Общество, являясь частью окружающего мира, представляет собой сложную и целостную биосоциальную систему в которой основное место занимают люди, наделенные волей и сознанием. Люди, руководствуясь определенными идеями, представлениями, переживаниями, чувствами вступают в общественные отношения для реализации своих прав, интересов, потребностей, тем самым осуществляя сознательно-волевые действия и взаимодействия с другими субъектами правоотношений (государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами и т. д.). В современном обществе большинство отношений регулируется нормами позитивного права, поэтому реализуя свои жизненные интересы и потребности, человек естественно сталкивается с правовыми предписаниями, которые устанавливают правила и пределы его поведения в обществе, его субъективные права, юридические обязанности и ответственность. Поэтому человеческое сознание не может оставаться безучастным, равнодушным, пассивным к содержанию (смыслу) воздействующих на него правовых норм, оно формирует определенное отношение к праву и к его разнообразным проявлениям - правовое сознание. В юридической науке правовое сознание рассматривается как одна из форм общественного сознания, которое формирует у человека ценностное отношение к праву и окружающей его правовой действительности.
При изучении правосознания в юридической науке исследуются такие вопросы, как сущность правосознания, его структура, функции, соотношение с правом, влияние правосознания на правовое поведение и воспитание человека.
Правосознание - это совокупность идей, теорий, чувств, взглядов, эмоций и т. п., в которых выражается отношение людей к действующим юридическим нормам (позитивному праву) и существующим правовым явлениям (правотворчеству, правоприменению, правоотношениям, правовому поведению, юридической ответственности и т. д.).
По мнению А. Б. Венгерова: «Правосознание можно определить как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву - этому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы»[1].
Т. Н. Радько определяет правосознание как «... форму общественного сознания, представляющую систему правовых взглядов, понятий, идей и чувств, основанных на знании права и других правовых явлений, выражающая их оценку и содержащая новые правовые требования»[2].
Л. А. Морозова считает, что «В самом общем виде правосознание - это отношение к праву. В более развернутом определении правосознание характеризуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере»[3].
Наряду с правосознанием в обществе существуют политическое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и другие виды сознания, которые выражают отношение людей, их взгляды и чувства к политике проводимой государством, духовно-нравственному состоянию в обществе и другим сферам общественной жизни. Правосознание может испытывать на себе воздействие этих форм общественного сознания, вступая с ними во взаимодействие и определяя дальнейшую мотивацию поступков человека в обществе. Наиболее тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания, т. к. человеческие представления о добре и зле, правде и лжи, произволе и справедливости лежат в основе формирования правовых взглядов. Падение уровня нравственного сознания непременно влечет за собой и снижение уровня правосознания, что выражается в пренебрежительном отношении к праву, возникновению правового нигилизма, совершению правонарушений.
Правосознание основано на нормах права, поэтому в отличие от политического, нравственного, религиозного и иных видов общественного сознания представляет собой более четкую, определенную и жесткую систему взглядов, теорий и представлений.
С учетом приведенных определений и анализа юридической литературы, можно выделить следующие признаки правосознания:
отражение в правосознании права и тесно связанных, с ним правовых явлений, которые образуют правовую сферу общественной жизни (система законодательства, правотворчество, правоприменение, юридическая ответственность и т. д.);
правосознание отражает правовую действительность посредством специальных юридических понятий, категорий, конструкций и т. д. (например, правовые знания, правовые эмоции, правовые установки, индивидуальное правосознание и др.);
способность к прогнозированию и предопределению правовой действительности, т. к. в правосознании может отражаться тенденции к дальнейшему развитию правоотношений;
взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждая из которых может оказывать влияние на правосознание через свои ценности, понятия и категории. Как уже было сказано выше, наиболее тесная связь существует между правовым сознание и нравственным сознанием, для религиозных правых систем характерно взаимодействие правосознания и религиозного сознания;
способность оказывать воздействие на изменение правовой действительности и другие социальные процессы (например, общество и граждане могут позитивно относиться и активно поддерживать антикоррупционные реформы, но саботировать пенсионную реформу, выходя на акции массового протеста, что естественно оказывает влияние на правотворческий процесс и складывающуюся юридическую практику);
правосознание носит оценочный характер. Правовое сознание определяет, прежде всего, какими должны быть действующие правовые нормы. С этой целью оно соотносит нормы права с реально существующими общественными отношениями, правами и интересами нации, социальных групп, конкретной личности. Результатом процесса подобной оценки является установление людьми соответствия действующих норм права, предъявляемым обществом требований и формирование дальнейших целей, мотивов их поведения;
правосознание имманентно (внутренне присуще) многим субъектам права: обществу, социальным группам, должностным лицам, гражданам и др.;
правосознание тесно связано с правовой культурой и культурой общества в целом, оказывая влияние на их развитие;
правосознание является источником права в идеологическом смысле, то есть правовая норма изначально возникает в правосознании ввиде правой идеи, образа, концепции, эмоции, а затем находит свое закрепление в нормативных правовых актах, юридических прецедентах и других источниках права в формально-юридическом значении.
Правосознание представляет достаточно сложное явление, имеющую свою внутреннюю структуру. В литературе по теории государства и права традиционно принято выделять в структуре правосознания два элемента: правовую психологию и правовую идеологию.
Правовая психология - это отношение к праву на эмоциональном уровне, то есть совокупность чувств, настроений, ощущений, представлений и иллюзий, связанных с правовыми явлениями, существующими в обществе. Она формируется на основе жизненного опыта, под влиянием правовых знаний, в результате общения с другими людьми. Можно отметить определенную тенденцию, что чем выше уровень правовых знаний, тем выше уровень правосознания личности (например, ученые-юристы, судьи, прокуроры, следователи и другие лица, обладающие юридическим образованием, характеризуются более высоким правосознанием, чем обычные граждане).
В правовой психологии многими исследователями выделяются ряд элементов (компонентов) носящих устойчивый или неустойчивый характер.
К устойчивым элементам обычно относятся правовые знания, соблюдение обычаев(традиций), способность к самооценке своих поступков на предмет соответствия их требованиям норм права.
К неустойчивым элементам правовой психологии относят настроения, формирование которых носит стихийный характер, но которыми можно руководить при осуществлении тех или иных действий (например, нежелание платить населением налоги, коммунальные платежи является вполне преодолимым при наличии у граждан чувства ответственности, совести, стыда и др.).
Правовая идеология представляет собой систему идей, взглядов, концепций, теорий, принципов выражающих непосредственное отношение и оценку права и окружающей правовой действительности.
По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким осмыслением, познанием права, т. к. поскольку не ограничивается только эмоциональным его восприятием, а проникает в природу его возникновения и сущность, оценивает содержание составляющих его юридических норм и закономерностей развития правоотношений, определяет, посредством каких приемов, средств, методов обеспечит эффективное правотворчество и реализацию права.
Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения (Н. Л. Г ранат).
В. М. Сырых полагает, что правовую идеологию разрабатывают прежде всего политические партии на основе учета интересов отдельных классов и слоев населения, которые представляет соответствующая партия. Однако эта точка зрения не разделяется большинством ученых-правоведов, которые считают его достаточно узкой и односторонней, т. к. правовая идеология разрабатывается в первую очередь не политическими партиями, а юридической наукой и юридической практикой.
Правовая идеология и правовая психология тесно взаимосвязаны между собой и не существуют обособленно друг от друга.
Те или иные правовые концепции, теории, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп, общества в целом, но и в свою очередь чувства, эмоции ученых, юристов-практиков оказывают влияние на разработку ими правовых доктрин, концепций, теорий, принципов.
Некоторые ученые, помимо названных компонентов, выделяют еще один компонент правосознания - поведенческий. Чаще всего он рассматривается применительно к правосознанию личности и включает в себя: правовую установку, ценностную ориентацию человека, готовность к деятельности в правовой сфере, цель, мотив, привычку, убеждение, правовую активность. На поведенческий элемент правосознания большое влияние оказывают социальная среда, взаимодействие больших и малых социальных групп, практическая деятельность индивида[4].
Отдельные исследователи (В. К. Бабаев, А. В. Поляков, М. М. Рассолов и др.) выделяют такие элементы правосознания, как информационный, оценочный и волевой. По их мнению, информационный элемент характеризует правосознание с точки зрения определенного объема информации о праве и других правовых явлениях действительности, поскольку без информации о праве не может быть и соответствующего отношения к нему. Оценочный элемент характеризует правосознание с точки зрения отношения людей к праву. Получив определенную информацию о праве, человек каким-то образом относится к нему, оценивает его, сопоставляет с собственными ценностями. Это приводит к формированию соответствующих мотивов поведения в правовой сфере. На основе информационного и оценочного элементов формируется волевой элемент правосознания, который характеризует психологическую направленность, готовность человека действовать определенным образом в правовой сфере[5].
Виды правосознания. Правовое сознание как сложное правовое явление, отражающее субъективное отношение людей к праву имеет несколько разновидностей. В юридической науке вид правового сознания принято разделять по следующим основаниям.
По субъектам (носителям) правосознания выделяют три его вида: индивидуальное, групповое, общественное.
Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием различных факторов объективного и субъективного характера (образование, жизненный опыт, определенные обстоятельства и ситуации, взаимоотношения с государственными органами, другими гражданами). Содержанием индивидуального правосознания выступает совокупность взглядов, представлений, знаний, переживаний, чувств выражающих отношение человека к праву и правовым явлениям.
Групповое (коллективное) правосознание - это правосознание социальных общностей, групп и коллективов людей, обладающих общими правами, интересами (потребностями) и схожим отношением к правовой дей
ствительности (например, правосознание судей, прокуроров, врачей, молодежи, женщин, пенсионеров и т. д.).
Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2009. С. 212.
учебное пособие.
Общественное правосознание - это совокупность взглядов, представлений, знаний, чувств, эмоций сложившихся в том или ином обществе и выражающих его отношение к праву. Общественное правосознание обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием. Вместе с тем оно оказывает на них свое непосредственное воздействие, прививая человеку или социальной группе определенные правовые ценности и принципы (например, уважение прав и свобод личности, законность, равноправие и т. д.).
Поэтому индивидуальное, групповое, общественное правосознание соотносятся между собой как единичная, особенная и общая категории.
В юридической литературе выделяется и такой вид правосознания, как массовое правосознание. Единообразного понимания этот вид правосознания не получил. Одни ученые отождествляют его с обыденным правосознанием, другие исследователи - с общественным, третьи считают его самостоятельной разновидностью правосознания, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрация, бунтующая толпа)[6], четвертые рассматривают его как обыденное правосознание, поскольку основная масса членов общества имеет самые общие, подчас весьма поверхностные представления о праве и других правовых явлениях (отождествляя понятие «массовое правосознание» и «массовая культура»)[7].
Однако данный вид правосознания выделяется и признается далеко не всеми учеными-правоведами, т. к. его существование ставится под сомнение в силу противоречивости и отсутствия единообразного подхода в понимании данного понятия. По мнению автора, массовое правосознание - это разновидность группового правосознания, где отношение к праву со стороны членов определенной социальной группы (общности) носит менее обобщенный и осознанный характер.
По уровню (глубине познания правовой действительности) правосознание делится на обыденное, научное и профессиональное.
Обыденное (эмпирическое) правосознание формируется под влиянием конкретных условий, личного опыта и практических знаний о праве. В обыденном правосознании правовая психология доминирует над правовой идеологией, то есть эмоциональное восприятие преобладает над рациональным подходом. Поэтому обыденное правосознание носит в целом стихийный, поверхностный, эмоционально выраженный характер, не проникая в сущность права и окружающей правовой действительности.
Научное (теоретическое) правосознание складывается на основе научных знаний, научных исследований и анализа правовых явлений, изучения юридической практики. Его содержанием выступают различные научные теории, концепции, учения, которые отражают уровень и характер правовой действительности. Научное правосознание свойственно в основном ученым-юристам.
Профессиональное правосознание представляет собой правовые знания, умения и навыки юристов: судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов и других лиц, осуществляющих практическую деятельность в области права. Оно включает в себя не только специальную юридическую подготовку и глубокое знание тех или иных отраслей права, но и понимание значения законности и правопорядка в жизни государства, общества, личности. Это означает, что профессиональное правосознание основано на приоритете правовой идеологии, рациональной оценке права как необходимого и полезного для социального явления, обеспечивающего устойчивое и стабильное развитие общества.
Свое выражение и проявление в обществе правосознание осуществляет через функции.
Функции правосознания - это основные направления его воздействия на общественные отношения и поведение человека.
Функциями правосознания являются: познавательная, оценочная, регулятивная, прогностическая, воспитательная, моделирования.
Познавательная (гносеологическая) функция выражается в приобретении человеком определенных юридических знаний в процессе его интеллектуальной, мыслительной деятельности. Данная функция способствует расширению знаний человека, повышению его уровня юридической подготовки.
Оценочная функция позволяет человеку составить представления об основных сторонах правовых явлений в обществе, а именно: а) о характере, направленности, обоснованности законодательства; б) об уровне выполнения законов и подзаконных актов гражданами, должностными лицами, органами и организациями; в) о деятельности правоохранительных органов по защите прав гражданина, борьбе с правонарушениями; г) о своем собственном правовом положении и поведении в области права.
Регулятивная функция правосознания выражается в оказании им влияния на поведение человека и регулирования его действий с точки зрения правомерности. Она представляет собой сложное явление, которое включает в себя интеллектуальное, эмоциональное, волевое содержание и характеризуется как прав установка.
Функция прогнозирования позволяет предвидеть развитие права, правотворчества, правоприменения, правоотношений и других правовых
явлений (процессов), определяя оптимальную модель правового регулирования.
Воспитательная функция направлена на воспитание внутренней потребности индивида, социальных групп, общества соблюдать правовые предписания, уважать общепризнанные правовые ценности, противодействовать и пресекать любые проявления неправомерного поведения.
Функция моделирования выражается в том, что правосознание, как творческая умственная деятельность, предоставляет возможные конструкции вновь создаваемого права, возможности совершенствования действующего и тем самым моделирует правовую систему. На основании этой модели в последующем законодатель создает реальное право, принимая разработанные и предложенные учеными, юристами-практиками проекты законодательных и иных нормативных правовых актов[8].
Правосознание формируется у человека под воздействием различных внешних и внутренних факторов обусловленных процессами общения, обучения, воспитания, практической деятельности и т. д. Влияние данных факторов на правосознание может носить не только позитивный, но и негативный характер, приводя к его существованию в деформированном виде.
Деформация правосознания представляет собой искажение психологического (интеллектуально-эмоционального) отражения человеком правовой действительности в виде обобщенных понятий, образов, принципов, и приводящее к их неправильному пониманию либо отрицанию.
Деформация правосознания может принимать следующие формы:
правовой инфантилизм, выражающийся в несформированности правового сознания, вследствие отсутствия или недостаточности знаний о праве;
правовой нигилизм, выражающийся в отрицании необходимости существования права и сознательно-волевом игнорировании выполнения правовых предписаний;
правовой идеализм (фетишизм), выражающийся в идеализировании роли права как социального регулятора и признания за ним возможности регулирования абсолютно всех общественных отношений.
Наибольшую опасность для общества представляет правовой нигилизм, который выражен в отрицании социальной и личностной ценности права, отношении к нему как к малозначительному и неэффективному регулятору общественных отношений, допустимости совершения правонарушений.
В юридической науке выделяют следующие общие и наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:
во-первых, его подчеркнуто демонстративный, конфронтационноагрессивный и неконтролируемый характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;
во-вторых, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от «верхушечных», «элитарных» до бытовых;
в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм и автаркизм;
в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;
в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой систем, сменой образа жизни[9].
Преодоление правового нигилизма возможно только в результате проведения комплексных действий со стороны граждан, общественных и государственных организаций (например, принятия качественных законов, осуществление справедливого правосудия, повышения роли общественных организаций в защите законных прав, правовое просвещение граждан, правовая пропаганда правомерного поведения, эффективная борьба и предупреждение преступности и, конечно же, повышение уровня образования и культуры населения).
Наряду с правовым нигилизмом существует и другая крайняя форма деформации правосознания - правовой идеализм (фетишизм), выраженный в признании за правом сверхъестественных возможностей в регулировании общественных отношений.
Люди, страдающие правовым идеализмом (в большинстве случаев - это крупные политические деятели, руководители высших государственных органов, депутаты, ученые, юристы и даже обычные граждане) полагают, что достаточно принять закон, по тому или иному вопросу, и все существующие проблемы в обществе будут решены. Тем самым правосознание этих лиц недооценивает роль экономических, политических, духовнонравственных, культурных, религиозных факторов, напрямую несвязанных с правом, но оказывающих значительное воздействие на его реализацию. Кроме того, большинство отношений (например, межличностного, семейного, бытового, национального, культурного и иного характера) не всегда требуют государственно-правового вмешательства, т. к. относятся к приватной (частной) сфере. Поэтому всегда существует угроза, что правосознание лиц, допускающих регулирование указанных отношений нормами позитивного права, может привести только к нарушению субъективных прав граждан (право на отдых, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на доступ к информации и т. д.) и возникновению элементов тоталитаризма (авторитаризма) в управлении обществом.
[1] Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 560.
[2] Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 626.
[3] Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. М., 2010. С. 461.
[4] Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. М., 2010. С. 463.
[5] Теория государства и права : учебник / под ред. В. К. Бабаева. М, 2005. С. 304-305.
[6]
[7] Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права Иркутск, 2008. С. 505.
[8] Власов В. И. Теория государства и права : учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 367.
[9] Донченко Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. № 6. С. 17.
|