Преодоление деформации правового сознания и особенно правового нигилизма, повышение общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, формирование в обществе правовых установок, представлений, взглядов направленных на уважительное отношение к праву, законности и правопорядка, обуславливает необходимость проведения со стороны государства, общественных организаций, коллективов граждан и иных институтов гражданского общества специфичного вида деятельности, которая в юридической литературе получила наименование «правовое воспитание».
В научной и учебной литературе теории государства и права приводится множество определений рассматриваемого понятия.
632
Например, М. М. Рассолов определяет правовое воспитание как «... процесс воздействия на сознание личности, групп людей, общества в целом в целях превращения правовых идей и требований норм права в личные убеждения граждан, в норму повседневного их по ведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активно
сти»
По мнению Т. Н. Радько: «правовое воспитание - это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах»[1] [2].
А. Б. Венгеров указывает, что правовое воспитание - это целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Своим адресатом правовое воспитание имеет граждан, должностных лиц. С учетом новой важной социальной роли средств массовой информации особое значение приобретает правовое воспитание журналистов»[3].
Таким образом, представляется возможным определить правовое воспитание как целенаправленную систематическую деятельность государственных органов, общественных организаций, граждан и их коллективов по формированию и повышению правового сознания, и правовой культуры личности, для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений, соблюдения в обществе законности и правопорядка.
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением, но эти понятия не следует отождествлять. Это обусловлено тем, что правовое
воспитание оказывает воздействие на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сферы сознания личности. В то время как правовое обучение носит информационно-правовой и познавательный характер, воздействуя главным образом на интеллектуально-волевую (когнитивнорациональную) сферу правового сознания личности. Тем не менее, правовое воспитание неотделимо от правового обучения, поэтому при проведении различных мероприятий по повышению правосознания, и правовой культуры индивидов, их групп или общества в целом, эти правовые категории всегда выступают единым и слитным образованием.
Общей целью правового воспитания является формирование политически активной, высоконравственной личности, обладающей высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.
К специальным целям правового воспитания личности как определенного вида деятельности компетентных субъектов можно отнести формирование у индивида:
системы правовых знаний;
правовой убежденности;
мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения.
Цели получают свою конкретизацию в задачах правового воспитания, каковыми являются формирование:
знаний основных предписаний правовых норм, правильном понимании их смысла и содержания;
глубокого внутреннего уважения к праву, законам, правосудию, правам и интересам других граждан, правопорядку;
умения самостоятельно применять правовые знания на практике;
привычки правомерного поведения в соответствии с приобретенными правовыми знаниями;
на эмоционально-чувственном и сознательно-волевом уровне негативного отношения к нарушениям правовых норм.
Реализация указанных целей и задач предусматривает
использование определенного набора форм, средств и методов правового воспитания, образующих его организационно-методологический механизм.
Формами правового воспитания выступают: правовое просвещение, правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, правовое самовоспитание.
В числе средств и методов правового воспитания и соответственно правового обучения находят применение: беседы, семинары, лекции, круглые столы, народные университеты правовых знаний, издание юридической и справочно-консультативной литературы, студенческие
факультативы, в рамках которых студенты юридических вузов
привлекаются к обучению основам права школьников средних и старших классов, тематические вечера по правовым вопросам, деятельность юридических клиник для граждан при юридических вузах, использование социальной рекламы правовой тематики, приглашение известных юристов и представителей правозащитных организаций в общеобразовательные и иные учебные заведения для передачи и разъяснения правовых знаний.
По мнению А. Б. Венгерова: «идеал правового воспитания - это юридическое всеобщее обучение»[4]. Представляется, что главным является не обучение всех граждан правовым знаниям, а создание у населения определенного «правового менталитета», основанного на уважении норм права, прав и свобод человека и гражданина, чувстве личной ответственности при использовании субъективных прав и исполнении юридических обязанностей, как необходимых условий и предпосылок для дальнейшего развития гражданского общества и правового государства.
[1] Рассолов М. М. Теория государства и права : учебник для вузов. М., 2010. С. 630.
[2] Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 632.
[3] Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 573.
[4] Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 573.
|