Югославский психолог П. Мицич проводит классификацию возможных типов собеседников и соответствующих вариантов поведе- ния[1].
Вздорный человек, «нигилист». Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе ее он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя таким образом:
обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала общей беседы;
всегда оставаться хладнокровным и компетентным; неукоснительно следить за тем, чтобы по возможности решения формулировать его словами (при вашем содержании);
когда есть возможность, предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их;
привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного участника беседы;
беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров и совещаний, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;
в экстремальных случаях настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а позднее, когда наиболее горячие головы, и в первую очередь «нигилист», остынут, продолжить ее.
«Позитивный» человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:
вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев;
следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе;
в трудных и спорных вопросах и ситуациях искать помощь и поддержку у собеседника этого типа.
«Всезнайка». Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться нижеперечисленных правил: посадить его рядом с ведущим беседу;
время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться; попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением;
дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;
при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения;
иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу.
«Болтун». Такой собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Чтобы его нейтрализовать, надо:
как и «всезнайку», посадить поближе к ведущему беседу или к другой авторитетной личности;
когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно тактично остановить;
когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь между только что сказанным и предметом обсуждения; спросить поименно участников беседы, каково их мнение; в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;
следить, чтобы «болтун» не переворачивал проблемы с ног на голову только затем, чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.
«Трусишка». Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в себе во время публичных выступлений. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры: задавать ему легкие информативные вопросы; ободрить его, чтобы он развил свое замечание или вставленное слово в ряд предложений, т. е. пояснил свою позицию; помогать ему формулировать мысли;
решительно пресекать любые попытки насмешек над ним или его высказываниями;
применять ободряющие формулировки типа «Все бы хотели услышать и Ваше мнение»;
специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока.
Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и умственных усилий.
Что делать в таком случае? Любым способом необходимо: заинтересовать его в обмене опытом;
спросить его: «Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать почему?»;
в перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого его поведения.
Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно: задавать ему вопросы информативного характера; придать теме беседы интересную и привлекательную форму; задавать ему стимулирующие вопросы; попытаться выяснить, что интересует лично его.
«Важная птица». Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенным элементом отношения к такому собеседнику является тактика, в соответствии с которой: нельзя позволять ему разыгрывать в ходе беседы роль гостя; нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с остальными участниками беседы положение;
не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;
всегда четко понимать, что речь идет только об одной деловой беседе, и помнить, кто является инициатором данной беседы;
очень полезно в диалоге с таким человеком пользоваться методом «да — но».
«Почемучка». Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:
всегда все вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому;
на вопросы же информативного характера отвечать сразу; сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.
[1] См.: Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
|