Четверг, 28.11.2024, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Акты толкования права как разновидность правовых актов

Толкование права как вид юридической деятельности имеет свои результаты, выраженные в специальных актах - актах толкования права, которые также именуют интерпретационными актами. Подобно актам применения права акты толкования права могут быть выражены в форме действий (например, устная юридическая консультация) или в форме письменных документов (например, постановление Пленума Верховного Суда России по вопросам судебной практики).

С точки зрения теории права любой факт уяснения и разъяснений норм права субъектами права является актом толкования права. Между тем значительная часть таких актов толкования не может быть зафиксирована извне (уяснение гражданами положений законов не выраженное объективно) и не обладает юридической силой (разъяснение норм права лицами, не уполномоченным на это). Сказанное означает, что наибольший интерес для науки и практики представляют акты официального толкования права. В самом общем виде под актами официального толкования права понимаются официальные документы, содержащие государственно-властные предписания, разъясняющие действующие нормы права.

Исходя из определения, становится возможным выделить ряд признаков актов толкования права, которые позволят более глубоко понять это правовое явление.

Во-первых, это официальные документы. Акты толкования права обладают специальной формой и имеют определенные реквизиты. Нередко, акты толкования права содержатся в нормативных и правоприменительных актах (указах, постановлениях, приказах и т. д.).

Во-вторых, это документы, которые выносятся уполномоченными на то субъектами. В отличие от неофициальных акты официального толкования права всегда создаются (принимаются) исключительно субъектами, в компетенцию которых входят соответствующие действия. Так, правотворческие органы уполномочены на толкование созданных ими же правовых норм (аутентическое толкование). Иные субъекты могут наделяться специальными полномочиями по толкованию норм права (например, Конституционный Суд России осуществляет официальное толкование положений Конституции России), а также заниматься правоинтерпретацией в ходе осуществления ими своей основной деятельности (например, административный орган в постановлении по делу об административном правонарушении истолковывает нормы закона применительно к совершенному конкретным лицом деянию).

В-третьих, это документы, выносимые в процессе толкования права. Процессуальные требований к вынесению актов толкования права напрямую зависят от особенностей конкретного органа и вида юридической деятельности. Так, акты аутентического толкования права выносятся правотворческими органами в порядке, предусмотренном для принятия соответствующих правовых норм. В случае вынесения акта толкования права неправотворческим органом - процедура его принятия регламентируется правилами, относящимися к деятельности соответствующего органа.

В-четвертых, это документы, которые содержат предписания, разъясняющие нормы права. Данные правовые предписания могут иметь характер нормативных (рассчитанных на неоднократное применение неопределенным кругом лиц и ситуаций) или индивидуальных (однократных, обращенных к конкретным лицам - участникам конкретной ситуации).

В-пятых, это документы, носящие государственно-властный характер. Названный признак характеризует акты толкования права как общеобязательные и обеспеченные различными средствами юридической защиты (охраны), включая меры государственного принуждения, акты. Так, в случае несоответствия положений федерального закона разъяснениям Конституционного Суда России, эти положения могут быть признаны недействующими (неконституционными). Кроме того, официальные акты толкования права, издаваемые негосударственными органами и организациями (например, органами местного самоуправления), также обладают государственно-властным характером, поскольку право на соответствующую интерпретационную деятельность за этими субъектами признается государством в специальных нормах права.

В-шестых, это документы, обладающие юридической силой. Согласно общему правилу, считается, что акты официального толкования права по своей юридической силе приравниваются к тем нормативноправовым актам, нормы которых они разъясняют. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Акты официального толкования права по своей правовой природе сходны с нормативно-правовыми актами и актами применения права в том, что все они являются официальными документами, принимаются компетентными субъектами в установленном порядке, содержат правовые предписания, носят государственно-властный характер и обладают юридической силой. Но между названными актами также существуют и различия.

В частности, акты официального толкования права от нормативноправовых актов отличаются тем, что не содержат правовых норм (не могут отменять или изменять действующие нормы права, в силу чего не относятся к источникам права), кроме того они могут быть казуальными (индивидуально-правовыми), тогда как нормативно-правовые акты всегда характеризуются общерегулятивным действием. В конечном итоге акты толкования права реализуются исключительно вместе с нормативно-правовыми, что свидетельствует об их вспомогательной роли.

Акты толкования права в отличие от актов применения (как уже отмечалось) могут быть и нормативными и индивидуальными, соответственно - адресуются как неопределенному кругу субъектов, так и конкретным лицам, рассчитаны как на неопределенное число казусов, так и на конкретный случай. В свою очередь акты применения права издаются и реализуются исключительно на индивидуальном уровне правового регулирования. Кроме того, акты применения права содержат в себе индивидуально-правовые властные предписания, а акты толкования права - индивидуальные правовые разъяснения властных предписаний.

Классификация актов толкования права производится по целому ряду оснований: по форме, по субъектам, по юридической значимости, по юридической силе и сфере действия, по отраслевому критерию и иным.

По форме внешнего выражения принято подразделять устные и письменные акты толкования права. Устные акты толкования права, как правило, выражаются в форме устной юридической консультации (правового совета или рекомендации), тогда как письменные имеют форму документа (письменной рекомендации). Примером устного акта толкования права может послужить консультация, полученная гражданином в адвокатском кабинете, письменный акт - в виде научно-практического комментария к закону (кодексу).

По субъектам толкования права разграничиваются акты официального и акты неофициального толкования права. Акты официального толкования права издаются уполномоченными на то субъектами, имеют форму официального документа и обладают юридической силой. Акты неофициального толкования права могут издаваться любыми субъектами права в форме устных или письменных рекомендаций (советов), не имеющих официального характера и не обладающих юридической силой.

Исходя из уровня правового регулирования, акты официального толкования права могут быть нормативными (рассчитанными на неоднократность применения) и казуальными (рассчитанными на конкретную ситуацию). В свою очередь нормативные акты официального толкования права делятся на легальные (принимаются субъектами обладающими правом на толкование норм, принятых другими субъектами) и аутентические (принимаются субъектами, издавшими толкуемые нормы права).

В зависимости от принадлежности государственных органов - субъектов толкования права к ветвям государственной власти можно выделить акты законодательных (разъяснение Государственной Думой Федерального Собрания России отдельных положений регламента Государственной Думы Федерального Собрания России), исполнительных (письма и иные разъясняющие акты министерств и ведомств) и судебных (постановления Пленума Верховного Суда РФ) органов власти. В качестве самостоятельных актов толкования права и в силу особенностей конституционно-правового статуса отдельных органов имеет смысл выделять интерпретационные акты Президента России (разъяснение администрацией Президента России пунктов указа Президента России) и интерпретационные акты органов прокуратуры (указания Генерального прокурора России, разъясняющие положения законодательства, имеющие значение для работы органов прокуратуры).

По отраслевому критерию акты толкования права подразделяются на конституционно-правовые, уголовно-правовые, административноправовые, гражданско-правовые и др.

Исходя из юридической природы актов толкования права, отдельными исследователями специально обосабливаются интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты применения права. К первой группе зачастую относят нормативные правовые акты, изданные в порядке аутентического и легального толкования - они имеют двойственную юридическую природу, являются квазиисточникам права, оставаясь при этом актами толкования права. Ко второй группе следует относить правовые акты, содержащие правовые предписания по правильному применению толкуемой нормы права.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.06.2017)
Просмотров: 132 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%