Четверг, 28.11.2024, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Альтернативные способы разрешения споров: переговоры и медиация

Альтернативные способы разрешения споров — совокупность приемов и методов внесудебного регулирования споров, в результате применения которых спорящие стороны заключают взаимоприемлемое соглашение.

Альтернативные способы разрешения споров в мировой юридической практике:

переговоры (между спорящими сторонами),

медиация (переговоры сторон с участием нейтрального посредника),

третейское разбирательство,

мини-суд,

независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела,

омбудсмен,

частная судебная система.

Из всех перечисленных способов для российской действительности наиболее актуальными наряду с третейским разбирательством признаются переговоры и медиация. Остановимся на их характеристике более подробно.

§ 1. Переговоры

Первая встреча с клиентом, его интервьюирование, консультирование, представление интересов клиента — в каждом из перечисленных этапов работы юриста присутствуют элементы переговоров. Юрист должен уметь вести переговоры, соблюдая определенные правила, используя различные приемы и стили.

Существует большое количество определений понятия «переговоры». Чаще всего переговоры определяются как процесс поиска соглашения между людьми через согласование их интересов.

Успешность любых переговоров, как ни странно, зависит oт того стиля, в котором они ведутся. Различают три стиля ведения переговоров: агрессивный, пассивный и с установкой на сотрудничество. Переговоры с установкой на сотрудничество — это золотая середина между агрессивным и пассивным стилями поведения.

ведения переговоров

Отрицательный аспект Вы производите неблагоприятное впечатление на партнера.

Партнер отказывается впредь иметь дело с вами.

Вы настраиваете людей против себя. Добившись чего-то сегодня, вы рискуете навсегда испортить отношения с партнером.

Вы провоцируете других на ответную агрессивность.

 

Положительный аспект Вас воспринимают как милого человека, с которым приятно иметь дело.

Уступая в чем-то сегодня, вы сможете отыграться завтра.

Все решается очень быстро.

 

Отрицательный аспект Вас не воспринимают всерьез и в следующий раз постараются выжать из вас еще больше.

Вы теряете уверенность в себе.

Вы уступаете по всем позициям без исключения.


Пассивный стиль ведения переговоров

Особенности агрессивного поведения
и установки на сотрудничество

Агрессивность Установка на сотрудничество

Намерение добиться своей цели любой це- Намерение добиться своего с учетом ной, не учитывая интересов другой стороны. интерес°в доугж.

— только победа. Цель — поиск компромиссного реше

ния, устраивающего обе стороны.

 

Поведение: игнорирование интересов, нужд и мнений других людей (человек говорит тоном, не терпящим возражений, идет напролом к поставленной цели); основной упор на собственное «Я»; громкий голос; резкая интонация; острые вопросы, провоцирующие ответную резкость; не- дослушивание партнера до конца, постоянное перебивание.

 

Поведение: учет интересов, потребностей и мнений других людей; постоянный интерес к мнению других; желание услышать и понять точку зрения своего оппонента; терпеливое обсуждение общей проблемы; спокойный, доброжелательный тон, отсутствие агрессии и колких замечаний.


Агрессивный стиль предполагает победу только одной стороны, переговоры с установкой на сотрудничество настраивают на поиск решения, которое может удовлетворить каждую из сторон, участвующих в переговорах.

Существуют различные классификации переговоров.

По сфере деятельности:

дипломатические,

политические,

экономические,

военные,

производственно-технические,

торговые,

административные.

По цели:

о заключении соглашения, договора, о продлении действующих договоренностей, о координации совместных действий,

об изменениях в договоре, перераспределении взаимных обязательств,

о выполнении соглашений,

о нормализации отношений, снятии конфликтных моментов, для успокоения оппонентов при затягивании решения проблемы, для привлечения внимания общественности к обсуждаемым вопросам.

По характеру взаимоотношений между сторонами:

партнерские,

конкурентные,

конфронтационные.

Несмотря на многообразие представленных видов, все переговоры имеют много общего, характеризуются рядом признаков, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

Важнейшая особенность переговоров заключается в том, что мнения участников частично совпадают, а частично расходятся. При пол
ном совпадении взглядов оппонентов переговоры не нужны, необходимы совместные действия для решения поставленных задач. Если же позиции сторон диаметрально противоположны и участников общения на данный момент ничто не объединяет, за стол переговоров садиться нельзя. Нужно определенное время для сближения позиций противников и появления точек соприкосновения взаимных интересов.

Этапы подготовки и проведения переговоров. Существует три этапа подготовки и проведения переговоров: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный.

Докоммуникативный этап:

сбор информации;

анализ проблемы;

определение целей и задач;

аргументация вариантов решений;

составление проекта документов;

определение времени и места встречи ее участников.

Коммуникативный этап:

представление сторон друг другу;

изложение проблем и целей;

диалог участников (уточнение, обсуждение, согласование интересов); подведение итогов и принятие решений.

Посткоммуникативный этап представляет собой анализ переговоров. Х. Маккей, миллионер, автор книги «Как уцелеть среди акул», считает, что в ходе переговоров выигрывает тот, у кого больше информации, лучше план и выше мастерство. На первое место автор выдвигает тщательную подготовку к деловой встрече. Этот этап включает два основных направления: 1) проработка основного содержания, 2) решение организационных вопросов.

Работа над содержанием переговоров начинается со сбора информации. Очень важно, чтобы информация была разнообразной, всесторонней, а также правдивой, реальной. Плодотворный диалог возможен только на основе глубокого знания проблемы, компетентности в данной области.

В процессе анализа материала продумываются возможные альтернативы решения, требующие меньших затрат и усилий. Особое внимание обращают на интересы. Интересы могут быть двух видов: 1) общие, 2) различные. Следует выписать на листе бумаги интересы свои и партнера и определить, какого они типа. На основе анализа проблемы формулируется общий подход (т. е. цели и задачи), собственная позиция, возможные варианты решения, продумывается аргументация. Работа над содержанием завершается написанием документов и материалов (проекты договоров, соглашений и т. п.).

К организационным вопросам подготовки относят определение времени, регламента, программы, места встречи, формирование состава делегации.

При определении места и времени проведения переговоров следует учесть, что лучшее время встречи — задолго до или через полчаса после обеда, планировать контакт надо на среду или четверг. Переговоры обычно длятся полтора-два часа.

Нужно убедиться, что стороны одинаково понимают, где и в какое время пройдут предстоящие переговоры. Например, фраза «Договорились, встречаемся в понедельник, в восемь, у меня» может быть понята участниками предварительных переговоров по-разному. Во- первых, в какой понедельник состоится встреча? В ближайший или через неделю? Чтобы стороны однозначно поняли информацию, содержащуюся в этой фразе, было бы логичнее сказать, что встреча состоится в понедельник 19 декабря. Во-вторых, время переговоров. Что имелось в виду: восемь утра или восемь вечера? Чтобы устранить двусмысленность, стоило сказать, что встреча состоится в 20.00. В-третьих, что означает «у меня»? В офисе, дома, на даче и т. п.? Нелишним будет не только уточнить, где именно, но и указать адрес места предполагаемой встречи.

Офис следует подготовить к встрече, разложить на столе (лучше круглой формы) блокноты, карандаши, поставить стаканы, воду, пепельницы.

При определении того, с кем предстоит вести переговоры, а также возможностей и полномочий этого лица убедитесь, что человек, с которым вам предстоит вести переговоры, уполномочен принимать интересующее вас решение. Следовало бы заранее узнать его имя, отчество, фамилию и должность. Собирая информацию, целесообразно поинтересоваться прошлым оппонента, ознакомиться с результатами его настоящей деятельности, навести справки о его предыдущих успехах и неудачах, личных вкусах и слабостях, взаимоотношениях с начальством, коллегами и т. д.

Необходимо сформулировать свои интересы и определить желаемые результаты предстоящих переговоров: до начала переговоров определите, что вы хотите получить в результате переговоров и насколько реален такой результат.

Также нужно прогнозировать возможные цели и интересы второй стороны в предстоящих переговорах.

Следует продумать возможные варианты хода переговоров: с чем вторая сторона согласится сразу? Что может вызвать ее неудовольствие? На что вторая сторона не согласится никогда и почему?

Оцените свои сильные и слабые стороны.

К выбору одежды, в которой вы пойдете на переговоры, тоже следует отнестись серьезно. Пословица «Встречают по одежке...» актуальна во все времена и во многих странах. Внешний облик участников переговоров должен соответствовать обстановке, в которой будут проходить переговоры.

Коммуникативный этап начинается со знакомства, представления, с установления психологического контакта. При знакомстве часто происходит обмен визитными карточками, сопровождающийся легкими поклонами принимающего и вручающего.

Сначала обсуждаются наиболее легкие вопросы. Часто стороны переходят к отработке деталей соглашения после того, как достигнут договоренности по принципиальным вопросам.

В процессе переговоров поведение участников может соответствовать трем различным подходам. Первый связан с противостоянием сторон, каждая из которых ставит в качестве непременного условия победу любой ценой. Второй подход можно считать противоположностью первого. Стороны занимают дружеские позиции, ведут себя заискивающе. Третий подход основан на понимании необходимости поиска взаимоприемлемого решения, которое в максимальной степени отвечало бы интересам обоих сторон (взаимные уступки, разумные компромиссы). Этот подход, при котором устанавливаются доверительные отношения, является самым перспективным. Данная концепция лежит в основе так называемого метода принципиальных переговоров, разработанного в Гарвардском университете США. Метод заключается в требовании решения проблемы исходя из ее качественных признаков, т. е. из существа дела. Партнеры стремятся найти взаимную выгоду там, где это возможно.

Метод характеризуется четырьмя основными правилами.

Первое правило: сделайте разграничение между участниками переговоров, отделите человека от проблемы. Обсуждение черт характера, критика личных качеств коммуникантов недопустимы.

Второе правило: сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях. Вместо того чтобы спорить о позициях, надо исследовать определяющие их интересы.

Третье правило: разработайте взаимовыгодные варианты.

Четвертое правило: найдите объективные критерии.

Какими же, собственно, могут быть объективные критерии? Вот самый общий список, который можно дополнять критериями из конкретной области возможных переговоров:

общие подходы, общие ценности, моральные принципы;

обычаи, традиции, уважаемые обеими сторонами;

законы, инструкции, правила, профессиональные нормы;

экспертные оценки;

прецеденты и т. д.

Для того чтобы переговоры были более справедливыми, приглашаются посредники, наблюдатели, независимые эксперты.

В конце контакта достигнутые результаты фиксируются в письменном виде.

По завершении переговоров необходимо поблагодарить партнера за совместную работу, за стремление прийти к компромиссу. Следует обговорить первые шаги по выполнению достигнутого соглашения. Даже если переговоры по каким-либо причинам не привели к заключению соглашения, постарайтесь расстаться со своим партнером таким образом, чтобы вы всегда смогли вернуться за стол переговоров. Не получилось договориться в этой ситуации — получится в другой.

После встречи отмечают положительные и отрицательные моменты с тем, чтобы совершенствовать переговорную стратегию и тактику.

Техники ведения переговоров. Техники — это те психологические приемы ведения переговоров, которые обеспечивают успех переговоров и взаимопонимание сторон. К ним относятся следующие.

Активное слушание включает: контакт глазами, обеспечение обратной связи, выспрашивание, поддакивание: да-да, угу (кивание головой). Используя эту технику, человек показывает, что он внимательно следит за тем, что говорит партнер по переговорам, что участвует в беседе. Это помогает не терять контакт с партнером. Однако важно, чтобы такое активное слушание было искренним, иначе можно обидеть партнера, который может воспринять это как издевку.

Перефразирование, эхо-техника — повторение своими словами услышанного от партнера. Применение этой техники позволяет убедиться, что вы правильно поняли слова своего партнера. Важно также, что ваш партнер уже из ваших уст услышит сказанное им самим и сможет в случае необходимости внести коррективы в переданную вам информацию, добавить необходимые детали. Если вы решили использовать при переговорах эхо-технику, то фразы лучше начинать словами: «Если я Вас правильно понял, то...»; «Иными словами, Вы считаете, что...» и т. п.

Вентилирование эмоций — если атмосфера накалилась, дайте возможность вашему партнеру выговориться, сбросить накопившиеся эмоции, выявить все больные вопросы. На минуту остановитесь и посмотрите, какие чувства переполняют вас и вашего партнера. Если вы заметили злость, волнение, раздражение, скажите, например: «Я сейчас очень волнуюсь и нервничаю. А Вы?»; «Я заметил, что Вам неприятно говорить об этом...»; «Мне кажется, что Вам не нравится мое предложение». Открытое обсуждение чувств и эмоций сторон действует как «вентилятор», который «проветривает» душную, накаленную атмосферу взаимного недовольства, что дает возможность спокойного, разумного обсуждения проблемы.

Выявление интересов осуществляется с помощью задаваемых вопросов: зачем?почему?для чего?и т. д.

Мозговой штурм удобно применять, когда предложения каждой стороны по разрешению спорных моментов не удовлетворяют ни одну из них. В этой ситуации сторонам стоит отвлечься от предлагаемых ими вариантов и совместно «набросать» другие, ранее не предлагавшиеся варианты. Эти варианты могут быть самыми фантастическими и нереальными на первый взгляд, однако важно каждый вариант записать и воздержаться от их комментирования. Поступившие варианты детально рассматриваются сторонами и выбирается наиболее приемлемый.

Тест на реальность — это проверка, насколько реально выполнить то, что предлагаете вы или ваш партнер. Задавайте вопросы, которые помогут рассмотреть заключенное соглашение или предполагаемое решение со всех сторон.

Адвокат дьявола — имитация одной стороной возможных для другой стороны негативных последствий развития ситуации в случае срыва переговоров. Эту технику стоит применить, когда возникает чувство, что из-за нежелания партнера искать пути к совместному решению ситуации переговоры близки к срыву.

Дробление проблемы применяется в случае, если переговоры складываются неудачно. Постарайтесь разбить большую проблему на более мелкие. Постепенно решая каждую из них, вы придете к решению главной.

Типы совместных решений. Выделяются три типа совместных решений участников переговоров:

компромиссное решение, или «серединное решение»;

асимметричное решение, относительный компромисс;

принципиально новое решение, «снятие» основных противоречий.

Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок. Компромиссное решение возможно только тогда, когда стороны готовы пойти навстречу друг другу и удовлетворить хотя бы часть взаимных интересов. При этом надо иметь в виду, что требования сторон должны носить законный характер, а уступки быть равноценными. Компромиссное решение является наиболее типичным на различных переговорах.

Суть асимметричного решения заключается в том, что уступки одной стороны значительно превышают уступки другой, но оппонент вынужден соглашаться с этим, в противном случае он потеряет еще больше. Фактически такие решения закрепляют с помощью переговоров поражение какой-либо стороны.

Эффективное средство «снятия» существующих противоречий — это нахождение принципиально нового решения, нестандартный подход к рассмотрению проблемы. Иногда кажется, что переговоры зашли в тупик. Но какими бы безнадежными они ни казались сначала, всегда можно найти выход из положения, если творчески подойти к делу.

Тактические приемы. В процессе ведения переговоров рекомендуется использовать разнообразные тактические приемы, которые помогают участникам в обсуждении вопросов и повышении продуктивности разговора. Эти приемы широко известны, активно применяются на практике, подробно описаны в многочисленной научно-методической литературе. Приведем принятую классификацию тактических приемов.

Приемы, имеющие широкое применение на всех этапах:

уход. Этот прием связан с закрытием позиции. Например, оппонент просит отложить рассмотрение вопроса, перенести его на другую встречу. Уход может быть прямым (открыто предлагается отложить данный вопрос) или косвенным (ответ звучит неопределенно; вопрос не замечается и т. п.);

затяжка. Это прием, при котором одна из сторон по различным соображениям пытается затянуть переговоры. Затяжка представляет серию различных видов уходов;

выжидание. Участники стараются сначала выслушать мнение оппонента, а затем уже формулировать собственную позицию;

выражение согласия. Оппонент стремится подчеркнуть общность с уже высказанным мнением партнера;

выражение несогласия;

салями. Суть приема — медленное приоткрывание собственной позиции с целью затянуть переговоры, получить как можно больше информации от другой стороны.

Приемы, относящиеся ко всем этапам, но имеющие свою специфику в применении на каждом из них:

пакетирование. Несколько вопросов предлагаются к рассмотрению в виде «пакета», т. е. обсуждаются не отдельные вопросы, а их комплекс. В «пакете» могут быть увязаны привлекательные и непривлекательные для оппонента предложения. Чаще всего такие «пакеты» используются в рамках торга;

выдвижение требований в последнюю минуту. Один из участников выдвигает новые требования в самом конце переговоров, когда все вопросы уже решены. Если другая сторона стремится сохранить достигнутое, то она может согласиться и пойти на уступки;

постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов. Начинать переговоры рекомендуется с более легких вопросов. Прием ориентирован на совместный с партнером анализ проблемы;

разделение проблемы на отдельные составляющие. Прием предполагает отказ от попыток решения проблемы сразу целиком.

Тактические приемы, применяемые на определенных этапах переговоров:

этап уточнения позиций:

завышение требований. В формулировку позиции включаются пункты, которые потом можно безболезненно снять, делая вид, что это является уступкой, и соответственно потребовать аналогичных шагов со стороны оппонента;

расстановка ложных акцентов в собственной позиции. Участник переговоров демонстрирует крайнюю заинтересованность в решении какого-либо вопроса, хотя на самом деле он является второстепенным. Затем вопрос снимается, решения принимаются по другому, более важному вопросу;

отмалчивание. Закрытие позиции, создание неопределенности на первом этапе переговоров;

блеф. Использование заведомо ложной информации; открытие позиций. Оппонент прямо заявляет о своей позиции в выступлении, ответах на вопросы или через уточнение позиции партнера;

этап обсуждения позиций:

возражение партнеру. Указание на слабые стороны позиции оппонента: недостаточность полномочий, нервозность, возбужденное состояние, противоречивость высказываний и требований, отсутствие альтернативных вариантов и др.;

упреждающая аргументация. Задается вопрос, ответ на который обнажит несостоятельность позиции оппонента;

искажение позиции оппонента. Позиция оппонента формулируется с выгодными для себя искажениями;

угрозы и давление на оппонента. Чтобы добиться необходимых уступок от оппонента, используются различные формы давления: предупреждение о неприятных последствиях, указание на возможность прерывания переговоров, указание на возможность блокирования с другими, выдвижение экстремальных требований, предъявление ультиматума;

поиск общей зоны решения. Попытка найти точки соприкосновения в позициях сторон;

этап согласования позиций:

принятие предложений. Согласие с предлагаемыми решениями;

принятие части предложений оппонента;

отклонение предложений оппонента;

внесение явно неприемлемых для партнера предложений. Используется, чтобы после отказа в принятии решения обвинить оппонента в срыве переговоров;

выдвижение требований по возрастающей. Как только противник в чем-то уступил, ему предъявляются новые требования;

вымогательство. Одна из сторон выдвигает требование, нежелательное для противоположной стороны и безразличное для себя. Цель — получить уступку в обмен на то, что это требование будет снято;

ультиматум или последнее слово. Оппоненты требуют немедленного принятия их решения, в противном случае они уходят с переговоров. Прием рискованный, но иногда оправдан;

возвращение предложений на доработку;

возвращение к дискуссии. Используется, чтобы избежать принятия соглашений или в тех случаях, когда действительно остались какие-то неясные вопросы;

двойное толкование. В результате переговоров выработано соглашение, в формулировку которого одна из сторон заложила двойной смысл, оставшийся не замеченным оппонентом. Затем соглашение трактуется в своих интересах, без его нарушения.

Недостатки при ведении переговоров:

«холодный запуск». Партнер вступает в переговоры, не обдумав предварительно их необходимость и цель, их сложность и возможные последствия. В этом случае за ним лишь «ответный ход», а инициатива будет исходить от оппонента;

отсутствие программы. У партнера нет четкого плана действий в пределах максимальных и минимальных требований. Безусловно, переговоры легче вести, имея различные варианты действий;

главное, чтобы меня это устраивало! Партнер настолько выпячивает собственные интересы, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Это отбивает у них желание вести переговоры;

пускать все на самотек. Партнер не имеет четкого представления о собственных конкретных предложениях и аргументах, критериях оценки предмета переговоров, позиции и ожидаемой реакции противной стороны. Эффективность переговоров снижается из-за недостаточной их подготовки;

коммуникативные заморыши. Неправильное поведение одного из участников отрицательно сказывается на атмосфере переговоров, мешает достижению их цели (участник не умеет слушать, ведет себя излишне эмоционально, несдержанно, не аргументирует, а своенравно отстаивает свою позицию, не приводит новые факты, не выдвигает новые предложения, а излагает известные, мешающие решению проблемы позиции, не руководствуется общими интересами и т. д.).

Вступая в переговоры с представителями других национальностей, всегда нужно знать специфику их менталитета и национальные традиции, так как нарушение принятых норм поведения может привести к весьма неприятным юридическим последствиям.

§ 2. Медиация

Современная юридическая практика в области разрешения конфликтов все чаще исходит из того, что предупреждение споров имеет такое же значение, как и их разрешение: право должно как способствовать общественному миру и спокойствию, так и организовывать порядок «судебного сражения».

Состязательное судопроизводство, призванное разрешить спор с помощью правосудия, ставя превыше всего верховенство закона, как правило, усугубляет сложившийся конфликт. Целью сторон становится не урегулирование конфликта, а удовлетворенность от выигранного судебного процесса. Все это в совокупности способствует лишь большей загруженности судебного аппарата, необоснованному обжалованию решений судов первой инстанции, увеличению судебных издержек.

Медиация же не устанавливает виновника возникшего конфликта, ущемившего право другой стороны, а разрабатывает соглашение, направленное не на восстановление нарушенного права в прошлом, а на создание будущей модели поведения спорящих сторон, урегулирование конфликта. Эта особенность помогает в большинстве случаев сохранить нормальные взаимоотношения спорящих в отличие от судебного производства.

По мнению известного исследователя западной медиации К. Г. Шлиффен, термин «медиация» является производным от латинского прилагательного medius — занимать середину между двумя точками зрения либо сторонами, предлагать средний путь, держаться нейтрально, беспристрастно1. В буквальном переводе с латинского языка mediation означает «посредничество».

Присутствие медиатора, абсолютно нейтрально относящегося к спорщикам и спору, делает ситуацию более устойчивой. Спорящие стороны невольно начинают выбирать слова, аргументировать свои позиции, анализировать спор. А когда эмоции утихают и перестают застилать взор, взаимоприемлемое решение оказывается куда ближе, чем казалось в пылу раздора. Вот как, например, в этой притче.

Два мужичка размечали территорию в лесу, делая зарубки на деревьях, и внезапно встретились нос к носу. Конечно, сразу поспорили:

Это мой участок леса, ведь моя деревня ближе!

Нет, твоя деревня за речкой, оттуда через мостки даже за полчаса не дойти, а от моей едва четверть часа ходу, значит, и участок этот должен быть моим!

Ну, понятное дело, слово за слово, уже чуть не за топоры готовы были схватиться. Леса, конечно, кругом хоть отбавляй, да только не в лесе же дело! Дело в том, кто кого переспорит.

И так жарко они спорили, что вышел на их голоса старичок, собиравший поблизости грибы. Встал рядом и слушает спорщиков. Тут они сразу голоса понизили, браниться стали вежливее: все-таки рядом незнакомый человек в почтенном возрасте. Даже обидно: грубые слова так на язык и просятся, да неудобно грубить при старших. А старичок, как назло, все не уходит. И решили они тогда к нему обратиться: раз уж он все слышал, может, рассудит их спор?

Рассудить не рассужу, — говорит старичок, — какой я судья... А самим разобраться помогу.

Да как же ты поможешь?

А очень просто. Задам вам всего один вопрос: для чего вам нужен этот лес?

Как для чего? Я хочу срубить эти деревья, чтобы построить из них дом.

Вот как... А я как раз собираюсь выкорчевать эту рощу, чтобы вспахать землю и выращивать тут пшеницу.

Тут спорщики посмотрели друг на друга и рассмеялись2. [1] [2]

Трудно переоценить роль медиации в обеспечении справедливости и безопасности при разрешении конфликтов. Данный метод дает цивилизованные и гуманные средства восстановления нарушенной способности граждан к мирному сосуществованию. Вмешательство третьего независимого лица — медиатора — при конфликтах, которые уже не могут быть урегулированы собственными силами людей, — это шанс сохранения и семейного, и гражданского мира, сохранения и укрепления отношений, любви, дружбы или гражданского общества.

Медиация — это междисциплинарная деятельность. Ее применяют юристы — в гражданском и уголовном процессах; психологи, психотерапевты, социальные работники — при разводах, в разрешении семейных споров; педагоги — в практике урегулирования подростковых конфликтов; она используется в практике разрешения споров между предпринимателями, а также между гражданами и представителями разных ветвей власти.

Медиатор — нейтральная незаинтересованная сторона, которая авторитетна для всех конфликтующих участников, — делает все возможное (из этого состоит технология медиации), чтобы позиции и за ними стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были «выложены на стол медиации», затем были услышаны и поняты всеми, все аргументы приведены и, наконец, выработано общее решение — выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны.

В США медиация как метод конструктивного урегулирования конфликтов используется с 60-х гг. ХХ в. На сегодняшний день медиация адаптирована и распространена в таких странах, как Новая Зеландия, Канада, Австралия, Великобритания, Франция, Испания, Италия, Бельгия, Швейцария, Австрия.

Попытки привлечь в спор третье лицо, чтобы достичь приемлемого решения спора, не новы. Как модель решения конфликта медиация имеет богатую историческую традицию. Подобную практику имели древние иудеи, известна она была в древних Африке, Японии и Китае. В Китае и Японии стратегия медиации используется на протяжении долгого времени для урегулирования социальных отношений. В античной Греции конфликты между городами-государствами регулировались при посредничестве третьих лиц. Во многих африканских племенах и в наши дни сохранился институт народных собраний, где конфликты разрешаются с помощью персоны, которой все доверяют и которую все уважают.

В практике мирного урегулирования медиацию давно используют и при урегулировании межкультурных конфликтов в области международной дипломатии. Например, конец Тридцатилетней войне в 1648 г. положен именно благодаря медиации. В экономике, в семье, на рабочих местах, в организациях, профессиональных группах, общинах и т. д. используются различные стратегии урегулирования конфликтов, которые по сути своей медиативны, хотя так и не называются, а обозначаются как «техники переговоров».

В России рассматриваемая процессуально-правовая процедура была предусмотрена Уставом 1864 г. В нем была закреплена обязанность суда склонять тяжущихся к миру. Судья не только предлагал сторонам прекратить дело миром, а должен был указывать им «действительные, по его мнению, меры». И лишь в случае неуспеха судья мог перейти к судебному разбирательству. Доказанное несоблюдение судом этой обязанности приводило к кассации само решение.

В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 г.

Этим Законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Определяется сфера применения — урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров. При этом процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, по делам о несостоятельности (банкротстве).

Медиация — один из инструментов организации эффективного правопорядка. В результате успешных медиационных процедур стороны (субъекты) достигают понимания общности своих интересов. Благодаря этому им удается понять, как норма права соответствует их отношениям, создать «конституцию» для своих будущих отношений или прекратить непродуктивное взаимодействие.

Специфика медиации, в отличие от других альтернативных способов разрешения споров, характеризуется ее принципами. По мнению признанного специалиста в этой области, президента Санкт-Петербургской лиги переговорщиков О. В. Аллахвердовой, можно выделить четыре важных принципа медиации, а именно: добровольность участия сторон; нейтральность, беспристрастность медиатора;

равноправие сторон в процессе медиации;

конфиденциальность медиатора[3].

Первая задача медиатора в начале переговоров состоит в том, чтобы проверить и обеспечить названные принципы медиации.

Первый принцип медиации — добровольность. В отличие от судебной тяжбы вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с третейским судом). Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Важно отметить, что если одна из сторон пришла добровольно, а вторая — под давлением или если она не верит в эффективность предстоящего процесса и т. п., прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно должен обсудить вопрос добровольности и постараться добиться ее от второй стороны. В противном случае медиация может быть пустой тратой времени.

Второй принцип — принцип нейтральности медиатора. Важно, чтобы медиатор сохранял независимое, беспристрастное отношение к каждой из сторон и обеспечивал им равное право участия в переговорах. Естественно, у медиатора могут возникать свои оценки по поводу правильности или справедливости поведения конфликтующих сторон, симпатии или предубеждения в отношении них. Однако все свои чувства и мнения посредник обязан оставить за пределами процесса медиации. У профессионалов есть такое правило: на медиацию идти «пустым», т. е. без предубеждений. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность, он должен отказаться от ведения процесса.

Третий принцип — равноправие сторон. Ни одна из сторон не имеет никаких процедурных преимуществ, обеим предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять вопросы для переговоров, выдвигать предложения, оценивать их приемлемость, участвовать в составлении соглашения и иметь равное время для индивидуальной работы с медиатором.

Четвертый принцип медиации — конфиденциальность. Следование этому принципу предполагает, что все, о чем говорится в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Этим медиация отличается от суда, где конфиденциальность противоречила бы принципу публичности судебного разбирательства. (Стоит, правда, отметить, что полученная в процессе медиации информация о совершенных или готовящихся уголовных преступлениях, разумеется, не может быть скрыта медиатором от правосудия.) Все записи, которые ведет медиатор в процессе работы, уничтожаются. Посредник не может выступать в качестве свидетеля, если дело будет все же передано в суд. Посредник не имеет права сообщать одной стороне информацию, предоставленную ему другой стороной в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения от сообщившего информацию. Следует заметить, что принцип конфиденциальности абсолютно обязателен для медиатора. Что же касается сторон, то они имеют возможность не соблюдать конфиденциальность, если для них в этом нет необходимости. Однако медиатор должен предварительно обсудить этот вопрос, чтобы сделать переговоры более открытыми и безопасными для сторон.

Для того чтобы обеспечить реализацию этих принципов, медиатору приходится прилагать немалые усилия, так как конфликтанты часто стремятся:

«подмять» под себя оппонента, сделать его объектом манипуляции, запугать, «переиграть» его за счет лучшего владения словом или большей компетенции в вопросах права, экономики, психологии;

перетянуть медиатора на свою сторону (иногда посредством демонстрации своей слабости, беззащитности, неопытности при весьма настойчивой защите своих интересов);

снять с себя ответственность за решение, оставляя за собой право в будущем нарушить его.

Поэтому медиатор должен хорошо владеть методами, позволяющими создать атмосферу корректного, делового, рационального обсуждения спорных проблем и исключить всякого рода манипуляции.

Отличие медиации от судебной формы защиты. Относя медиацию к способам альтернативного урегулирования споров, научная доктрина тем самым противопоставляет ее судебному разбирательству. Судья или арбитр часто помогает спорящим сторонам прийти к соглашению, позволяющему прекратить дальнейшее производство дела. Однако между разрешением конфликтов в суде и их разрешением с помощью медиации существует большая разница.

В суде (арбитраже) стороны не могут выбирать судью, а вынуждены обязательно идти в суд по месту жительства. Задача суда — определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними). Спорщики не участвуют в разработке и принятии решения — это является функцией судьи. Только судья принимает решение. Спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. Сторона не может в любой момент прекратить переговоры. Конфиденциальность в принципе невозможна: существует обязательный перечень документов, которые должны быть обнародованы. Суды перегружены, и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. Судебные издержки всегда большие. Большинство людей, приходящих в суд, сталкиваются с труднодоступной судебной процедурой, где говорят на «другом» языке, изобилующем такими терминами, как, например, «порядок рассмотрения дела», «res ipsa loguitur». Некоторые важные вопросы для разрешения спора могут не рассматриваться в суде по причине этических или правовых ограничений, так как судебный процесс, как правило, публичен. Суд ориентируется на прошлое и, наказывая виновного, не снимает психологического напряжения между сторонами, так что после судебного разрешения конфликта их сотрудничество часто затруднено или вообще невозможно.

В медиации вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда). Медиация изначально нацелена на поиск согласия; спорщики перестают искать «правого» и «виноватого», а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают тот из них, который они оба сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем прямо на юридические законы, прецеденты и правила. В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решение, медиатор никаких решений по поводу спорщиков и конфликта не принимает. Медиация — это процесс, в котором все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятые ими совместно решения. Естественно, стороны делают это лишь тогда, когда удовлетворены этими решениями. Риск медиации минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально, все остается между сторонами или другой стороной и медиатором. Медиатор обязан держать в секрете всю полученную им информацию (правда, к сожалению, закон не защищает его пока так же, как адвоката). Процесс медиации относительно непродолжителен. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в российских условиях. Медиация дешевле, чем традиционные судебные процедуры. В процессе медиации могут обсуждаться любые вопросы, которые имеют отношение к конфликту и которые стороны считают важными. Процесс медиации достаточно гибок. Например, в медиации развода пара может уйти от обсуждения только строго официальных вопросов собственности и опеки и включить в свое решение пункты, которые не могут быть частью судебного решения, например, как каждый из супругов будет участвовать во внешкольной деятельности их детей. В конфликтах часто таятся нераскрытые или необнаруженные вопросы, и медиация находит их с присущей ей гибкостью. Медиация проводится на обычном и понятном языке, так что любое решение может быть понято и согласовано обеими сторонами. Медиатор не наделен начальственными полномочиями, но он обладает обширным арсеналом разнообразных методических средств, с помощью которых организует переговоры между участниками конфликта. Главная задача медиатора — помочь сторонам достичь согласия. Успешная медиация приводит к обоюдному выигрышу участников и ориентирована на будущее взаимодействие сторон. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем (опека над детьми при разводе, объединение компаний, отношения заказчика и подрядчика и проч.). Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или конфликтах между людьми, когда какая- либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, т. е. недееспособна. Нецелесообразно также проводить медиацию, если стороны заведомо не хотят урегулировать конфликт. В этом случае даже приказ вышестоящих инстанций не приведет к успеху. Если желание урегулировать конфликт есть, то вероятность успешного разрешения конфликта с помощью медиации весьма высока: более чем в 80% случаев результатом ее является прочное и долгосрочное соглашение, которое соблюдается обеими сторонами.

Таким образом, можно говорить о границах применения медиации. Медиация хорошо зарекомендовала себя при разрешении конфликтов:

в семейной сфере, прежде всего при расставаниях и разводах, а также при разделе наследства;

в школе;

между соседями;

в экономической и трудовой сфере, при конфликтах как внутри компании, так и между отдельными предприятиями;

в учреждениях, включая государственные, неправительственные, общественные, научные, религиозные организации;

в общественно-правовой сфере, причем главным образом при урегулировании конфликтов, связанных с вопросами охраны окружающей среды;

при оценке возможных последствий использования техники; в политической сфере, например между этническими группами, между государствами;

в мировых соглашениях между виновником и пострадавшим как механизм восстановительного правосудия, иными словами, в рамках уголовного права (в делах с участием несовершеннолетних); в межкультурных и межобщинных конфликтах.

Одним из инструментов, позволяющих медиатору сделать переговоры конструктивными, является последовательность этапов работы, или стадий медиации. Традиционно медиация состоит из нескольких стадий. Каждая стадия имеет свои конкретные цели и задачи, и, пока не будут достигнуты эти цели, не следует переходить к следующей стадии. Поэтому медиатор должен все время себя проверять, выполнены ли все задачи, стоящие перед ним на этом этапе. Рассмотрим стадии медиации на примере ее классической и наиболее распространенной в мире модели — медиации интересов.

Введение в процесс медиации. Медиация начинается с объяснения процедуры, правил работы и определения последовательности работы и ответственности. Основная цель этой стадии — подготовить стороны к переговорам, т. е. сделать процесс медиации ясным и предсказуемым для участников переговоров.

Для этого необходимо решить следующие задачи: познакомиться и наладить конструктивный контакт со сторонами; уточнить готовность сторон решать свой конфликт и проинформировать об основных принципах и правилах поведения во время медиации;

рассказать о том, что ожидает стороны в течение сессии медиации; рассказать об ответственности сторон в этом процессе и о своей роли в нем;

определить регламент работы;

создать атмосферу доверия к медиатору, чувство безопасности и равноправия сторон;

ответить на вопросы сторон и обеспечить все необходимые потребности сторон на время ведения переговоров.

Особое внимание на этом этапе обращается на конфиденциальность происходящего процесса, рассказывается о правилах поведения участников. Медиатор говорит о своем праве проводить кокус (индивидуальные встречи с каждой из сторон во время медиационной сессии), выясняет у конфликтантов за столом, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах, и предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации (чаще такое соглашение заключается устно). Процедурное введение — инструмент управления процессом медиации, поэтому медиатор напоминает сторонам процедуру, особенности медиации, их права и порядок работы.

Презентация сторон. После соглашения о процедуре переговоров начинается следующий этап медиации — представление сторон. Основная его цель — предоставить возможность сторонам рассказать о том, что произошло, как они видят данный конфликт, спор.

Основные задачи медиатора:

внимательно выслушать стороны (сначала одну, потом другую);

не допустить нарушения процедуры, не давать сторонам перебивать и оскорблять друг друга;

уточнить у сторон, правильно ли он понял то, что они говорили, или изложить проблему так, как он понял, выделяя факты конфликтной ситуации и восприятие этих фактов сторонами (их интерпретацию);

снижать уровень агрессивности оценок, даваемых сторонами друг другу;

уточнить, что хотели бы стороны получить в результате их переговоров.

Обычно медиатор после принятия решения о переходе к этой стадии обращается к одной из сторон и предлагает подробно рассказать, в чем, на ее взгляд, состоит обсуждаемая проблема. Медиатор активно слушает и в своих записях отмечает то, что ему кажется наиболее важным. В процесс рассказа он, как правило, не вмешивается, лишь переспрашивая, если ему что-нибудь непонятно. По окончании речи первой стороны медиатор говорит о том, что он хотел бы уточнить, правильно ли он понял то, что рассказала сторона. Затем он пересказывает (эхо-повтор) услышанное, выделяя факты, их интерпретацию и отношение, которое возникало у стороны в результате восприятия поведения и действий «обидчика». При пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа «Правильно ли я Вас понял? Я не упустил ничего существенного?». Не следует допускать своими вопросами повторного выступления стороны, которую медиатор уже выслушал. Даже если сторона еще не все сказала, и у нее, и у медиатора есть в дальнейшем возможность все уточнить. Как правило, для начала процесса достаточно того, что сказано на данный момент. После этого медиатор обращается к другой стороне и просит ее рассказать свое видение проблемы. Он так же, как и в первом случае, задает уточняющие вопросы и повторяет услышанное, выделяя те же факты, о которых говорила первая сторона, интерпретации второй стороны и возникающие чувства второй стороны при таких интерпретациях.

Дискуссия по выработке вопросов для переговоров. Основная цель дискуссии — сформулировать вопросы для переговоров. Медиатор благодарит стороны за продуктивную работу на предшествующем этапе, фиксирует найденные точки сближения и предлагает четко сформулировать те вопросы, которые требуют разрешения на совместной сессии.

Основные решаемые задачи:

дать возможность сторонам выразить свои эмоции («вентилировать эмоции»);

управлять процессом, не допуская оскорблений сторонами друг друга;

не позволить уйти из-под контроля эмоциям сторон;

понять эмоциональную глубину конфликта;

получить дополнительную информацию о сути конфликта;

уточнить позиции сторон относительно желаемого результата переговоров;

выделить основные вопросы, которые волнуют стороны;

оценить, необходим ли кокус для дальнейшей работы со сторонами;

организовать конструктивные переговоры, если кокус не нужен.

В перечень вопросов для обсуждения не должны включаться явно провозглашенные интересы сторон (этим медиация принципиально отличается от психологического консультирования, где основное внимание уделяется как раз мотивам тех или иных поступков и решений). Например, если один из супругов заявил, что собирается разводиться, то это его желание не обсуждается, а в повестку дня включаются только вопросы, связанные с разделом имущества. Если не удается согласовать все необходимые вопросы для переговоров, медиатор обычно берет кокус и беседует со сторонами индивидуально, чтобы подготовить их к дальнейшим переговорам.

Кокус. Это беседа с каждой стороной индивидуально (поочередно). Само слово «кокус» в переводе с английского языка означает «время совета старейшин», т. е. время для размышления и принятия важных решений. Данный термин используется также в международных переговорах. Основная цель кокуса — подготовить стороны к дальнейшим конструктивным переговорам. Для этого медиатор должен решить следующие задачи:

работать с эмоциями стороны (если необходимо, дать понять стороне, что он видит ее состояние);

выявить истинные (реальные) интересы стороны; выяснить наличие конфиденциальной информации; преобразовать позиции исходя из интересов;

сформулировать вместе со сторонами (индивидуально с каждой) вопросы для обсуждения в редакции данной стороны;

подготовить со стороной формулировки возможных предложений исходя из интересов, а не первоначальных позиций;

проверить выдвигаемые на переговоры предложения на реалистичность;

работать с дисбалансом сил;

определить конфиденциальную и открытую информацию для предстоящей общей сессии и согласовать со сторонами (индивидуально);

подготовить стороны к работе на общей сессии; обучить стороны конструктивному внесению предложений. Следует отметить, что кокусы могут назначаться на любой стадии медиации: от стадии презентации до подписания соглашения. В реальной практике порядок назначения кокусов зависит от течения медиации. Так как кокус является очень важным для подготовки сторон к переговорам, медиатор сам определяет, когда его лучше сделать.

В кокусе происходит уточнение позиций сторон и осознание истинных интересов, а также активизация и анализ не только своей позиции, но и позиции другой стороны. На стадии кокуса нельзя: присоединяться эмоционально к стороне и сочувствовать ей; давать оценки происходящему; навязывать свои выводы; соглашаться со спорщиками; сообщать излишнюю информацию; морализировать поведение сторон, быть назидательным; нарушать конфиденциальность; брать на себя функции защитника; проводить переговоры;

давать советы и рекомендации;

оказывать психологическую поддержку и помощь.

Кокус конфиденциален. Медиатор по окончании кокуса обязательно должен уточнить, что именно из обсуждаемого может быть высказано в присутствии другой стороны при продолжении медиации. Только если медиатор выполнил все задачи кокуса и стороны готовы вести переговоры по выработанным вопросам, можно переходить к следующей стадии.

Дискуссия по выработке предложений. Основная цель данного этапа — выработать варианты предложений для урегулирования конфликта. Медиатор на этой стадии должен решить следующие задачи: окончательно согласовать со сторонами вопросы для обсуждения; определить порядок обсуждения вопросов; помочь сторонам продуцировать предложения; проверить выдвигаемые предложения на реалистичность; уточнить, как стороны понимают предлагаемые варианты решения ситуации;

проверить, насколько выдвигаемые предложения соответствуют интересам сторон.

Если медиатор эффективно проработал все вопросы в кокусе, то окончательное согласование повестки дня не займет много времени. Если же медиатор сталкивается с сопротивлением сторон и длительным обсуждением, это говорит о том, что еще не все проблемы были на стадии кокуса отработаны, и служит сигналом для повторного кокуса. Далее медиатор организует выработку предложений. Успех работы на этом этапе во многом зависит от интеллектуальных возможностей сторон. Если хотя бы одна из сторон не способна к рациональному рассуждению, медиация никогда не приведет к успеху. Выработка предложений первоначально происходит на стадии коку- са, а затем может продолжаться на общей встрече. Конечно, на результативность процесса влияет и искусство медиатора. Исходя из повестки дня, согласованной сторонами, медиатор организует обсуждение каждого пункта, помогая сторонам генерировать предложения, проверяет предложения на реальность, помогает их редактировать, проверяет на однозначность понимания. В ряде случаев логические аргументы и рациональные доводы, используемые в процессе медиации, не приводят к выработке конструктивных предложений. Клиент может либо отрицательно реагировать на предлагаемые ему подходы к разрешению конфликта, либо, сначала выражая согласие, затем отказываться от них. Возможно, конфликт затрагивает настолько значимые личностные проблемы данного человека, что он сам, не осознавая этого, включает мощные защитные механизмы. В таких случаях целесообразно предложить этому человеку обратиться к психологу- консультанту, а уже потом продолжить поиск выхода из конфликта. Но если все-таки стороны смогли обсудить все возможные варианты предложений и нашли вариант, который их удовлетворяет, можно переходить к следующей стадии — составлению соглашения.

Подготовка проекта соглашения. Основная цель данного этапа — составить соглашение, которое будет работать, т. е. стороны будут его выполнять. Главные задачи медиатора на этом этапе:

проверить еще раз, что выдвинутые предложения соответствуют интересам сторон;

добиться, чтобы текст соглашения был написан (или проговорен) четко, ясно и однозначно;

проверить, правильно ли стороны понимают, что будет происходить после того, как они уйдут с медиации;

проверить соглашение на реалистичность;

обсудить и включить санкции в случае невыполнения соглашения какой-либо из сторон.

Итак, предложения сформированы, стороны переходят к выработке соглашения. Здесь происходит проверка выдвинутых предложений на реальность, окончательное редактирование письменного текста, в равной степени устраивающего стороны. Затем обсуждаются меры, которые могут быть приняты каждой из сторон в случае нарушения соглашения. Это довольно трудная стадия. Если конфликтующие стороны добираются до нее, то, как правило, они находятся в состоянии творческого подъема, воодушевления, связанного со снятием напряжения и ощущением завершения конфликта. Тут стороны начинают спешить и могут утратить связь с реальностью, так как стараются как можно скорее завершить медиацию. Медиатор должен быть уверен, что заключенное соглашение реалистично и удовлетворяет интересы сторон. Он постоянно проверяет у той и другой стороны формулировки будущего соглашения. Иногда стороны подписывают также соглашение о способах разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между ними в будущем.

Ввиду неоднозначного правового регулирования медиативного соглашения остановимся на нем подробнее.

Самостоятельность сторон в медиации обусловливает их свободу в выборе оснований урегулирования спора. Как следствие, медиативное соглашение может содержать условия различной правовой природы или положения, вообще не регулируемые правом, в связи с чем медиативное соглашение имеет комплексную правовую природу. Условия такого соглашения не должны противоречить, с одной стороны, императивным нормам права, с другой — нормам нравственности, не должны затрагивать права лиц, не присутствовавших на медиации. При этом обеспечение соблюдения данных требований при заключении медиативного соглашения является профессиональной обязанностью медиатора.

Исходя из принципов института медиации, медиативное соглашение должно исполняться добровольно. В то же время в целях обеспечения прав добросовестных участников примирительной процедуры необходим какой-либо дополнительный механизм признания государством легитимности заключенного участниками спора соглашения. То есть нужен своего рода гарант государства. Отсутствие принудительного исполнения достигнутого соглашения между сторонами порождает незащищенность добросовестных участников медиативного соглашения. Принудительное исполнение предоставило бы гарантии сторонам и способствовало бы большему количеству обращений к данной процедуре. В некоторых странах предусмотрено утверждение соглашения в судебном порядке, но тогда теряется суть образования данного института, поскольку попытка уйти от судебного разбирательства возвращает стороны в суд за утверждением достигнутых договоренностей.

Выход из медиации. Основная цель этой стадии — создать понимание у сторон, что они будут делать в дальнейшем, когда уйдут с медиации. Главные задачи медиатора:

завершить процесс медиации (или медиационной сессии);

поблагодарить стороны за работу;

проверить удовлетворенность сторон результатом медиации (если соглашение достигнуто);

согласовать действия и систему связи и оповещения, если стороны должны будут продолжить медиацию в ближайшее время;

договориться о действиях сторон в перерыве между сессиями.

Обычно медиатор благодарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон, и т. п. Задача этого этапа — получение медиатором обратной связи о результатах работы. Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетворены достигнутым соглашением, во-вторых, насколько они удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора, и, наконец, они оценивают свое эмоциональное состояние, стало ли им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т. д.

Стоит отметить, что в России, к изумлению наших европейских и американских коллег, для конфликтующих сторон часто психологическое удовлетворение оказывается иногда важнее, чем удовлетворенность результатом. В этом есть определенная опасность: стороны, испытывая такую личную благодарность к медиатору, чтобы сделать ему приятное (он, мол, так старался!), готовы подписать соглашение, которое вовсе и не собираются исполнять.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.06.2017)
Просмотров: 350 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%