Деятельность государства и уполномоченных им властных субъектов протекает в особой форме реализации права - применении права. В правоприменении находят свое практическое выражение задачи и функции государства, иными словами, оно обеспечивает функционирование самого государства, а также субъектов, обладающих официальными полномочиями по применению норм права. Тождественными понятиями категории «применение права» являются «правоприменительный процесс», «правоприменительная деятельность» и «правоприменение». Правоприменение - один из основных видов юридической деятельности[1], обладающий особыми признаками, важнейшие из которых отмечены ниже:
Во-первых, это форма реализации права. Созданные в результате правотворческой деятельности нормы права в ходе толкования права уясняются (разъясняются) и только после этого применяются. Применение права, как и любая разновидность юридической деятельности, имеет тесную привязку к позитивному праву, которым она оперирует, и которое реализует.
Во-вторых, это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными на то субъектами. Наделение полномочиями может вытекать непосредственно из закона и/или из ненормативного властного решения. Так, Правительство России наделяется полномочиями на основании Конституции России и федерального конституционного закона, тогда как работник отдельной организации может быть наделен административными полномочиями в силу приказа директора организации. Главным субъектом правоприменения является государство в лице его органов и государственных организаций. Между тем, применение права может также осуществляться субъектами, не имеющими «государственного статуса», но наделенными соответствующими правоприменительными полномочиями. В их числе обычно называют органы местного самоуправления, а также негосударственные организации (администрации которых обладают определенной властью над работниками). Вопрос о возможности физических лиц осуществлять применение права остается дискуссионным. С одной стороны, данные субъекты сами по себе полномочиями не обладают (хотя и могут выступать в качестве представителей властных структур), но с другой стороны, граждане - индивидуальные предприниматели (оставаясь физическими лицами) уполномочены осуществлять полномочия работодателей в отношении своих работников, то есть, фактически, осуществлять правоприменение.
В-третьих, это деятельность, носящая государственно-властный характер. В конечном итоге любая правоприменительная деятельность (кем бы она не осуществлялась) имеет перманентную связь с государством, которое через действующее законодательство, а также через свои органы и организации санкционирует (делает официальным) принятие властных решений по тем или иным вопросам. Например, вынесение руководителем негосударственной организации приказа о привлечении работника к ответственности в виде замечания за допущенный прогул, совершенное в соответствии с законными основаниями, также является государственно- властным решением и будет признаваться со стороны третьих лиц, в том числе - государственных органов (судов). В этой деятельности участвуют, как минимум, две стороны, находящиеся в горизонтальных правоотношениях: властный субъект, обладающий полномочиями в отношении второго - подвластного субъекта.
В-четвертых, это деятельность, которая производится в установленной законом форме. В отличие от других форм реализации права последовательность актов (действий и бездействий), совершаемых в процессе применения права, обычно детализируется специальными нормами, отступления от которых расцениваются как противоправные деяния. Так, правоприменительная деятельность судебных органов России подробно регламентируется специальными процессуальными кодексами (Уголовнопроцессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства России). Исполнение государственных и муниципальных функций несудебными органами власти подчиняется требованиям административных регламентов - специальных процессуальных документов. Подобные требования могут устанавливаться и для правоприменительной деятельности иных субъектов.
В-пятых, это деятельность, связанная с индивидуальным правовым регулированием. Поскольку применение права относится к правореализационной деятельности, постольку ее осуществление лежит на уровне субъективного права, затрагивает конкретные правоотношения и конкретных субъектов. Так, назначение Президентом России судей федеральных судов касается конкретных лиц и определенных судебных органов - относится к правоприменению. Вместе с тем утверждение президентом Дисциплинарного устава органов внутренних дел России влечет образование новых норм права в процессе правотворчества и, очевидно, к правоприменению не относится.
В-шестых, это деятельность, связанная с вынесением актов применения права. Конечные и промежуточные результаты правоприменительной деятельности фиксируются в специальных актах, содержащих властные предписания. Данные акты выносятся уполномоченными лицами и являются обязательными для подвластных субъектов.
Таким образом, применение права - это осуществляемая в установленной законом форме уполномоченными на то субъектами государственно-властная деятельность, связанная с индивидуальным правовым регулированием и вынесением актов применения права.
Классификация форм применения права производится по различным критериям.
По отраслевому критерию выделяются применение норм конституционного права (вынесение Советом Федерации постановления о назначении судей Конституционного Суда России), уголовного права (постановление судом обвинительного приговора), гражданского права (объявление решения суда о признании гражданина умершим), административного права (вынесение административным органом предписания по итогам проверки) и т. д.
По субъекту разграничивают применение права государственными органами и организациями (например, министерством образования и науки), а также применение права негосударственными органами и организациями (например, органом местного самоуправления).
По объекту (по источнику) обособляют применение положений нормативно-правовых актов, санкционированных обычаев, юридических прецедентов, нормативных договоров, правовой доктрины и др.
По характеру применяемых норм называют применение норм материального права (признание судом факта родства) и применение норм процессуального права (вынесение следователем постановления о приостановлении предварительного следствия в связи с тяжелым заболеванием обвиняемого).
В зависимости от функциональной направленности различают оперативно-исполнительную и правоохранительную формы применения права. Оперативно-исполнительная форма применения права связана с правомерным поведением и осуществляется в рамках позитивного правового регулирования, когда государственно-властная деятельность нацелена на решение различных текущих вопросов управления. Примером такой формы правоприменения является выдача лицензии на осуществление определенной деятельности, вынесение ректором вуза приказа о зачислении абитуриентов на 1 курс, выдача паспорта гражданину и многое другое. Правоохранительная форма применения права, напротив, связана с противоправным поведением и негативным правовым регулированием, нацелена на профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав и законных интересов субъектов права, применением мер государственного принуждения. К данной форме можно отнести действия, связанные с досмотром пассажиров и транспортных средств, введением карантина, предостережением прокурора о недопустимости нарушений в будущем, привлечением виновных к ответственности и многое другое.
[1] Подробнее см.: Панченко В. Ю. Современное правопонимание и правоприменение // Вестн. Омск. ун-та. Серия «Право». 2012. № 4. С. 6-9.
|