Во всех, существовавших в истории и существующих в современном мире, государствах складываются, действуют и развиваются национальные системы права. Кроме того, национальные системы права интегрированы в систему международного права и подвергаются за счет его воздействия определенной унификации.
Система - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы[1].
Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части[2].
Система права - это внутреннее строение объективного права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы (правовая норма, субинститут права, институт права, подотрасль права, отрасль права, комплексная отрасль права). Система права, касается только самого права, его строения.
Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия - «система права» и «правовая система».
Последовательное разграничение понятий «правовая система» и «система права» осуществилось в отечественной науке достаточно недавно, а именно в 1982 г.[3], как раз тогда М. И. Пискотин указал на то, что «помимо понятия «система права» в литературе иногда употребляется понятие «правовая система». Если первое отражает главным образом внутреннее строение права, то второе - его место в ряду других общественных явлений наряду с экономической, политической и иными системами»[4].
Введение данной категории обуславливается необходимостью, которая бы позволила анализировать и оценивать правовую действительность в целостном виде, а не только её отдельные элементы. Таким образом, категория «правовая система» дает возможность выйти на более высокий уровень обобщения и абстракции[5].
Система права характеризует само позитивное право как систему, а правовая система включает в себя помимо позитивного права и все другие правовые явления общества.
Правовая система является вместилищем, сосредоточением разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве[6].
Для социальной и функциональной характеристики правовой системы право обладает решающим значением. Право интегрирует, скрепляет её, однако не сливается с ней [7].
Правовая система - целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей[8].
Предложенные определения представляют собой одну из попыток подойти к проблеме понимания права через интегративные процессы. Данная формулировка содержит как признаки естественно-правовой и социологической, так и этатической правовой традиции (нормативизма). Именно различные особенности правопонимания в различных странах предопределяют необходимость синтеза категории права.
Каждое государство имеет собственную правовую систему. Правовая система отдельно взятого государства называется национальной правовой системой. Каждая национальная система обладает своими оригинальными чертами, так как в ней отражаются культурные, политические, социально-экономические, исторические особенности общества. При этом можно выделить группы правовых систем, которые обладают определенными общими чертами. Такие группы именуются правовыми семьями. Единых критериев для их выделения нет.
Считаем необходимым учесть те постулаты, которые лишь перечислил в своей работе известный компаративист Р. Давид, но которые не нашли достаточного отражения в его совместном труде с К. Жофре- Спинози.
1.Нормы права. Субъекты и средства, используемы для их создания, толкования и оценки.
Правовое предписание, будь то правило поведения, установление, веление, обязанность, запрет, цель, задача, принцип или дефиниция, чаще всего отождествляется с текстом правовой нормы.
Правовой текст - план дальнейших взаимоотношений субъектов. Для того чтобы этот план воплотился в жизнь, необходимо, прежде всего, понимание субъектами общественного отношения смысла текста, а при необходимости, объяснения (толкования, разъяснения) его другим субъектам и третьим лицам. В результате понимания и толкования правовой текст, получивший, в том числе, аксикологическую (с точки зрения установок общества) характеристику, становится нормативным правилом по- ведения[9].
Вместе с тем, очевидно, что в любом государстве существуют юридические нормы, не привязанные к конкретным формально определенным текстам.
Важно понимать структурную взаимосвязь норм, термины которыми они оперируют, способы, которыми пользуются для фиксации норм и их согласования друг с другом.
Источники права. Явление права, как и форма права, есть определенное внешнее выражение права, его реальная данность вообще и непосредственно для тех, на кого оно распространяется. При этом если форма права включает в себя в основном статическую характеристику внешнего проявления права, то сущность выражает и динамику, т. е. действие права. Так, к формам права относятся в основном письменные документы, в которых оно содержится. Это - нормативные правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи, религиозные тексты и др.
Явление права также включает в себя все формы права, поскольку оно проявляется в этих формах. Одновременно сущность права проявляется и в реальной деятельности судебных и иных правоприменительных органов государственной власти. Судебное решение, приговор, постановление, акты правительства, министерств, ведомств, других властных госу- дарствыенных органов, обязательное, в том числе принудительное исполнение перечисленных велений применительно к юридическим и физическим лицам, в отношении которых они приняты, представляют собой реальное явление права[10].
3. Структура права. Влияние цивилизационных аспектов на специфику правовых систем.
В понятие цивилизации входят социальная и культурная составляющие жизни общества. С одной стороны цивилизация связана с преемственностью в жизни общества, наличием культурных традиций в широком смысле. С другой стороны - это локальная культура, специфическое крупномасштабное общество, присущее ему своеобразие экономической, социальной и духовной жизни, его основополагающие ценности и принципы, его самобытность. Цивилизация, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в религиях, системах морали и права. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными системами символов, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов.
Целесообразно выделить несколько макропластов цивилизационного процесса, одновременно являющихся сферами правовового регулирования: среду обитания - окружающую человека среду, обусловленную совокупностью факторов способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека; этнические процессы; производительные силы, производство материальных благ; производственные отношения; социальная структура общества (касты, кланы, сословия, классы); институты власти и управления; религиозные ценности, менталитет; взаимодействие локальных цивилизаций.
Нормы права могут меняться от росчерка пера законодателя. Но в них и немало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейшим образом связаны с нашей цивилизацией и нашим образом мыслей. Законодатель не может воздействовать на эти элементы, точно так же как наш язык на нашу манеру размышлять[11].
Наряду с цивилизационными особенностями стран, необходимо учитывать тенденции интернационализации, распространение единых образцов и моделей поведения и постоянно идущий процесс развития мира.
В результате взаимодействия и взаимопроникновения в национальной правовой системе образуются относительно самостоятельные правовые массивы. Совокупность международно-правовых норм, действующих на территории той или иной страны, можно признать правовой подсистемой. С. Ю. Марочкин предлагает дефиницию правовой системы как «комплекса всех явлений правовой действительности - не только внутригосударственных, но и связанных с международным правом»[12].
Тип общества, которое предполагается построить при помощи
права.
Пространство типов обществ не может быть задано единственным измерением. Среди факторов, конституирующих социальные типы, невозможно обнаружить главный решающий, который позволил бы абстрагироваться от всех остальных. Уже М. Вебер показал, что ни экономика, ни политика или религия по отдельности, односторонне не обусловливают состояния общества. Если, однако, взять в качестве измерений искомого пространства все огромное и очевидное разнообразие детерминант социальности, то такое многомерное пространство окажется бесполезным: в необозримом множестве его ячеек типология вообще исчезает и заменяется, как это и происходит в штудиях культурантропологов, феноменологическим описанием уникумов. В методологии науки хорошо известно, что абстрактные пространства должны быть и достаточно богаты, чтобы вместить в себя разнообразие реальности, и в то же время предельно бедны, лаконичны - чтобы его поле было бы обозримым, а количество ячеек минимальным. Иными словами, число измерений пространства, как говорят логики, должно быть необходимым и достаточным[13].
Место права в рамках конкретного социального строя.
Социальное назначение права формируется из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли - закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений. Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности. Существование различных форм правового воздействия, позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное).
[1] Общая теория права : учебник / под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1996. С. 380.
[2] Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник / под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1996. С. 290
[3] Азми Д. М. К вопросу об уровневой градации правовых систем // Адвокат. 2010. № 3. С. 23-28.
[4] Пискотин М. И. Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1982. № 8. С. 68.
[5] Пьянов Н. Консультации по теории государства и права. Иркутск. 2006. С. 522.
[6] Карбонье Ж. Юридическая социология / пер. с фр. М., 1986. С. 197, 276-277.
[7] Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 31.
[8] Теория государства и права : учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова М., 2000. С. 483.
[9] Нозикова О. Г. Правовой текст как официальный интерпретационный акт. // Право и политика. . 2007. № 10. С. 109.
[10] Васильев А. В. Источники и формы права» как научная категория // Источники права: проблемы теории и практики : мат. конференции. М., 2008. С. 44-45.
[11] Давид Р. Жофре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999. С. 20-21.
[12] Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Екатеринбург, 1998. С. 431.
[13] Гражданское общество: идея, наследие социализма и современная украинская реальность : монография / под ред. И. Ф. Кононова. Луганск, 2002. С. 11.
|