Выделяется разное количество классификационных групп. Самой популярной является классификация Р. Давида, который является одним из наиболее авторитетных специалистов в этой области юридического знания. Он выделяет три главные группы правовых систем: романогерманскую правовую семью, семью общего права, семью социалистического права. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «религиозные и традиционные системы»[1]
А. Х. Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Исходя из группы критериев, включающих история правовых систем, систему источников права, ведущие институты и отрасли права, он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романогерманскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовые семьи, семью обычного права и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Историческое развитие признается главным в определении их особенностей. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовые системы социалистических государств стран Азии и правовая система Республики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также особенного единичного. Таким образом, существует ряд классификаций правовых систем прошлого и настоящего. С прагматической позиции в современном мире выделяются три главные группы правовых систем, образующих три семьи: романо-германскую или семью континентального права, англоамериканскую или семью общего права, семью социалистического права. В каждой из этих правовых семей имеется немало подвигов. Кроме того, следует иметь в виду, что существуют и иные правовые системы, которые с высокой мерой условности в юридической литературе объединяют в семью религиозно-традиционного права[2].
62 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 37-48
[2] Саидов А. Х. Типология и классификация правовых систем современности // Изв. вузов. Правоведение. 1985. № 2 . С. 56.
|