В отечественной юридической литературе существуют разные мнения к определению понятия «правопорядок». Некоторые из них носят концептуальный характер. Так, в частности, можно выделить следующие концепции понимания правопорядка.
1. Концепция «правопорядок - система правоотношений». Этой концепции придерживаются, например: П. Е. Недбайло, Л. И. Спиридонов, Н. А. Стручков, И. Ф. Рябко[1].
Правопорядок в данном случае рассматривается как система правоотношений, которые выступают показателем упорядоченности общественных отношений. Однако правопорядок нельзя отождествлять с правоотношениями, т. к. правопорядок это не сами общественные отношения, урегулированные нормами права, а состояние их упорядоченности, сбалансированности.
Концепция «правопорядок - состояние упорядоченности общественных отношений на основе права, законности». Указанной концепции следуют, например, А. М. Васильев, П. М. Рабинович, И. С. Самощенко, Б. Г. Баланик, Ю. А. Соколов, С. С. Алексеев[2]. Указанный подход акцентирует внимание главным образом на упорядоченности общественных отношений, поведения людей правовыми нормами.
Концепция «правопорядок - это упорядоченность общественных отношений, выраженная в правомерном поведении». Указанную концепцию отстаивают, например, Г. С. Котляревский, А. Б. Лисюткин, В. Н. Казаков[3]. Здесь правопорядок представляется как некое идеальное образование - за его пределами остаются все противоправные явления. Правопорядок характеризуется как результат неукоснительной реализации
юридических норм, исключительно правомерного поведения субъектов права.
Концепция «правопорядок - режим законности». Отдельные авторы (например, А. И. Денисов, М. С. Строгович) под правопорядком понимают прочный и устойчивый режим законности[4]. Однако, определяя правопорядок как режим законности, данный подход лишает правопорядок самостоятельного содержания и, по сути, сводит правопорядок к законности. Между тем, законность и правопорядок представляют пусть взаимосвязанные, но различные явления. Режим законности - это условия, при которых субъектами права реализуются предписания правовых норм, а не результат этой реализации. Правопорядок же - это наоборот результат, состояние, итог реализации норм права (законов) в режиме законности. Одним словом, законность обеспечивает исполнение законов, а правопорядок - это результат такого исполнения.
Поэтому, по мнению автора, представляется неверным отождествление правопорядка с другими правовыми категориями как-то «правоотношение», «законность» или «правомерное поведение», каждое из которых представляет собой самостоятельное правовое явление.
Таки образом, можно поддержать позицию А. М. Васильева, П. М. Рабиновича, И. С. Самощенко, Б. Г. Баланика, Ю. А. Соколова, С. С. Алексеева и определить правопорядок как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности, выраженное в реализации юридических норм и индивидуально-правовых предписаний субъектами права путем их правомерного поведения.
В современной юридической литературе «концепция правопорядка как состояния упорядоченности общественных отношений, на основе права и законности» нашла широкое признание и поддерживается большинством ученых-правоведов (например, В. С. Афанасьевым, А. С. Шабуровым, В. И. Власовым, В. И. Гойман-Червонюком, Н. А. Пьяновым и др.).
В юридической науке отмечается, что правопорядок как сложное правовое явление имеет двойную природу. С одной стороны, его рассматривают как «цель» правового регулирования, т. е. порядок к которому стремится общество, основанный на праве и законности (в этом смысле он представляет собой реализованную законность). С другой стороны, правопорядок представляет собой «результат» правового регулирования, то есть понимается как фактическое состояние урегулированности нормами права существующих общественных отношений.
647
С учетом сказанного, можно обозначить наиболее существенные признаки правопорядка:
правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, жизни общества;
правопорядок - это порядок в обществе, основанный на праве, т. е. предусмотрен нормами позитивного права;
правопорядок основан на законности, которая выступает необходимым условием его существования;
правопорядок - это результат фактической реализации правовых норм и индивидуально-правовых предписаний;
правопорядок обеспечивается правомерным поведением всех субъектов права;
правопорядок обеспечивается, защищается и гарантируется государством.
Правопорядок осуществляется с соблюдением ряда принципов, которые составляют основу его содержания. К их числу относится:
Единство. Предполагает, что правопорядок носит универсальный (единый) характер на всей территории страны, что достигается осуществлением единообразного правового регулирования общественных отношений со стороны государства, с учетом принципов единства законности, единства государственной власти и др. Любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются государственным принуждением.
Определенность. Правопорядок основывается на нормах права, которые обладают признаком формальной определенности. Поэтому их реализация обеспечивает определенность (четкость, ясность) в упорядочении общественных отношений.
Системность. Означает, что правопорядок представляет собой систему урегулированных правом (системой норм позитивного права) общественных отношений, а не совокупность отдельных правоотношений, «разрозненных актов поведения людей»[5].
Организованность. Правопорядок носит не стихийный, хаотичный, спонтанный характер, а возникает в результате спланированной и организованной деятельности государства в лице его государственных органов или иных уполномоченных субъектов.
Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается и защищается государством, в т. ч. мерами государственного принуждения. Охрана правопорядка является важнейшей функцией государства, осуществляемая его правоохранительными органами.
Устойчивость. Существующий в обществе правопорядок, носит стабильный и устойчивый характер, что достигается профессионализмом
правотворческих органов, качеством действующего законодательства и эффективной деятельностью правоохранительных органов, правосудия, адекватно реагирующих, на любые попытки нарушения правопорядка.
Правопорядок не следует отождествлять с общественным порядком. Термин «общественный порядок» очень часто встречается в законодательстве (особенно в административном и уголовном), а также в нормативных актах, регламентирующих деятельность судов, прокуратуры, органов внутренних дел и иных правоохранительных органов. В юридической литературе принято рассматривать его в широком и узком значениях, что связано со смыслом, который вкладывается в него законодателем.
В широком значении (смысле) общественный порядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве, морали, обычаях, религии и действии других социальных регуляторов, выраженное в реализации всех социальных норм участниками общественных отношений. В данном случае правопорядок выступает частью общественного порядка, т. к. основывается на реализации норм права, которые являются разновидностью социальных норм. Поэтому общественный порядок и правопорядок соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное.
В узком значении (смысле) общественный порядок понимается как состояние упорядоченности поведения людей в общественных местах, т. е. на улицах, в транспорте, парках, скверах, рынках, площадях, магазинах, ресторанах, кафе, остановках общественного транспорта и др. В данном смысле термин «общественный правопорядок» имеет узконаправленное применение и используется достаточно редко, в частности юридической квалификации правонарушений (например, Раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ содержит составы преступлений, посягающие на общественный порядок: вандализм, хулиганство, массовые беспорядки и др.)
Таким образом, правопорядок - это та часть общественного порядка (в широком смысле), которая образуется в результате действия правовых норм.
Общественный порядок и правопорядок взаимообусловлены, тесно связаны между собой и опираются на общие закономерности социального развития. Однако между ними есть существенные различия:
они отличаются своей нормативной основой. Для создания общественного порядка требуется реализация всех социальных норм, для правопорядка достаточно реализации только правовых норм;
они не совпадают по своей социальной основе, т. к. правопорядок является отражением системы существующих правоотношений, а общественный порядок показывает состояние урегулированности всех общественных отношений;
они отличаются по происхождению. Общественный порядок появляется с возникновением человеческого общества, а правопорядок возникает вместе с государством и правом;
они различаются по механизму обеспечения: общественный порядок обеспечивается обществом и силой общественного воздействия, а правопорядок - государством и его принудительной силой.
[1] См.: Недбайло П. Е. Применение советских правовых норм. М., 1960. С. 125 ; Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 2000. С. 252-257 ; Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970. С. 22 ; Габричидзе Б. Н., Рябко И. Ф. Местные Советы и воспитание социалистического правосознания трудящихся. Ростов, 1966. С. 7.
[2] См.: Васильев А. М. Правовые категории. М., 1976. С. 181 ; Рабинович П. М. Упрочение законности - закономерность социализма. Львов, 1975. С. 67-68; Самощенко И. С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963. С. 47-51 ; Баланик Б. Г. Теория государства и права. М., 1963. С. 173 ; Соколов Ю. А. Участие трудящихся в охране советского общественного порядка. М., 1962. С. 12 ; Проблемы теории государства и права / под ред. С. С. Алексеева. М., 1979. С. 327.
5 См.: Котляревский Г. С., Назаров Б. Л. Проблемы общей теории права : учебное пособие по спецкурсу. М., 1973. Вып. 1. С. 22 ; Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 522 ; Казаков В. Н. Правопорядок в юридической теории и практике : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 97.
[4] См.: Денисов А. И. Развитие советской демократии и укрепление правопорядка на современном этапе. М., 1967. С. 9 ; Строгович М. С. Социалистическая законность, правопорядок и применение советского права. М., 1966. С. 27-28 ; Общая теория права : учебник для юридических вузов / под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1996. С. 262.
Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2009. С. 286.
|