В современной научной и учебной литературе существует множество определений правового государства.
Так, например В. И. Власов считает, что «Правовое государство - это политико-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на принципах конституционализма, верховенства закона, гражданского (социального) согласия, гарантированности, реальности и защищенности прав и свобод человека (гражданина), взаимной ответственности личности, власти и общества, утверждения незыблемости правопорядка» [1].
Согласно либертарно-юридической концепции правового государства В. С. Нерсесянца: «Правовое государство в его современном общераспространенном смысле - это, как мы уже неоднократно отмечали, специальная государственно-правовая конструкция новейшего времени, особая (соответствующая условиям и потребностям гражданского общества) модель реализации идеи господства права в публично-политической сфере, специальная, новая форма (и новый тип) развитой правовой организации публично-политической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражданина» .
По мнению А. В. Малько: «правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений» [2] [3].
Однако, несмотря на множество существующих определений правового государства по нашему мнению правовое государств - это государство, власть которого основана на естественном праве, ограничена естественным правом, и реализация стоящих перед ним задач и функций осуществляется с учетом естественного права.
Мы согласны с Н. А. Пьяновым, что ни одно определение, не раскрывает всех сторон правового государства, как сложного и многогранного явления. Поэтому, представляется необходимым, как и любое государство рассматривать правовое государство в широком и узком значениях.
Правовое государство в широком смысле - это, по сути своей, правовое общество, которое характерно для гражданского общества при широкой его трактовке и фактически с ним сливается. В узком смысле правовое государство представляет собой политическую организацию гражданского общества[4].
Поэтому рассматривая понятие, сущность и признаки правового государства мы рассматриваем его в узком смысле, то есть как политическую организацию управляющую обществом.
Сущность правового государства невозможно понять без раскрытия его наиболее важных признаков. Отечественные и зарубежные ученые выделяют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако к основным необходимо отнести:
1. Правовое государство - это демократическое государство, в котором источником власти является народ, осуществляющий свою власть непосредственно или через свои представительные органы.
По мнению Л. А. Морозовой правовое государство представляет высший тип демократического государства, который предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов706.
2.Господство, или верховенство права предполагающий правовую организацию государственной власти, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основы конституционного строя страны, права, свободы и обязанности человека и гражданина, государственное устройство, система и компетенция государственных органов власти и местного самоуправления.
3.Связанность государства правом, то есть ограничение государственной власти посредством им же созданными законами, правовыми установлениями и предписаниями, определение компетенции, правовых пределов, для деятельности государства, его органов и должностных лиц;
4.Неотчуждаемость и гарантированность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать реализацию прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом. Г осударство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от нарушения их должностными лицами, государственными органами и другими субъектами, наделенными властными полномочиями.
5.Взаимная ответственность личности и государства предполагает, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только требует от граждан выполнения обязанностей (соблюдать законы, платить налоги, воинская обязанность), установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные свои обязательства (защищать жизнь, здоровье, имущество граждан; пенсионное обеспечение; медицинское обслуживание и т. д.).
6. Принцип разделения властей проявляется в функционировании трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая, из которых наделена собственной компетенцией и самостоятельностью в осуществлении своих полномочий, при этом существующая система сдержек и противовесов, позволяет каждой из ветвей власти осуществлять контроль друг за другом. Это дает возможность функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти в одних руках. Вместе с тем данный принцип предполагает единство системы государственной власти, согласованность действий всех государственных органов.
7.Правовое государство - это социальное государство, то есть государство политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Современная концепция правового государства - это социальная концепция правового государства, поэтому государства, считающие себя правовыми, провозглашают себя и социальными государствами.
В отечественной юридической литературе к наиболее важным признакам социального государства принято относить следующие:
демократическую организацию государственной власти и наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения;
высокий уровень экономического развития страны, позволяющий перераспределять доходы, не ущемляя существенно положения собственников;
социально ориентированную структуру экономики, что проявляется в многообразии форм собственности;
наличие гражданского общества, в котором государство, будучи правовым, является инструментом проведения социально ориентированной политики;
социальную направленность государственной политики, что проявляется в разработке государством разнообразных социальных программ и определении порядка их реализации;
наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий жизни, социальной защищенности, равных стартовых возможностей для самореализации личности;
наличие развитого социального законодательства;
повышенная забота государства о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых[5] [6];
стремление к достижению полной занятости населения ;
признание и выполнение международных правовых актов (конвенций, резолюций, договоров, программ) по социальным вопросам.
С учетом сказанного можно определить социальное государство как государство, ставящее перед собой цель удовлетворение интересов и потребностей граждан, справедливое и равномерное распределение в обществе материальных и нематериальных благ, обеспечивающее мир, порядок и бесконфликтное социальное развитие.
На современном этапе в мире утвердились две модели правовой государственности. В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, германской юриспруденции свойственно интерпретировать право, свободу, государство, как некие неразрывные категории. Эта модель правового государства содержит в себе огромный либеральный потенциал. Если немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка, то англо-американская модель предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем случае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях становится необходимостью. Причем громадную роль в рамках этой модели играет суд, являющийся своеобразным буфером между индивидом и властью. Здесь в общественном сознании, и в правовой системе утвердился тезис об автономности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряжениям властных структур, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия, прежде всего суду, считая его важным гарантом прав человека.
Англо-американская модель представляет собой очень гибкую восприимчивую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом против произвола властей. Имея некоторые слабые стороны, эта модель несет непреходящее гуманистиче-
709
ское значение .
Важно отметить, что ученым принадлежит большая роль в разработке концепции правового государства, однако мнения по поводу реализации данной теории разделились. Одни из них скептически настроены к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают это учение перспективным, так как оно позволяет в будущем избавить людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.
[1] Власов В. И. Теория государства и права : учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов н/Д : Феникс, 2002. С. 211.
[2]
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : учебник для юридических вузов и факультетов.иМ., 2001. С. 310.
[3] Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2004. С. 254.
[4]
[5]
Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 226.
[6] Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 224.
|