Четверг, 28.11.2024, 09:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие, признаки и виды социального регулирования

Человеческое общество может нормально функционировать только при наличии системы регулирования общественных отношений, то есть системы социального регулирования.

В юридической литературе в настоящий момент сложилось два подхода к пониманию социального регулирования, широкий и узкий. В широком понимании социальное регулирование рассматривается как регулирование, осуществляемое в обществе, затрагивающее отношения между человеком и другими людьми, силами и объектами природы, орудиями труда и средствами производства.

В узком понимании социальное регулирование охватывает только общественные отношения, то есть отношения между человеком и другими людьми, их объединениями.

Предпочтительным является рассмотрение социального регулирования в широком значении, т. к. современные общественные отношения постоянно усложняются, общество идет по пути научно-технического прогресса и подчинения сил природы, освоения природных ресурсов для удовлетворения интересов и потребностей человека, что, безусловно, требует правового регулирования и государственного контроля за процессами, происходящими в цикличной системе «человек - техника - природа - человек».

Таким образом, под социальным регулированием следует понимать, осуществляемое при помощи различных средств и методов, регулирование отношений между человеком с одной стороны и людьми (их объединениями), силами и объектами природы, техникой с другой стороны, в целях их совершенствования и упорядочения.

В учебной литературе встречаются и другие определения социального регулирования, но, несмотря на различные трактовки, они едины в своей сути и рассматривают социальное регулирование как осуществляемое с помощью нормативных и индивидуальных средств определенное воздействие на поведение людей и соответствующие отношения с целью их упорядочения736.

С учетом данного определения социального регулирования можно выделить наиболее существенные его признаки.

Во-первых, социальное регулирование представляет собой определенную деятельность (процесс), отражающий управление, координацию, контроль, защиту и иное воздействие на поведение людей и вытекающих из этого поведения отношения.

Во-вторых, социальное регулирование - это регулирование отношений между человеком с одной стороны и людьми (их объединениями), силами и объектами природы, техникой с другой стороны. То есть предметом социального регулирования (объектом воздействия) являются отношения людей друг с другом (общественные отношения), а также отношения людей с природой и техникой.

В-третьих, социальное регулирование - это воздействие на поведение людей и различные отношения, которое осуществляется при помощи различных средств и методов. В литературе по теории государства и права выделяют нормативные и индивидуальные средства социального регулирования.

К нормативным средствам относятся социальные и технические

нормы.

Социальные нормы - это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе . Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда . Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими (технико-правовыми) нормами (например, правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности, правила техники безопасности, различные ГОСТы, стандарты и т. д.), их нарушение влечет за собой наступление юридической ответственности.

К индивидуальным средствам относятся различные предписания, которые адресуются конкретным лицам в определенных случаях и не рассчитаны на многократное использование (решение суда, приказ руководителя предприятия, постановление административного должностного лица и т. п.).

Заслуживает внимания позиция ряда авторов (Т. Н. Радько, А. Б. Венгеров, Л. А. Морозова, В. И. Власов и др.) которые выделяют нормативные и ненормативные социальные регуляторы. К нормативным регуляторам они относят: правовой, моральный, корпоративный, юридико- технический, нормативно-технический регуляторы и обычаи, к ненормативным регуляторам: ценностный, директивный, информационный и др.[1] [2] [3]

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.

Информационный регулятор представляет собой воздействие па общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям[4].

Некоторые авторы выделяют и другие виды ненормативных регуляторов.

Так, например, А. Б. Венгеровым называется в качестве ненормативного регулятора - социальный институт предсказаний[5].

В свою очередь Т. Н. Радько, в качестве разновидности ненормативного регулятора, рассматривает казуальный регулятор, который представляет собой правовой, моральный, корпоративный или иной акт (приказ, требование, разрешение, запрет) необходимый для практического решения конкретного жизненного вопроса. Отличительная черта казуального регулятора - отсутствие типичности, повторяемости, и напротив, наличие конкретности, индивидуальности, однократности в регулировании общественных отношений[6].

Возвращаясь к методам социального регулирования можно указать на такие методы как: побуждение, понуждение, принуждение.

Побуждение - такой метод социального регулирования воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию, к общественной или личной психологии (чувствам, привычкам, словом, к эмоциям). Воздействие представляет собой убеждение в полезности, выгодности определенного поведения, организации и характере социальных связей, распределений и осуществлении иных социальных ролей. Насилие, принуждение отсутствует, действует авторитет.

Понуждение - такой метод регулирования, когда в основе воздействия лежит стимулирование, главным образом материальное, уставленная материальная или иная выгода определяет социально необходимое, желаемое поведение. Социальное регулирование основывается либо на поощрении в разных формах за соответствующее радение, либо на лишении соответствующих имущественных благ, привилегий, выгодных условий жизнедеятельности. Принуждение - это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается возможностью применения насилия, причинения лицам, отклоняющимся

от установленных правил поведения, физических или психических страда-

v. 743 ний .

В социальном регулировании могут применяться все указанные средства и методы, либо их различные комбинации, или что встречается реже, отдельные методы (средства).

В-четвертых, социальное регулирование - это регулирование поведения людей и связанных с ними отношений с целью их совершенствования и упорядочения. Социальное регулирование - это не просто регулирование отношений в обществе, а это воздействие призванное придать устойчивость, порядок, стабильность человеческим отношениям, максимально приспособить их к реалиям окружающего мира.

Поскольку социальное регулирование осуществляется с помощью нормативных и индивидуальных средств, то выделяют два основных вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное. Нормативное регулирование - это регулирование, осуществляемое при помощи различных общих правил поведения людей (норм), действующих в обществе. Нормативное регулирование носит общий характер, т. к. действующие в обществе нормы поведения направлены неопределенному кругу лиц и рассчитаны на многократное использование. Такое регулирование является главенствующим в обществе, так как упорядочение общественных отношений осуществляется, прежде всего, с помощью общих правил поведения, которые определяют в свою очередь особенности индивидуального регулирования. В зависимости от видов норм применяемых в социальном регулировании можно выделить социально-нормативное и нормативно-техническое регулирование.

Регулирование, осуществляемое при помощи социальных норм, называется социально-нормативным регулированием, а регулирование, осуществляемое при помощи технических норм, - нормативнотехническим.

Индивидуальное регулирование представляет собой упорядочивание поведения людей при помощи персональных регулирующих действий (предписаний), относящихся только к определенному случаю и только к конкретным лицам, то есть связано с регулированием конкретных отношений. Индивидуальное регулирование [7] является производным от нормативного регулирования и конкретизирует его.

В зависимости от того, какие социальные регуляторы (нормативные и основанные на них индивидуальные средства) участвуют в социальном регулировании, можно выделить правовое регулирование (оно

осуществляется при помощи норм права и индивидуальных правовых средств), моральное (или нравственное) регулирование (осуществляется при помощи норм морали и основанных на них индивидуальных средств), традиционное (обычное) регулирование (осуществляется при помощи обычаев и традиций и основанных на них индивидуальных средств), корпоративное регулирование (осуществляется при помощи

корпоративных норм и основанных на них индивидуальных средств) и т. д.[8] [9] В этой классификации можно выделить столько видов социального регулирования, сколько видов нормативных и основанных на них индивидуальных средств будет выделено.

В зависимости от субъектов, осуществляющих социальное регулирование, можно выделить:

регулирование, осуществляемое обществом или его частью. Сюда можно отнести, например, регулирование общественных отношений при помощи обычаев или норм морали и соответствующих индивидуальных средств;

государственное регулирование. Это регулирование

общественных отношений при помощи норм позитивного права и индивидуальных правовых средств;

регулирование, осуществляемое негосударственными объединениями. Это регулирование общественных отношений при помощи правовых или корпоративных норм и основанных на них

745

индивидуальных средств .

В рамках рассматриваемого вопроса основной акцент будет сделан на социальном регулировании с помощью социальных норм, то есть социально-нормативном регулировании.

 

[1]

Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 173.

[2]

Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. М., 2005. С. 352.

[3]

Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 347.

[4] Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. М., 2010. С. 205.

[5]

Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 347.

[6] Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 270.

[7]

Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. М., 2009. С. 341-342.

[8] Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 281.

[9] Там же. С. 281-282.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.06.2017)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%