В научной и учебной литературе по теории государства и права существует множество дефиниций религиозных норм, что отражает многообразие авторских взглядов на понятие данного вида социальных норм. Приведем некоторые из них.
Е. И. Темнов: «религиозные нормы - правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии»[1] [2] [3] [4] [5].
В. И. Червонюк: «Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру» .
Н. В. Путило: «Религиозные нормы представляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения» .
B. В. Оксамытный: «...нормы религии - совокупность принципов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни и действующих в отношении представителей определенного
772
вероисповедания ...» .
C. Н. Кожевников: «Религиозные нормы - это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций» .
Как видно из приведенных определений, большинство авторов считают религиозные нормы правилами поведения, регулирующие отношения между людьми, исповедующими определенную конфессию, с одной стороны, и религиозными организациями, обществом, государством с другой.
Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательноволевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социальноэкономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.
Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе (язычество в первобытном обществе, христианство, ислам) или религиозных организациях («Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Адвентисты Седьмого дня» и др.), по форме фиксации (внешнего выражения) закрепляются в священных книгах (Веды, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд и др.), либо устной форме (шаманизм, язычество и т. п.); по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины (священнослужителей), по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, т. к. религия осуждает любые формы проявления лжи, клеветы, измены, насилия, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины, в т.ч. наступление санкций, носящих духовно-нравственный (выполнение возложенных обетов, чтение молитв, отлучение от церкви) или физический характер (самоистязание, соблюдение наложенного поста, выполнение различного рода работ в пользу церкви или религиозной общины), предусмотренных в каждой конфессии.
Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности (например, предусматривается уголовная ответственность за убийство человека - ст. 105 УК РФ, за кражу - ст. 158 УК РФ и т. д.). В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы мусульманского права основывается на Коране, Сунне, ид- жме, киясе и других религиозных источниках, при этом в странах Ближнего Востока немаловажное значение для юридической практики играют адаты - религиозные обычаи. Нарушение норм шариата (свода мусульманских правил) влечет за собой серьезные наказания, вплоть до смертной казни (например, в 1997 г. по решению шариатского суда Чеченской республики (Ичкерии) было расстреляно несколько человек, включая одну женщину - казнь проводилась публично и транслировалась по телевидению).
Таким образом, воздействие религии на право, сильнее всего сказывается в теократических и клерикальных государствах, и это воздействие менее интенсивно в светских государствах, где органы государства отделены от церкви и ни одна религия не является государственной или общеобязательной. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права.
Российская Федерация является светским государством, поэтому в нашей стране провозглашается свобода совести и вероисповедания. В со-
ответствии со ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»: Незаконное воспрепятствование деятельности
религиозных организаций или совершению религиозных обрядов - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Кроме того, правовые нормы устанавливают равенство религиозных объединений (следовательно и религиозных норм) перед законом, а также необходимость государственной регистрации религиозных объединений и их учредительных документов[6].
Противоречия между правом и религиозными нормами в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства (например, призывают к насилию, национальной или религиозной дискриминации, неподчинению законным требованиям органов власти и должностных лиц, и т. п.). В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений.
Например, согласно ст. 239 УК РФ: «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан»:
1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В антидемократических государствах, где религиозные нормы с их принципиальной позицией по вопросам противостояния злу, социальной несправедливости, уважительного отношения к человеку и его правам, семейным ценностям также вступают в противоречие с правом и правящим режимом, поэтому деятельность церкви может быть ограничена, либо вообще быть запрещена (например, СССР в 1920-30-е годы).
В заключение следует отметить, что право в системе социального регулирования взаимодействует не только с моралью, обычаем, религией, корпоративными нормами. Немаловажное значение в регулировании общественных отношений отводится политическим нормам, то есть правилам поведения, регулирующим отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания
государственной власти. В политике имеются свои традиции, принципы, требования, образцы поведения, образующие в совокупности определенный кодекс политической этики, которого должны придерживаться все добросовестные политики (соблюдение требований закона, морали, служение общественным идеалам, уважение представителей других политических партий, добросовестное исполнение гражданских обязанностей, высоконравственное поведение в личной и семейной жизни, безупречная репутация и т. п.). Однако на деле большинство политиков не может похвастаться безупречной репутацией и добрым именем (коррупционные, политические, семейные, личные скандалы), во время предвыборных компаний мы наблюдаем многочисленное использование хитроумных и не всегда законных приемов, способов, средств (от использования услуг имиджмейкеров и пустых обещаний избирателям до клеветы в адрес оппонентов и прямого подкупа избирателей). Это придает политике в глазах граждан достаточно «грязный» и сомнительный характер, что вызывает недоверие к институтам государственной власти, праву и законам в частности.
Кроме политических норм, некоторые авторы в качестве социальных норм и регуляторов общественных отношений рассматривают семейные нормы , военно-технические нормы (правила использования военнослужащими военной техники и боевого оружия)[7] [8] [9] [10] [11], эстетические нормы , домовые обыкновения , деловые обыкновения и др. Однако, несмотря на большой спектр социальных регуляторов, именно правовые нормы, вне всякого сомнения, занимают главенствующее место в системе социальных норм и являются наиболее эффективным инструментом в регулировании общественных отношений.
[1] Темнов Е. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 45.
[2]
Червонюк В. И. Теория государства т права : учебник. М., 2003. С. 95.
[3]
Теория государства и права : учебник / под общ. ред А. С. Пиголкина. М., 2003. С. 190.
[4]
Оксамытный В. В. Теория государства и права : учебник. М., 2004. С. 328.
[5] Теория государства и права : учебник / под ред. В. К. Бабаева. М., 2001. С. 285.
[6]
О свободе совести и религиозных объединениях [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.09. 1997 г. № 125-ФЗ : в ред. 06.97.2016 г. URL: www/pravo.gov.ru (дата обращения: 01.09.2016).
[7]
Смоленский М. Б. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2005. С. 126.
[8] Соколов А. Н. Теория права и государства. Калининград, 2002. С. 29.
[9]
Темнов Е. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 45; Оксамытный В. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 328.
[10]
Смоленский М. Б. Теория государства и права : учебник. Ростов н/Д, 2005. С. 126.
[11]
|