Четверг, 28.11.2024, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и формы государственного принуждения. Место юридической ответственности в системе мер государственного принуждения

Государственное принуждение, наряду с убеждением, относится к основным методам осуществления государственной власти. В отличие от иных форм воздействия на поведение людей, государственное принуждение всегда направлено «против воли» субъекта-правонарушителя и имеет своей целью в императивном порядке привести поведение данного субъекта в соответствие с требованиями норм права. Воздействие может быть психологическим, физическим либо материальным. В самом общем понимании государственное принуждение представляет собой внешнее воздействие на поведение людей и их объединений, основанное на принудительной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение государственной воли[1].

Выделяются различные формы (виды) государственного принуждения, которые могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Так, по критерию правомерности государственное принуждение подразделяют на правовое (осуществляемые в соответствии с законом компетентными лицами) и неправовое (осуществляемое с нарушением закона, часто сопряженное с насилием и беззаконием). В зависимости от отраслевой принадлежности государственное принуждение может быть: конституционно-правовым,, уголовно-правовым, административно-правовым, гражданско-правовым, дисциплинарным и процессуально-правовым. В зависимости от субъекта, уполномоченного применять меры государственного принуждения, разграничивается государственное принуждение, осуществляемое государственными органами и организациями и государственное принуждение, осуществляемое негосударственными органами и организациями (на основе делегированных полномочий). По фактическому основанию применения обособляется государственное принуждение, применяемое в связи с противоправным поведением, и государственное принуждение, применяемое при отсутствии противоправного поведения по необходимости (например, реквизиция имущества у собственника в условиях чрезвычайно ситуации).

Виды государственного принуждения (большинство из которых принято именовать мерами) в своей совокупности и взаимосвязи составляют систему мер государственного принуждения. По функциональному признаку можно отграничить множество самостоятельных мер государственного принуждения. В их числе:

меры предупредительного воздействия (профилактические, превентивные меры) заключаются в комплексе официальных мероприятий, производимых от имени государства и направленных на обнаружение возможных рисков (факторов, средств), которые в будущем могут привести к совершению противоправных деяний. Сюда входят плановые и внеплановые проверки, проводимые различными контрольно-надзорными органами власти, меры предварительного прокурорского реагирования (вынесение предостережений), обыски, выемки и др.;

меры пресечения (пресекательные меры), в отличие от превентивных мер, имеют своей целью прекратить уже имеющее место неправомерное поведение (совершаемое противоправное деяние) и предотвратить (минимизировать) общественно-вредные последствия соответствующего поведения. Перечень данных мер достаточно широк и включает в себя привод, административное задержание, домашний арест, заключение под стражу и т. д.;

меры защиты (правовосстановительные меры) предназначены для восстановления нарушенных либо оспариваемых прав (как имущественных, так и неимущественных). Восстановление на работе незаконно уволенного работника, обязание судом лица вернуть собственнику неправомерно удерживаемое имущество либо неосновательное обогащение, понуждение судом государственного органа выдать разрешительный документ (лицензию) при наличии незаконного отказа в его выдаче и др.;

принудительные меры воспитательного воздействия могут по судебному постановлению применяться к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, и имеют следующие формы: предупреждение, передача под надзор родителей (либо лиц, их замещающих, специализированного органа), возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению;

принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, совершившим преступления в состоянии невменяемости; лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость. Виды принудительных мер медицинского характера: амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, принудительное лечение в психиатрическом стационере (общего, специализированного или специализированного с интенсивным наблюдением типа);

реквизиция заключается в изъятии по решению государственного органа имущества в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах в интересах общества;

меры юридической ответственности также входят в состав мер государственного принуждения и обладают значительной спецификой в плане возложения на правонарушителей дополнительных негативных лишений.

В действующем законодательстве обозначены и иные меры государственного принуждения (выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними; конфискация в уголовном праве и т. д.), перечисление которых может занять долгое время, и не является оправданным.

В системе мер государственного принуждения юридическая ответственность занимает особое место. Это обуславливается следующими особенностями мер юридической ответственности.

Меры юридической ответственности всегда подразумевают возложение дополнительных лишений (негативных обязанностей) на лицо, совершившее противоправное деяние.

В отличие от остальных мер государственного принуждения, меры юридической ответственности всегда связаны с возложением на правонарушителя лишений личного, имущественного или организационного характера. Обязанность претерпеть эти лишения (субъективная юридическая ответственность) носит дополнительный характер по отношению к обязанности неисполненной. В плане частноправовой ответственности исполнение лицом обязанности претерпеть наказание (санкцию) не освобождает его от исполнения обязанности нарушенной. Например, выплата арендодателю процентов за просрочку внесения арендной платы не освобождает арендатора от погашения неуплаченных арендных платежей.

Меры юридической ответственности применяются исключительно на основании фактов противоправного поведения, определенных в законе.

Юридическая ответственность по своей сути является негативным последствием совершения лицами противоправных деяний. Вместе с тем, меры юридической ответственности возлагаются только при условии прямого указания на это в законе. Если нарушение нормы права не подразумевает возникновение юридической ответственности, следовательно, здесь должны применяться иные меры государственного принуждения.

Меры юридической ответственности носят межотраслевой характер.

Комплексный правовой институт юридической ответственности включает в себя нормы разных отраслей права. Нормы, предусматривающие уголовно-правовую ответственность, содержатся в уголовном праве; положения о дисциплинарной ответственности закрепляются в трудовом праве и т. д. Соответственно, меры юридической ответственности нельзя отнести ни к одной из отраслевых форм государственного принуждения, они наступают за нарушение норм, относящихся к различным отраслям права, и получают свою «правовую прописку» в разнообразных источниках.

Меры юридической ответственности могут быть возложены как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Исключительными полномочиями по возложению мер уголовноправовой ответственности наделены суды общей юрисдикции. Во внесудебном порядке возлагаются меры дисциплинарной ответственности. Что касается иных мер ответственности, то их возложение возможно и в судебном, и во внесудебном порядке.

Применение мер юридической ответственности может сопровождаться применением иных мер государственного принуждения.

Помимо негативных лишений, составляющих основу юридической ответственности, к правонарушителям (в случаях специально установленных в законе) могут применяться иные меры государственного принуждения. Например, к лицу, которое привлекается к уголовной ответственности, дополнительно может быть применена конфискация - принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора определенного имущества.

После применения мер юридической ответственности возможно возникновение особых правовых последствий для правонарушителя.

К подобного рода последующим правовым последствиям можно отнести: а) судимость (определенный период времени, который начинает течь со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости - ст. 86 УК РФ); б) срок, в течение, которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ); в) срок, в течение которого работник считается подвергнутым дисциплинарному взысканию (ст. 194 ТК РФ). Перечисленные сроки учитываются при рецидиве правонарушения и назначении санкции для лица (влекут более суровое наказание). Примером иного правового последствия будет являться запрет для ранее судимого гражданина поступить на службу в органы прокуратуры.

В отношении отдельных мер юридической ответственности у правонарушителя имеется возможность реализовать их самостоятельно при отсутствии прямого вмешательства государства.

Традиционно наибольшую сложность вызывает вопрос о соотношении мер юридической ответственности и мер защиты. Для них характерна правовосстановительная направленность и схожие способы принудительного обеспечения. Более того, в литературе высказываются точки зрения, согласно которым меры защиты входят в состав мер юридической ответственности.

Основной критерий, позволяющий различить эти меры государственного принуждения, - функциональный. Меры защиты по своему назначению и содержанию призваны восстановить нарушенное либо оспоренное право, и объем их применения ограничивается объемом нарушенного субъективного права. Они не порождают у правонарушителей дополнительных обязанностей. Например, отказ бывшего супруга выплачивать алименты на несовершеннолетнего ребенка может повлечь обращение его бывшей супруги-опекуна в суд и последующее вынесение судебного решения о принудительном взыскании алиментов на содержание ребенка. На основании судебного решения у супруга не появляется новой обязанности (т. к. обязанность содержать своих несовершеннолетних детей возникает у родителей на основании закона), но он понуждается со стороны компетентного органа (Федеральной службы судебных приставов) исполнить свою обязанность. В отличие от мер защиты, меры юридической ответственности связываются с возложением дополнительных негативных обязанностей на правонарушителя. Так, совершение умышленного убийства лицом создает у последнего обязанность претерпеть наказание в виде лишения свободы на определенный срок. Или несвоевременное выполнение обязательства исполнителем (перевезти груз, построить здание), которое повлекло дополнительные убытки для заказчика, порождает у последнего право обратиться в суд за их принудительным взысканием. Обязанность исполнителя (подрядчика) возместить убытки, причиненные ненадлежащим выполнением обязательства, является дополнительной обязанностью, которая выходит за объем его основной обязанности - выполнить обязательство.

Добровольное исполнение нарушителем обязанности претерпеть меры государственного принуждения (выплатить неустойку, проценты за пользование чужими денежными средствами и т. д.) часто относят к числу мер защиты. Это не совсем верно, поскольку правонарушитель, исполняя свою обязанность претерпеть негативные лишения, фактически реализует субъективную юридическую ответственность. Отказ от добровольной реализации такой обязанности повлек бы действия компетентных органов, направленные на принудительное исполнение обязанности.

Таким образом, юридическая ответственность входит в систему мер государственного принуждения и является одним из наиболее специфичных ее элементов.

 

[1]

См., например: Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций : в 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 377.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.06.2017)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%