Правовая культура - это одна из форм общественной культуры (от лат. cultura - возделывание, воспитание), существующая наряду с политической, нравственной, религиозной и другими формами культуры.
Научные взгляды о культуре в юридической литературе являются неоднозначными и обычно сводятся к трем подходам: 1) антропологическому, 2) социологическому, 3) философскому. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех материальных и нематериальных благ, созданных человеком и не являющихся результатом природных процессов. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей, созданных в обществом и культура выступает как компонент общественной жизни. И наконец, при философском взгляде культура рассматривается как объективно существующее явление среди социальных и природных явлений, выделяемых аналитически и обычно не связанных с общественным развитием.
Среди ученых-правоведов наибольшую популярность приобрел антропологический и социологический подходы, когда культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих уровень развития общества.
Правовая культура, являясь одной из разновидностей общественной культуры, также исследуется с учетом антропологического и социологического подходов.
В юридической науке принято рассматривать правовую культуру в
щироком и узком смыслах.
В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание и др. В этом смысле правовая культура очень близка к понятию «правовая система».
В узком смысле правовая культура рассматривается учеными как совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании[1]
Отсутствие единообразного понимания правовой культуры привело к созданию в научной и учебной литературе по теории государства и права множества дефиниций этого правового явления.
Например, В. М. Баранов, Р. К. Русинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко считают, что «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека» [2].
В свою очередь, Г. Т. Чернобель указывает, что «Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение»[3].
По мнению Н. Я. Соколова: «Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению»[4].
Однако большинство ученых придерживаются мнения, что правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества.
По мнению автора, правовую культуру можно определить как совокупность всех правовых ценностей, созданных человеком в различных сферах общественных отношений, которые отражают уровень и характер правового развития общества и личности.
В числе наиболее существенных признаков правовой культуры можно выделить:
правовая культура носит аксиологический характер, т. к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, т. е. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;
правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры;
правовая культура является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (С. С. Алексеев);
правовая культура - это разновидность общественной культуры. Вместе с тем она обладает самостоятельностью и обособленностью в культуре общества, т. к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры;
правовая культура тесно связана с нравственной культурой, т. к. во многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность;
правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом (Л. А. Морозова)[5].
Среди ученых-правоведов юристов нет и однозначного мнения относительно структуры правовой культуры.
Например, В. П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов[6].
В. И. Власов в качестве элементов структуры правовой культуры рассматривает культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры)[7].
А. П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, то есть насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей; 3) уровень развития всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества[8].
Таким образом, с учетом существующих мнений структуру правовой культуры можно условно разделить на три части (блока):
познавательный (гносеологический, информационный);
ценностно-ориентационный;
деятельностный (поведенческий).
Познавательный (гносеологический, информационный) «блок» включает правовую информированность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведения людей и их социальных групп, формирующих их правосознание.
Ценностно-ориентационный (аксиологический) «блок», который составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направленность правовых действий, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформировавшегося правосознания.
Деятельностный (поведенческий) «блок» содержит устойчивые формы правомерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей.
В правовой культуре принято выделять три уровня ее развития: обыденный, профессиональный и научный (доктринальный).
Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта у индивидов. Обыденная правая культура имеет стихийный, поверхностный и эмоционально окрашенный характер.
Профессиональный уровень правовой культуры - это более высокий уровень развития правовой культуры, который складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников
правоохранительных органов. Юристы обладают высоким уровнем правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно владеют правовыми навыками и умеют эффективно использовать право, для достижения в обществе законности и правопорядка. Правовая культура юристов основывается на осознании ценности и практической значимости права и связанных с ним правовых явлений, процессов, институтов в жизни общества (на профессиональном правосознании).
Научный (доктринальный, теоретический) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых, философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейнотеоретический источник права. Научный уровень правовой культуры представляет высший уровень ее развития, т. к. не ограничен знаниями юридической практики и рамками отдельных отраслей права, а основывается на всестороннем знании и исследовании всех процессов и явлений правовой действительности общества.
В литературе по теории государства и права выделяют также формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют индивидуальную правовую культуру (правовую культуру личности), групповую правовую культуру и общественную (социальную) правовую культуру.
Индивидуальная правовая культура характеризуется уважительным отношением индивида к праву, достаточным уровнем правовой информированности, его правомерным поведением.
Групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам (молодежи, юристам, врачам, пенсионерам и др.) напрямую зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.
Общественная правовая культура представляет совокупность созданных обществом правовых ценностей и охватывает все виды поведения и действий субъектов права, связанных с вступлением их в правоотношения, а также и использованием нормативных и индивидуальных правовых средств регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня общественного правосознания, культурного и образовательного уровня населения, состояния и характера законодательства, качества правотворчества, эффективности реализации права, деятельности правоохранительных органов и устойчивости существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической и иными видами культуры населения.
Правовая культура выполняет несколько функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.
Познавательная (познавательно-преобразовательная) функция правовой культуры заключается в осмыслении имеющихся правовых ценностей и знаний, достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества, т. к. призвана оптимально согласовать общественные, групповые и личные интересы; создать предпосылки для
достойной жизни и развития человека; обеспечить ему социальную справедливость, гуманизм, политическую и экономическую свободу.
Регулятивная (праворегулятивная) функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка. Регулятивная функция осуществляется посредством реализации правовых и других социальных норм. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.
Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в формировании поведения субъектов права, законности, правопорядка и законодательства через общепризнанные правовые ценности, путем их оценки с образцами и стандартами поведения, основанными на идеалах демократии, справедливости, гуманизма, гарантированности прав и свобод личности ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате нормативноценностной функции одни явления и процессы правовой действительности получают одобрение, другие подвергаются критике, что приводит к их изменению или отмене обществом.
Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена на формирование правовых качеств личности посредством правового воспитания, правового просвещения, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания. Формирования у человека индивидуальной правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.
Коммуникативная функция правовой культуры способствует общению индивидов в правовой сфере, согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает преемственность правовых знаний между поколениями. Коммуникативная функция реализуется в правоотношениях, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации и телекоммуникации, науку, искусство.
Прогностическая функция правовой культуры охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы. Помогает выбрать оптимальные приемы, способы, средства для достижения правовых целей, нахождение новых правовых ценностей, качеств и свойств.
[1] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 436.
[2] Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. М., 2001. С. 307.
[3] Теория государства и права / под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 2003. С. 220.
[4] Теория государства и права / под ред М. М. Рассолова. М., 2004. С. 517.
[5]
Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. М., 2010. С. 468.
[6] Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2004. С. 631.
[7] Власов В. И. Теория государства и права : учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов н/Д : Феникс, 2002. С. 371.
[8] Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2009. С. 214215.
|