Социалистическая правовая система появилась в XX веке и стала активно развиваться на протяжении всего столетия. Оценка данной правовой системы, исследователями является неоднозначной - от критики до полного признания. Так авторы, критично относящиеся к социалистическому праву, даже отказываются видеть в нем оригинальную систему и относят её к романо-германской правовой семье. Это связано с тем, что социалистическая правовая система имеет определенное сходство романской системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также по внешнему виду структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Однако такая оценка не помешала видным компаративистам признать данную систему. Р. Давид писал о данной проблеме так: «Пересечь границу социалистической страны - это значит попасть в новый мир с другой постановкой проблем, в мир, где такие понятия, как демократия, выборы, парламент, федерализм, профсоюзы и другие политические институты или такие юридические понятия, как собственность, договор, арбитраж, приобретают часто другой смысл. Вот почему следует выделить социалистическое право в особую семью, отличную от романогерманской»[1].
Чтобы понять социалистический строй надо рассматривать его в свете марксистско-ленинского учения, которое является основой для многих самостоятельных учений, ставших идеологией правовой политики различных государств. Основные виды социалистических правовых идеологий:
Марксизм. В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения, называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием
марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.
Марксисткое учение предполагает, что все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» в производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революционным (социальным и политическим).
Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.
Возникновение социалистического государства и права происходит путем революции, а не эволюционно.
В развитии социалистическое государство проходит несколько этапов: диктатура пролетариата, функционирование социалистического государства, общенародное государство, коммунизм.
Государство и право станут ненужными и отомрут при появлении нового коммунистического общества, не знающего эксплуатации человека человеком.
Социалистическая правовая система возникла не стихийно, а при воздействии революционных партий. Руководящая и направляющая роль таких партий являлась главным условием для становления данной правовой системы.
При становлении новых социалистических правовых систем выявились и способы их возникновении: во-первых, посредством создания новых правовых источников; во-вторых, посредством использования старых юридических источников, в которые вкладывалось новое содержание[2].
Маоизм - течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна (1893-1976). Считался, и отчасти считается до сих пор, официальной идеологией Коммунистической партии Китая, во время реформ Дэн Сяопина с 1978 г. идеологические установки партии заметно поменялись. «Марксизм-ленинизм открыл законы исторического развития человеческого общества, его основные положения остаются верными и обладают могучей жизненной силой. Коммунизм как высший идеал, к которому стремятся китайские коммунисты, осуществим только на базе полного развития и высокой развитости социалистического общества. Развитие и усовершенствование социалистического строя длительный исторический процесс. Но если твердо держаться основных положений марксизма- ленинизма и идти по пути, который избран китайским народом по собственной воле и отвечает китайским реалиям, то дело социализма в Китае обязательно одержит окончательную победу» .
Чучхе (чучхеизм). Политический курс Корейской НародноДемократической Республики и правовая политика данного государства основаны на идеях «чучхе», которые предназначены для решения задач революции и социалистического строительства «самостоятельно, в соответствии с условиями страны, при опоре на собственные силы». Для того чтобы «построить коммунистический рай на земле».
Идеи чучхе в самой Северной Корее нередко соотносят с «кимирсе- низмом»[3] [4], то есть учением, созданным Ким Ир Сеном (1912-1994). Термин чучхе довольно сложно адекватно перевести на русский язык. Корейско-русские словари дают следующее значение: «самобытность», «основная часть». Иероглифические компоненты слова, взятые отдельно, имеют значение «хозяин» и «тело, сущность, природа» соответственно. Нам представляется, что трактовка значения термина чучхе, исходя из иероглифических компонентов, лучше передаёт его значение. Основное положение философской части идей чучхе звучит так: «человек является хозяином всего и определяет всё»[5]. Таким образом, понимание термина чучхе как «/человек/ - хозяин /всего/ сущего» не является ошибочным.
Идеи чучхе объявляются «единственными руководящими идеями» правительства КНДР, а оно, в свою очередь, - «самой передовой в мире революционной властью». Программа деятельности формулируется следующим образом: «Коммунизм есть народная власть плюс три революции. Если непременно укреплять народную власть и последовательно осуществлять три революции - идеологическую, техническую и культурную, то будет построен коммунистический рай». Весьма существенно, что из трех революций на первый план выдвигается идеологическая: «Осуществляя три революции... должно придерживаться принципа последовательного обеспечения опережающего развития идеологической революции». Итак, субъект - хозяин всего, все зависит от его решения, а оно, в свою очередь, - от уровня сознания. Отсюда логический вывод о необходимости тотальной идеологизации. Она сделала возможным оправдание режима военного коммунизма, беспредельного господства культа личности вождя, полной
национальной изоляции, неоправданных претензий на обладание абсолютной истиной в вопросах мировой политики[6] [7] [8].
Кубинский социализм. Огромный авторитет Ф. Кастро (1926-2016), которым он пользовался среди кубинского народа и за рубежом, всегда являлся одним из важнейших, стержневых факторов силы революционного процесса в этой стране, гарантом устойчивости ее государственного механизма при всех крутых поворотах на ее сложном историческом пути. История кубинского революционного движения, не менее богата и продолжительна, чем история российского революционного движения. В основе идеологии кубинских революционеров лежали народно-демократические и национально-освободительные идеи Хосе Марти. Отношение к марксизму и коммунизму было довольно неоднозначным. В 1992 г. из Основного Закона страны были изъяты положения о диктатуре пролетариата, классовом характере государства, демократическом централизме. Подчеркнут светский характер государства и опущено всякое упоминание об атеизме. Изъято положение о марксизме-ленинизме как официальной идеологии.
Как справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров, после распада Советского союза и других социалистических государств, произошла поспешная перемена в оценках социалистического права. Фактическое исчезновение его дало повод считать его не более чем историческим памятником . Некоторые ученые-юристы, оценивая её в критическом плане, заговорили о распространении на территорию бывшего СССР принципов, институтов и норм зарубежного права, прежде всего, романо-германской семьи. Другие обнаруживают преемственность в прошлом и настоящем и призывают к формированию новой правовой семьи, частности славянской. Следует также отметить, что в России многие нормы социалистического права были признаны и сохраняют силу до сих пор при соответствии их Конституции. В ряде стран действуют социалистические конституции и законы.
«Поспешная перемена в оценках» проявилась в одних случаях в том, что социалистическую правовую систему, понимаемую в контексте лишь входящих в неё правовых норм, стали рассматривать как и полностью исчерпавшую себя и превратившуюся из «целостной правовой системы» в некий «правовой анклав» .
[1] Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 120.
[2] Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2004. С. 215.
[3] Устав Коммунистической партии Китая [Электронный ресурс] / Синьхуа, Пекин, 25 октября 2007 года. URL: http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2007- 10/25/content_512150.htm (дата обращения: 5.09.2016).
[4] Мухаммад Аль Мисури. Кимирсенизм. Теория и практика. Пхеньян, 1978. С. 17.
[5] Ким Чен Ир. Чучхе сасан-е тэхаё (Об идеях чучхе). Пхеньян, 1982. С. 9.
[6] Степанянц М. Т. Восточная философия: вводный курс [Электронный ресурс]. URL:
http://www.philosophy.ru /library/asiatica/step/00/0.html (дата обращения: 02.08.2016).
[7]
Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 125.
[8]
Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. М. 2008.С. 301.
|