Правоприменительный процесс завершается стадией принятия органом власти или должностным лицом правоприменительного решения, которое находит свое формальное закрепление в акте применения права, определяющий окончательное поведение субъектов конкретного правоотношения, их субъективные права и юридические обязанности.
Что же представляет собой правоприменительный акт, какими свойствами и структурой он обладает? В общей теории права нет единого ответа на этот вопрос, и в юридической науке существует достаточно много авторских определений понятия «акт применения права»
Так, А. В. Мелехин считает, что правоприменительный акт - это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по
юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц[1].
516
С точки зрения В. И. Леушина: «Акты применения права - это правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц»[2] [3].
По мнению М. И. Абдулаева: «Акты применения права являются официальной формой выражения правоприменительной деятельности. В них закрепляются решения компетентных органов государственной власти
518
или должностных лиц по конкретным юридическим делам» .
Таким образом, можно сделать вывод, что акт применения права - это правовой акт уполномоченного органа власти или должностного лица, изданный в процессе правоприменительной деятельности на основании установленных юридических фактов и (или) норм права, определяющий своим индивидуальным правовым предписанием субъективные права, юридические обязанности конкретных субъектов права, либо вид и меру их юридической ответственности.
К основным свойствам акта применения права можно отнести следующие признаки.
Акт применения права является правовым актом. Он относится к разряду правовых актов наряду с нормативными правовыми актами или актами толкования права, но используется только в индивидуальном правовом регулировании конкретных правоотношений.
Акт применения права издается специально уполномоченными субъектами, наделенными властными полномочиями (государственными органами и должностными лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления, уполномоченными общественными организациями и др.).
Акт применения права является официальным документом, имеющим определенную форму, реквизиты, структуру и содержание.
Акт применения права принимается в процессе правоприменительной деятельности (в отличие от нормативных правовых актов, издаваемых в процессе правотворчества)
Акт применения права содержит конкретное индивидуальное правовое предписание, основанное на норме права и юридических фактах, адресованное конкретным лицам.
Акт применения права - это акт однократного действия, рассчитанный на разрешение конкретного юридического дела.
Акт применения права - это подзаконный акт, действие которого не выходит за пределы правовой нормы закрепленной в законе.
Акт применения права является юридическим фактом для возникновения, изменения, прекращения конкретного правоотношения.
Акт применения права носит государственно-властный характер, т. к. издается от имени государства компетентными субъектами и является обязательными для исполнения лицами, находящимися в сфере его действия.
Акт применения права находится под защитой государства, его действие в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения.
Как уже указывалось выше, акт применения права выступает юридическим фактом для возникновения, изменения, прекращения конкретного правоотношения. Поэтому не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.).
Кроме того, в большинстве случаев акт применения права оформляется в письменном виде, но он также может закрепляться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление председателем суда нарушителей из зала судебного заседания; решение судьи о лишении слова потерпевшего, подсудимого, свидетелей или иных участников судебного процесса в случае оскорбления друг друга, проявления неуважения к суду и иного неправомерного поведения; вызов судьей в зал судебного заседания эксперта, специалиста, понятых и т. д.), либо в конклюдентной форме (звуки, жесты, изображения) - жесты регулировщика, использование свистка патрульным полицейским или инспектором дорожно-патрульной службы, выдача желтой или красной карточки футбольным арбитром и др.
Несмотря на некоторые общие черты, акт применения права следует отличать от нормативного правового акта. К основным различиям можно отнести следующие.
Акт применения права используется для индивидуального правового регулирования конкретного правоотношения, а нормативный правовой акт осуществляет нормативное (общее) регулирование общественных отношений, устанавливая общие правила поведения субъектов права.
Акт применения права не является источником права в отличие от нормативного правового акта.
Акт применения права содержит правовое предписание, а нормативный правовой акт норму права.
Акт применения права носит индивидуальный характер, т. к. воздействует на конкретных лиц, а нормативный правовой акт действует в отношении неопределенного круга лиц.
Акт применения права рассчитан на однократное действие в определенной ситуации, а нормативный правой акт рассчитан на многократное использование для неопределенного количества случаев (ситуаций).
Акт применения права является результатом правоприменительной деятельности, а нормативный правовой акт принимается в процессе правотворчества.
Акт применения права ниже нормативного правового акта по юридической силе, т. к. всегда принимается на основании соответствующего нормативного правового акта и не должен ему противоречить.
Нормативный правовой акт - это всегда письменный официальный документ, а акт применения права может выражаться в устной форме (замечание, предупреждение должностного лица или устное распоряжение руководителя) или конклюдентной форме (жесты регулировщика дорожного движения, железнодорожного диспетчера, спортивного арбитра и т. д.).
Виды правоприменительных актов. Акты применения права многочисленны и разнообразны, что определило их классификацию по различным основаниям. Анализ юридической литературы позволяет привести следующие виды актов применения права.
В зависимости от субъектов правоприменения выделяют: акты государственных организаций (правительства, министерств, судов, прокуратуры, контрольно-надзорных органов и т. д.); акты негосударственных организаций (органов и должностных лиц местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, учреждений).
По отраслевой принадлежности подразделяются на уголовноправовые, административно правовые, гражданско-правовые, трудовые акты применения права и т. д.
По функциям выделяют регулятивные и охранительные акты применения права.
По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).
По значению (юридической природе) выделяют основные акты применения права (например, приговор суда) и вспомогательные акты применения права (постановления следователя о возбуждении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого, о приобщении к делу вещественных доказательств, на обыск, выемку и т. д.).
По целям акты применения права делятся на правоустановительные (например, разрешение на право хранения и ношения оружия) и правоохранительные (например, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении).
По способу выражения акты применения права подразделяются на письменные (например, приговор суда), устные (например, устное распоряжение начальника) и конклюдентные (например, жест инспектора ДПС об остановке транспортного средства).
По наименованию правоприменительные акты можно подразделить на постановления, решения, указания, протесты, представления и т. д.
По времени действия можно выделить акты применения права однократные (решение суда о возмещении материального вреда, приказ о поощрении ценным подарком, благодарностью) и длящиеся (регистрация гражданства, регистрация брака, поступление в вуз, приказ о назначении на вышестоящую должность, назначение пенсии).
Как уже было замечено, письменный акт применения права является официальным документом, обладающим определенной структурой. В актах применения права принято выделять:
Вводную часть, которая включает наименование акта (постановление, определение, приказ, приговор и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа (должностного лица) издавшего акт, дело (вопрос, коллизия) по которому принят акт.
Описательная часть, которая содержит фабулу дела (от лат. fabula - повествование, история) с перечислением всех фактических обстоятельств и иную значимую правовую информацию, ставшую известной и послужившую основанием для возбуждения юридического дела.
Мотивировочная часть включает в себя анализ доказательств подтверждающих наличие фактических обстоятельств юридического дела и правовую квалификацию установленных фактических обстоятельств.
Резолютивная часть содержит решение по юридическому делу, обязательное для участников данного правоотношения и определяющее их субъективные права, юридические обязанности, ответственность.
Структура актов применения права может носить усеченный характер, например, в них может отсутствовать описательная и мотивировочная часть (выписки из постановлений, приказов, протоколов и др.), либо присутствовать только резолютивная часть (резолюции типа «утверждаю», «согласен», «исполнить», «принять к рассмотрению» и др., с указанием даты и подписи должностного лица).
К актам применения права предъявляются определенные требования, например, они должны:
строго соответствовать нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются;
издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;
519
иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.) .
Кроме того, акты применения права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.
Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаше всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).
Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:
соблюдение органом или должностным лицом, рассматривающим дело, условий подведомственности, подсудности и т. д.;
строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения дела и т. д.;
правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;
вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.
Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означает следующее. Предписания диспозиции (санкции), как правило, допускают известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и применяемой нормы и выражается в соблюдении принципов справедливости, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанци- [4] [5]
Мелехин А. В. Теория государства и права [Электронный ресурс] : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009 // СПС «КонсультантПлюс».
[2]
Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 243.
[3]
Абдулаев М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений. М., 2004. С. 410.
Абдулаев М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений. М., 2004. С. 410.
[5] Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 243, 244.
|