Проблема становления и функционирования гражданского общества, его взаимоотношений с государством всегда находилась в центре внимания философов, политологов, социологов и юристов. Сегодня понятие «гражданское общество» стало своего рода символом современной эпохи, показателем демократической трансформации общества и построения новых отношений между обществом и государством, где центральное место занимает человек, его права и свободы.
Происхождение термина «гражданское общество» (civil society) берет свое начало от латинского civitas (гражданская община, сообщество римских граждан) и его употребление относится еще к временам античности. Однако на этом этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством, т. к. Платон, Аристотель и другие античные авторы рассматривали государство как общество свободных и полноправных граждан.
Зачатки идеи гражданского общества проявляются и в период разложения феодализма, т. к. в обществе формируются процессы высвобождения сферы частных интересов от прямого воздействия сложившейся при феодализме абсолютной политической власти, постепенного раскрепощения индивидов и превращения их из подданных государства в свободных (социально активных) собственников.
Однако, основы учения о гражданском обществе были заложены в период Нового времени, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, Г. Г егеля и др. Не отрицая значения частной собственности на возникновение гражданского общества, ставшей стимулом для творческой деятельности человека, его заинтересованности в развитии производства, возникновения среднего класса, в философской мысли того времени четко прослеживалась идея различия между общественными и государственными институтами.
Особая заслуга в становлении и развитии концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который писал, что «гражданское общество - это такая связь людей, которая основана на их равенстве как субъектов права, индивидуальной частной собственности, юридической, в том
числе договорной, свободе, охране прав и упорядоченном законодательст
684
ве»
В настоящее время в теории государства и права можно выделить два основных подхода в понимании гражданского общества. Первый основывается на противопоставлении гражданского общества и государства, т. е. противостоянии между гражданскими и государственными институтами. Второй подход рассматривает гражданское общество как совокупность разнообразных общественных отношений, независимых от государства и способных воздействовать на него, для удовлетворения интересов и потребностей индивидов, их групп и объединений. Большинство авторов придерживается второго подхода, но существует дискуссия в определении понятия «гражданское общество», что вызывает многочисленные его трактовки. Например, можно выделить следующие.
Гражданское общество - это свободное, плюралистическое, рыночное общество, исключающее режим личной власти, тоталитаризм, насилие над людьми, уважающее закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости, где центральное место занимает человек[1] [2].
Л. С. Мамут считает, что в основе гражданского общества лежат экономические, исторические, социокультурные, языковые, этнические, конфессиональные, территориальные, этические отношения, то есть условия жизни людей, в которых происходит реализация их партикулярных интересов, и где нет места субординации [3].
В. А. Четвернин полагает, что «гражданское общество - это сфера свободной, автономной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие свои частные цели и интересы, и что отношения между ними не опосредованы публичной вла- стью»[4] [5].
Другие представители современной науки высказывают предположение о том, что гражданское общество есть не что иное, как определенный коммуникативный процесс между государством и гражданином, то есть деятельность гражданина в различных общественных организациях и институтах (А. Ю. Сунгуров).
По мнению пятых, гражданское общество - это система самоорганизующихся медиаторных (посреднических) групп, которые, во-
первых, относительно независимы как от государственных, так и негосударственных единиц производства и воспроизводства, во-вторых, способны осуществлять коллективные акции по достижению и защите своих интересов, в-третьих, не стремятся подменять собой ни государственные, ни частные структуры и, наконец, действуют исключительно в рамках правовых норм[6].
Следует отдельно выделить точку зрения, согласно которой гражданское общество «есть объективно складывающийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Отсюда в основе гражданского общества лежит идея права как высшей справедливости и меры свободы, позволяющая определить нормативные модели поведения всех субъектов гражданского общества независимо от их государственного признания и закрепления в законе »[7].
Еще одно представление о гражданском обществе принадлежит, в частности В. К. Бабаеву. По его мнению, гражданское общество - это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, в то время как публичная власть (т. е. государственная) не противостоит населению и полностью совпадает с ним[8].
Существуют и другие трактовки понятия «гражданское общество», что говорит о многогранности и сложности рассматриваемого феномена.
Несмотря на множество существующих определений, по нашему мнению, правы те авторы[9], которые рассматривают гражданское общество в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество - это определенный тип общества, находящийся на высоком уровне политического, правового, социально-экономического развития. В узком смысле - это совокупность не опосредованных государством взаимоотношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных) между свободными и равноправными индивидами, в т. ч. их объединениями.
Среди основных признаков характеризующих гражданское общество как высокоразвитый тип общества, то есть в широком его значении, можно привести следующие: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7) свобода слова и печати, независим ость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственнсть;9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечи-
~ ~693
вающая достойный уровень жизни людей .
Подводя вывод о соотношении гражданского общества и государства, хотелось бы отметить, что нет необходимости противопоставлять данные категории, т. к. гражданское общество и государство, взаимосвязанные политико-правовые явления, части общей социальной системы (социума), где ведущая роль принадлежит гражданскому обществу, ибо оно выступает источником государства. При этом становление и развитие гражданского общества ведет к изменениям государства, но и государство оказывает определенное воздействие на развитие гражданского общества через свои политические институты.
Г осударство представляет собой часть гражданского общества. Обладая аппаратом управления и принуждения, соответствующими ресурсами, оно поддерживает стабильность и порядок в сложившихся общественных отношениях. И чем активнее государство представляет и защищает интересы своего населения, тем с большим основанием можно говорить о существовании развитого гражданского общества.
[1] Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 227-228.
[2] Матузов Н. И. Гражданское общество // Политология. М., 2002. С. 335-339.
[3] Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // Общественные науки и современность. 2002. № 5. С. 101.
[4]
Четвернин В.А. Общество и государство // Феноменология государства. М., 2004.
Вып. 2. С. 20.
[5]
Сунгуров А. Ю. Организации-посредники в структуре гражданского общества. Некоторые проблемы политической модернизации России // Политические исследования. 1999. № 6. С. 35.
[6] Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Политические исследования. 1996. № 5. С. 16.
[7] Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 172.
[8] Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999. С. 118.
[9] Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2005. С. 255 ; Боуз Дэвид. Либертарианство. История, принципы, политика. М., 2004. С. 142 ; Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 210211.
|