроме направления взгляда визуала, аудиала и кинестетика можно определить по словам и выражениям, которые они используют (табл. 2).

Как установлено специальными исследованиями, человек запоминает только 30% от услышанного, 40% от увиденного, 50% от сказанного (т. е. того, что он проговорил про себя или вслух) и 60% от сделанного1. Поэтому представление информации по всем сенсорным каналам способствует не только запоминанию, но и лучшему пони- [1] манию сообщения слушателями, оно имеет особенно большое значение при выступлении перед разносторонней аудиторией. Наилучший эффект на присяжных заседателей произведут те показания потерпевшего, свидетелей, экспертов и др., которые будут сопровождаться показом протоколов осмотра места происшествия, фотографий, макетов зданий, различных других объектов, расположенных на месте совершения преступления, вещественных доказательств, а также если присяжные смогут потрогать их, подержать в руках.

Проиллюстрировать вышесказанное можно примером из литературы. Молодой адвокат, Дженнифер Паркер, берется защищать Абрахама Уилсона, который большую часть своей жизни провел в тюрьме (угон машины, драка, изнасилование и многое другое). Абрахам обвинялся в преднамеренном убийстве заключенного Раймонда Торпа, и ему грозила смертная казнь. Убийство произошло в тюремном дворе: Раймонд Торп напал на Уилсона, в руке у Торпа была заточка. Обороняясь, Уилсон убил Торпа. Позиция защиты была очень слабой, и присяжные были настроены против Уилсона. Когда Дженнифер Паркер стала представлять вещественные доказательства, произошло следующее.

«Направляясь к присяжным, Дженнифер споткнулась и потеряла равновесие. Ящик выпал у нее из рук, крышка открылась, и содержимое рассыпалось по полу. Раздались возгласы удивления. Присяжные стали подниматься с мест, чтобы получше разглядеть лежащие на полу предметы: (...) тесаки, ножи, кинжалы, заостренные ножницы, обрез, нож для разделки туш. (...) Зрители и репортеры стояли, вытянув шеи, чтобы получше рассмотреть этот устрашающий арсенал, валяющийся на полу. Судья нетерпеливо постучал своим молоточком, призывая к порядку. Он посмотрел на Дженнифер и увидел на ее лице довольную улыбку. Когда к ней поспешил секретарь суда, чтобы помочь собрать оружие, Дженнифер отрицательно покачала головой. (...) Под взглядами присяжных заседателей Дженнифер опустилась на колени и стала складывать оружие в ящик. Она делала это не спеша, рассматривая каждый образец, прежде чем положить его на место. Присяжные уселись на свои места, но продолжали неотрывно наблюдать за Дженнифер. Ей понадобилось пять минут, чтобы уложить оружие в ящик. Вердикт присяжных гласил, что Абрахама Уилсона следует считать невиновным»1.

Данный пример показывает, как важно «один раз увидеть». В тот момент, когда присяжные не только слышат оратора, но и с охотой и [2] любопытством осматривают, ощупывают доказательства, ощущают их запах и другие признаки и свойства, в сознании присяжных заседателей невольно возникают соответствующие зрительные, слуховые и кинестетические представления, направляющие их мысли и чувства в нужную для дела сторону.

Однако не следует забывать о том, что аудиторию практически всегда составляют люди с разной преобладающей репрезентативной сенсорной системой. «Представьте визуалам увидеть то, что вы говорите. Позвольте аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо. Постройте переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые смогут ухватить смысл вашей речи. В противном случае зачем им слушать вас? Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой, то вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами»1

 

[1] См.: Диммик С. Успешная коммуникация через НЛП: руководство для инструкторов. М., 2003. С. 196, 197.

[2] См.: Шелдон С. Гнев ангелов: роман. Пер. с англ. М., 2010. С. 88—89, 92.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (08.06.2017)
Просмотров: 160 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%