В КоАП РФ закреплен исчерпывающий перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитываемых при определении размера административного штрафа для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно п. 2 примечаний к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31, 14.31.2 или 14.33, в отношении юридического лица учитываются следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
1) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2);
2) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 4.2);
3) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 4.2);
4) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения (п. 5 ч. 1 ст. 4.2);
5) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда (п. 6 ч. 1 ст. 4.2);
6) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1 ст. 4.2).
Согласно п. 3 примечаний к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31, 14.31.2 или 14.33, в отношении юридического лица учитываются следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (п. 1 ч. 1 ст. 4.3);
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 (п. 2 ч. 1 ст. 4.3);
3) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год (п. 1 примечания 3 к ст. 14.31);
4) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более 1 млн. руб. либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более 5 млн. руб. (п. 2 примечания 3 к ст. 14.31);
5) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 19.8 КоАП, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 (п. 3 примечания 3 к ст. 14.31).
Особенности применения перечня смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств предусмотрены ст. 14.32 КоАП РФ. Так, согласно п. 3 примечаний к ст. 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, в отношении юридического лица учитываются следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
1) лицо, совершившее административное правонарушение, добровольно прекратило противоправное поведение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2);
2) лицо, совершившее административное правонарушение, добровольно сообщило в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 4.2);
3) лицо, совершившее административное правонарушение, оказало содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 4.2);
4) лицо, совершившее административное правонарушение, предотвратило вредные последствия административного правонарушения (п. 5 ч. 1 ст. 4.2);
5) лицо, совершившее административное правонарушение, добровольно возместило причиненный ущерб или добровольно устранило причиненный вред (п. 6 ч. 1 ст. 4.2);
6) лицо, совершившее административное правонарушение, добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписание об устранении допущенного нарушения, выданное ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1 ст. 4.2);
7) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них (п. 1 примечания 3 к ст. 14.32);
8) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения (п. 2 примечания 3 к ст. 14.32).
Согласно п. 4 примечаний к ст. 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного этой статьей, в отношении юридического лица учитываются следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (п. 1 ч. 1 ст. 4.3);
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ (п. 2 ч. 1 ст. 4.3);
3) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год (п. 1 примечания 3 к ст. 14.31);
4) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более 1 млн. руб. либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более 5 млн. руб. (п. 2 примечания 3 к ст. 14.31);
5) организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий (п. 1 примечания 4 к ст. 14.32);
6) принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях (п. 2 примечания 4 к ст. 14.32).
Для целей применения предусмотренных КоАП РФ смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств необходимо учитывать особенности их применения к конкретным обстоятельствам, выявляемым в процессе рассмотрения дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
Рассмотрим особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), учитывается при условии, что прекращение нарушения антимонопольного законодательства произошло до принятия антимонопольным органом решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. О прекращении нарушения могут свидетельствовать в том числе следующие действия:
- установление справедливой рыночной цены при наличии признаков монопольно высокой (низкой) цены;
- поставка товара на рынок в объеме, позволяющем обеспечить снижение цены, повысившейся в результате изъятия товара из обращения;
- прекращение навязывания невыгодных или не относящихся к предмету договора условий договора контрагенту (данное обстоятельство не может учитываться, если навязывание не осуществлено на основании предупреждения антимонопольного органа. Исполнение предупреждения исключает возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и об административном правонарушении);
- увеличение объема производства товара, на который имеется спрос на рынке;
- заключение договора с покупателями, в отношении которых доминирующий хозяйствующий субъект ранее отказывал или уклонялся от заключения договора (данное обстоятельство не может учитываться, если оно не исполнено на основании предупреждения антимонопольного органа. Исполнение предупреждения исключает возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и об административном правонарушении);
- установление одинаковых цен (тарифов) на товар для одинаковых категорий покупателей, приобретающих его в сопоставимых условиях;
- установление финансовой организацией справедливой рыночной цены финансовой услуги при наличии признаков необоснованно высокой (низкой) цены такой услуги;
- прекращение дискриминации контрагентов, т.е. обеспечение возможности при приобретении товара в сопоставимых условиях заключения договоров одинаковым категориям потребителей на сходных условиях договоров;
- устранение препятствий для доступа на товарный рынок или выхода с товарного рынка;
- обеспечение соблюдения нормативных правовых актов при установлении цены товара;
- установление справедливой рыночной цены на оптовом (розничном) рынке электрической энергии (мощности) и отказ от манипулирования ценами на этих рынках;
- отказ от участия в соглашении, которое является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством.
Добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ) учитывается при условии, что лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, сообщило о них антимонопольному органу в письменной форме путем направления соответствующего обращения до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Если в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства (ответчик), сообщит об ином нарушении антимонопольного законодательства, о котором не было известно антимонопольному органу, то указанное обстоятельство учитывается только в отношении рассматриваемого правонарушения.
В исключительных случаях упомянутое обстоятельство может быть учтено и в случае, если добровольное сообщение ответчиком о совершенном им правонарушении направлено в адрес комиссии антимонопольного органа при рассмотрении возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства. Это допустимо лишь при условии, что сообщение ответчиком о совершенном правонарушении позволило комиссии антимонопольного органа установить факт такого нарушения антимонопольного законодательства и в отношении этого факта ранее комиссия не располагала доказательствами.
Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в выявлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), учитывается при условии, что ответчик (лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства) представил в антимонопольный орган доказательства совершенного им правонарушения, которые не были известны антимонопольному органу и позволили ему установить событие правонарушения и обстоятельства его совершения. Такие доказательства должны быть представлены до принятия комиссией антимонопольного органа решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения (п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ) учитывается при условии, что лицо, совершившее административное правонарушение, приняло меры, направленные на обеспечение конкуренции или устранение ущемления интересов лиц, пострадавших в результате злоупотребления доминирующим положением.
Добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда (п. 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ) учитывается при условии, что правонарушитель добровольно возместил ущерб, причиненный в результате нарушения антимонопольного законодательства лицу, пострадавшему от такого правонарушения. О добровольности возмещения ущерба может свидетельствовать факт достижения между правонарушителем и лицом, которому причинен ущерб, соглашения о размере и порядке компенсации такого ущерба (соглашение достигнуто путем переговоров без обращения в суд).
Под ущербом следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества.
Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), учитывается при условии, что до окончания производства по делу об административном правонарушении и не позднее срока, установленного комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, полностью исполнило предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданное по делу о нарушении антимонопольного законодательства, решение по которому явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Положение п. 1 примечания 3 к ст. 14.32 КоАП РФ (лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них) применяется только для правонарушений, предусмотренных ст. 14.32, и учитывается при условии, что антимонопольным органом не установлен тот факт, что заключение и исполнение ограничивающего конкуренцию соглашения произошло по инициативе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что данное лицо является организатором ограничивающего конкуренцию соглашения).
Лицо, совершившее административное правонарушение, выступает организатором согласованных действий при условии, что должностное лицо указанного юридического лица публично заявило о планируемом поведении на товарном рынке и такое заявление привело к правонарушению в форме согласованных действий, приводящих к ограничению конкуренции.
Положение п. 2 примечания 3 к ст. 14.32 КоАП РФ (лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения) касается только правонарушений, предусмотренных ст. 14.32, и учитывается при условии, что, несмотря на достигнутую письменную или устную договоренность (соглашение) о действиях, которые могут привести к ограничению конкуренции, упомянутые действия не были произведены.
Рассмотрим особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), учитывается при условии, что вступившее в законную силу предписание антимонопольного органа, выданное по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не исполнено в установленный таким предписанием срок.
Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ (п. 2 ч. 1 ст. 4.3), учитывается при условии, что юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, ранее совершило административное правонарушение, предусмотренное этой же статьей Кодекса, постановление по ранее совершенному административному правонарушению вступило в законную силу и в отношении ранее совершенного административного правонарушения прошло менее одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Данный вывод основан на п. 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", где указано, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых установлена одной статьей Особенной части КоАП РФ. Поэтому не могут быть признаны однородными административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.31 и 14.32 (или 14.33) КоАП РФ.
Совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год (п. 1 примечания 3 к ст. 14.31 КоАП РФ), учитывается при условии, что продолжительность нарушения антимонопольного законодательства, установленного комиссией антимонопольного органа, превышает один год.
Причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более 1 млн. руб. либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более 5 млн. руб. (п. 2 примечания 3 к ст. 14.31 КоАП РФ) учитывается при условии, что указанные действия совершены в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Доходом, извлеченным в результате совершенного правонарушения, следует считать ту часть выручки, полученной юридическим лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, которую такое лицо не получило бы при соблюдении антимонопольного законодательства.
Ущерб, причиненный в результате нарушения антимонопольного законодательства, или доход, полученный в результате такого нарушения, может быть установлен комиссией антимонопольного органа при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства либо должностным лицом антимонопольного органа при производстве по делу об административном правонарушении. Если ущерб устанавливается при производстве по делу об административном правонарушении и ранее не был определен комиссией антимонопольного органа, то лицо, которому такой ущерб причинен, должно быть привлечено к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве потерпевшего.
Одним из отягчающих ответственность обстоятельств является непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.
Организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий (п. 1 примечания 4 к ст. 14.32 КоАП РФ) учитывается при условии, что антимонопольным органом установлен факт заключения и исполнения ограничивающего конкуренцию соглашения по инициативе данного юридического лица - участника антиконкурентного соглашения.
О том, что лицо является организатором ограничивающих конкуренцию соглашений, может свидетельствовать предложение таким лицом заключить соглашение и определение его основных условий.
Норма п. 1 примечания 4 к ст. 14.32 КоАП РФ применяется только к административным правонарушениям, предусмотренным данной статьей.
Принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях (п. 2 примечания 4 к ст. 14.32 КоАП РФ) учитывается при условии установления факта принуждения должностным лицом юридического лица к заключению или продолжению участия в ограничивающем конкуренцию соглашении. Принуждением могут быть признаны устные или письменные угрозы наступления неблагоприятных последствий для лиц, которых принуждают к участию в таком соглашении.
Это также распространяется только на административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.32 КоАП РФ.
Кодекс определяет порядок учета обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность при назначении наказания на юридических лиц за административные правонарушения, связанные с нарушением антимонопольного законодательства.
Так, согласно примечанию 4 к ст. 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31, 14.31.2, 14.32 или 14.33 этого Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на 1/8 разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
В случае если при производстве по делу об административном правонарушении установлены обстоятельства, предусмотренные п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ (предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда), административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на 1/8 разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Таким образом, при определении размера административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо за нарушение антимонопольного законодательства, в обязательном порядке должны учитываться указанные нормы КоАП РФ.
С учетом указанных норм для расчета административного штрафа за совершение юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31, 14.31.2, 14.32 и 14.33 КоАП, необходимы следующие исходные данные:
- дата (период) совершения административного правонарушения;
- дата выявления административного правонарушения (дата издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии по рассмотрению такого дела, принятие решения по которому послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении);
- дата принятия (изготовления в полном объеме) решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства (если поводом к возбуждению является соответствующее решение);
- совокупный размер суммы выручки <1> правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг);
- размер суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (выручки на рынке), в случае совершения административного правонарушения при реализации товара (работы, услуги);
- размер суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (расходов на рынке), в случае совершения административного правонарушения при приобретении товара (работы, услуги);
- начальная стоимость предмета торгов в случае совершения административного правонарушения при (и (или) в отношении) проведении торгов;
- пороговые значения величины размера административного штрафа, ниже и (или) выше которых он не может быть наложен;
- обстоятельства (их количество и величина, используемая для исчисления размера штрафа), смягчающие и (или) отягчающие административную ответственность.
--------------------------------
<1> В силу п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ используются данные о выручке и о расходах за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, в календарном году, предшествовавшем году выявления административного правонарушения, используются данные о выручке за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.
Порядок расчета административного штрафа несколько различается в зависимости от вида административного правонарушения. Рассмотрим основные способы расчета административного штрафа.
В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.31, ч. 1 ст. 14.31.2, ч. 2 ст. 14.32 и ст. 14.33 КоАП, размер административного штрафа исчисляется следующим образом:
- определяется в рублях максимальный размер административного штрафа (Шмакс), предусмотренный за совершение данного административного правонарушения;
- определяется в рублях минимальный размер административного штрафа (Шмин), предусмотренный за совершение данного административного правонарушения;
- определяется базовый штраф (Шб), составляющий сумму минимального размера административного штрафа и половины разности максимального и минимального размеров административного штрафа:
Шб = Шмин + (Шмакс - Шмин) / 2. (1)
Определяются обстоятельства, отягчающие (Оо) и смягчающие (Ос) административную ответственность.
Применяемое для целей исчисления размера административного штрафа, подлежащего наложению, значение обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и обстоятельств, смягчающих ее (за исключением обстоятельств, предусмотренных п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), принимается равным 1/8 разности максимального и минимального размеров административного штрафа:
Оо (Ос) = (Шмакс - Шмин) / 8. (2)
Исчисление размера административного штрафа, подлежащего наложению (Шп), осуществляется следующим образом:
Шп = Шб + (Оо x n) - (Ос x n), (3)
где n - количество обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.
При наличии обстоятельств, предусмотренных п. 5 (предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения) и (или) п. 6 (добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда) ч. 1 ст. 4.2 КоАП, штраф, подлежащий наложению, определяется в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Согласно ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тыс. руб. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей Кодекса.
В свете вышеизложенного, если с учетом общего количества обстоятельств, смягчающих административную ответственность, полученный в результате исчисления размер административного штрафа составляет менее минимального его размера, то штраф может быть применен в размере, полученном в результате расчета, но не менее 1/2 минимального размера административного штрафа и не менее 50 тыс. руб.
В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, размер административного штрафа исчисляется следующим образом.
Исчисление размера административного штрафа осуществляется с учетом границ товарного рынка, указанных в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства, исходя из следующих величин:
- в случае, когда нарушение произошло при реализации товара (работы, услуги), - из размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (выручка на рынке);
- в случае, когда нарушение произошло при приобретении товара (работы, услуги), - из размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (расходы на рынке).
Определяется максимальный размер административного штрафа, составляющий:
- 15% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке);
- 3% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке) - в случае, если сумма выручки на рынке (расходов на рынке) превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).
Определяется минимальный размер административного штрафа, составляющий:
- 1% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке);
- 0,3% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке) - в случае, если сумма выручки на рынке (расходов на рынке) превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).
Определяется базовый штраф, составляющий сумму минимального размера административного штрафа и половины разности максимального и минимального размеров административного штрафа, по формуле (1).
Определяются обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.
Применяемое для целей исчисления размера административного штрафа, подлежащего наложению, значение обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и обстоятельств, смягчающих ее (за исключением обстоятельств, предусмотренных п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), принимается равным 1/8 разности максимального и минимального размеров административного штрафа и рассчитывается по формуле (2).
Исчисление размера административного штрафа, подлежащего наложению, осуществляется по формуле (3).
При наличии обстоятельств, предусмотренных п. 5 (предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения) и п. 6 (добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда) ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, штраф, подлежащий наложению, определяется в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
При этом размер административного штрафа, подлежащего наложению, не может быть менее 100 тыс. руб. и более 2% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) (ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ). То есть если подлежащий наложению штраф составляет менее 100 тыс. руб., то штраф назначается в размере 100 тыс. руб., если же больше 2% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) - в размере, равном 2% указанного совокупного размера.
Если при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, с учетом общего количества обстоятельств, смягчающих административную ответственность, полученный в результате исчисления размер административного штрафа составляет менее минимального размера административного штрафа (0,3% или 1% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке) соответственно), в соответствии с ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ штраф может быть применен в размере, полученном в результате расчета, но не менее 1/2 минимального размера административного штрафа (0,15% или 0,5% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке) соответственно) и не менее 50 тыс. руб.
В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, размер административного штрафа исчисляется следующим образом.
Исчисление размера административного штрафа осуществляется с учетом границ товарного рынка, указанных в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства, исходя из следующих величин:
- в случае, когда нарушение произошло при реализации товара (работы, услуги), - из размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (выручка на рынке);
- в случае, когда нарушение произошло при приобретении товара (работы, услуги), - из размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (расходы на рынке);
- в случае, когда нарушение произошло при проведении торгов, - из размера начальной стоимости предмета торгов.
Определяется максимальный размер административного штрафа, составляющий:
- 15% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке);
- 3% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке) - в случае, если сумма выручки на рынке (расходов на рынке) превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);
- 50% начальной стоимости предмета торгов - в случае, если нарушение произошло при проведении торгов.
Определяется минимальный размер административного штрафа, составляющий:
- 1% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке);
- 0,3% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке) - в случае, если сумма выручки на рынке (расходов на рынке) превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);
- 10% начальной стоимости предмета торгов - в случае, если нарушение произошло при проведении торгов.
Определяется базовый штраф, составляющий сумму минимального размера административного штрафа и половины разности максимального и минимального размеров административного штрафа (формула (1)).
Определяются обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.
Применяемое для целей исчисления размера административного штрафа, подлежащего наложению, значение обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и обстоятельств, смягчающих ее (за исключением обстоятельств, предусмотренных п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), принимается равным 1/8 разности максимального и минимального размеров административного штрафа (расчет по формуле (2)).
Исчисление размера административного штрафа, подлежащего наложению, осуществляется по формуле (3).
При наличии обстоятельств, предусмотренных п. 5 (предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения) и п. 6 (добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда) ч. 1 ст. 4.2 КоАП, штраф, подлежащий наложению, определяется в размере суммы минимального размера административного штрафа, установленного за совершение данного административного правонарушения.
Размер административного штрафа, подлежащего наложению, не может быть менее 100 тыс. руб. и более 4% (ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Если при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, с учетом общего количества обстоятельств, смягчающих административную ответственность, полученный в результате исчисления размер административного штрафа составляет менее минимального размера административного штрафа (0,3% или 1% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке) или 10% начальной стоимости предмета торгов соответственно), в соответствии с ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ штраф может быть применен в размере, полученном в результате расчета, но не менее 1/2 минимального размера административного штрафа (0,15% или 0,5% размера суммы выручки на рынке (расходов на рынке) или 5% начальной стоимости предмета торгов соответственно) и не менее 50 тыс. руб.
Подводя итог рассмотрению вопросов административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что предусмотренные административным законодательством наказания за антимонопольные правонарушения позволяют, на наш взгляд, достаточно эффективно воздействовать на нарушителей антимонопольного законодательства. Кроме того, административная ответственность в виде оборотных штрафов, несомненно, способна выполнять важную функцию предупреждения совершения новых антимонопольных правонарушений.
|