Как было отмечено ранее, глава VII Устава ООН предусматривает следующие виды санкций, предпринимаемых Советом Безопасности ООН «для поддержания или восстановления международного мира и безопасности»: «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений». Кроме того, «если Совет Безопасности сочтет, что указанные меры «могут оказаться недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания и восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации».
Таким образом, в арсенале применяемых Советом Безопасности ООН принудительных мер, учитывая их отличный характер, направленность, механизм введения, осуществления и окончания, юридические и фактические последствия применения, можно выделить дипломатические, экономические, военные санкции.
Целью дипломатических санкций является оказание воздействия на уровень межгосударственных отношений государства- объекта санкций и государств — членов ООН. Ч. Хайд отмечает, что «подобные акции являются не только выражением национального негодования, но нередко также внушают виновному государству мысль о желательности удовлетворения претензии»1. Среди форм осуществления дипломатических санкций можно выделить полное или частичное прекращение дипломатических отношений, сокращение численности дипломатического персонала или понижение его уровня. Например, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 757 Совет постановил всем государствам понизить уровень дипломатических представительств и консульских учреждений Югославии[1] [2].
В некоторых случаях введение дипломатических санкций предшествует применению режима экономических санкций. Статья 41 главы VII Устава ООН в качестве экономических санкций называет «полный или частичный перерыв экономических отношений». Анализ практики применения Советом Безопасности ООН указанных мер позволяет заключить, что реализация формулы «полного или частичного перерыва экономических отношений» предусматривает широкий диапазон форм осуществления, включающих: эмбарго, бойкот, экономическую блокаду, замораживание финансовых ресурсов, включая средства, получаемые или извлекаемые благодаря имуществу, находящемуся во владении или под прямым или косвенным контролем объекта санкций, запрет капиталовложений в экономику объекта санкций, а также предоставление ему финансовой, материальной, технической и другой помощи.
Г. И. Курдюков включает в это перечень также приостановление или прекращение торговых договоров; полное или выборочное прекращение перевозок; отказ от режима наибольшего благоприятствования; отказ в поддержке международных программ помощи, пересмотр графика выплаты по долгам1.
Существенным свойством, определяющим содержание экономических санкций и отличающим их от иных, предусмотренных Уставом ООН принудительных мер, является достижение целей введения посредством оказания воздействия на экономику объекта санкций[3] [4]. В зависимости от вышеперечисленных форм осуществления экономических санкций подобное воздействие может носить как всеобъемлющий характер, например в случае введения экономической блокады, так и «направленный», сдерживая потенциальные возможности объектов санкций по развитию определенных отраслей производства, экономической инфраструктуры, ограничивая товарооборот конкретными группами товаров, инвестиционный режим.
Следует заметить, что подобные санкции, мотивируемые интересами обеспечения международного мира и безопасности, несомненно, имеют политический характер, однако их выражение или метод принуждения экономический. Г. М. Вельяминов пишет: «Экономические по содержанию санкции, введенные Советом безопасности ООН в 1990 году против Ирака, в 1992 году — против Ливии, по существу нельзя, разумеется, относить к санкциям именно экономическим (т. е. в рамках международного экономического права или, более узко, — системы ВТО)»1. В свою очередь, Б. Картер отмечает: «...Экономические санкции могут быть определены как принудительные экономические меры, осуществляемые одним или несколькими государствами в целях изменения политики или демонстрации позиции государства относительно политики государства — объекта этих мер»[5] [6].
Под эмбарго понимается прекращение или ограничение экспорта в государство, совершившее правонарушение. В зависимости от диапазона установленных запретов различают полное и частичное эмбарго. Полное эмбарго предусматривает прекращение всех экспортных поставок в государство, в отношении которого введен режим международных экономических санкций. Так, резолюцией Совета Безопасности 661 (1990) в отношении Ирака было введено полное торговое эмбарго, предусматривающее запрет на экспорт товаров в Ирак, за исключением поставок, предназначенных исключительно для медицинских целей, продуктов питания и других предметов, необходимых для удовлетворения гуманитарных потребностей, которые должны были определяться Комитетом Совета Безопасности по санкциям, учрежденным указанной резолюцией[7].
Общепризнанно, что наиболее полномасштабным и длительным по периоду осуществления стал арабский бойкот, проводимый Лигой Арабских Государств (ЛАГ) сначала против еврейской общины в Палестине, а затем — против государства Израиль. Порядок применения бойкота регламентировался Общим законом по бойкоту Израиля (ОЗБИ) и Общими принципами бойкота
Израиля (ОПБИ)[8]. Со временем в сферу действия бойкота попали и неизраильские фирмы, что вызвало как достаточно противоречивую реакцию многих компаний, так и появление в некоторых странах специальных законов.
Частичное эмбарго предусматривает ограничения в экспортных поставках отдельных видов сырья или продукции, которые, как правило, являются наиболее необходимыми для экономики государства, в отношении которого введен санкционный режим, или же способствовали или способствуют в настоящем совершению им дальнейших правонарушений.
Совет Безопасности ООН использует в своей практике эмбарго на поставки оружия, нефти и нефтепродуктов, оборудования для переработки и транспортировки нефти. Введение Советом Безопасности эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов имело место в отношении Южной Родезии, Анголы, Гаити, Сьерра- Леоне; эмбарго на оборудование для переработки и транспорти-
ровки нефти — в отношении Ливии1. Впервые введение Советом Безопасности ООН эмбарго на поставки предметов роскоши имело место в отношении Корейской Народно-Демократической Республики (драгоценности: ювелирные изделия с жемчугом, необработанные ценные минералы, драгоценные и полудрагоценные камни, включая алмазы, сапфиры, рубины и изумруды, ювелирные изделия из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом; средства транспорта: яхты; автомобили и другие транспортные средства класса «люкс»: автомобили и другие транспортные средства для перевозки людей, помимо средств общественного транспорта, включая автомобили с кузовом «универсал»; гоночные автомобили)2.
Важнейшую роль в предотвращении и прекращении вооруженных конфликтов выполняют вводимые Советом Безопасности ООН режимы эмбарго на поставки вооружений3. Анализ резолюций Совета Безопасности позволяет заключить, что режим эмбарго на поставки оружия может предусматривать: запрет продажи оборудования и материалов, необходимых для ремонта, производства и использования оружия и военной техники; отказ в поставке запасных частей для оружия и военной техники; аннулирование всех лицензий и военных патентов, предоставленных ранее в целях производства оружия и боеприпасов, военного снаряжения и оказания технической помощи в целях производства оружия и военно-транспортных средств; запрет капиталовложений в производство оружия и военной техники; прекращение любой иной военной помощи, включая подготовку личного состава вооруженных сил государства-правонарушителя, консультаций или подготовки, связанных с военной деятельностью. Кроме того, осуществление эмбарго может включать запрет предоставлять
Резолюции Совета Безопасности ООН : S/RES/841(1993), 16 june 1993; S/RES/864(1993), 15 september 1993; S/RES/883 (1993), 11 november 1993; S/RES/232(1996), 16 december 1966; S/RES/1132(1997), 8 october 1997 // http:// www.un.org/russian/sc/committees/.
Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/2094 (2013) //http://www. un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/2094(2013)
См. об этом: Выступление представителя Российской Федерации Г. М. Гатилова на официальном заседании Совета Безопасности ООН по вопросу о предотвращении вооруженных конфликтов, 20 июля 2000 года. С текстом выступления можно ознакомиться на официальном сайте ООН по адресу: htpp www.un.org/russian/sc/index.html
транспортные средства для поставок товаров и грузов на территорию государства — объекта санкций.
Экономический бойкот в отличие от эмбарго предусматривает запрет на осуществление торговых импортных операций с государством-правонарушителем и его субъектами. Иными словами, государства прекращают или ограничивают импорт сырья, изделий или иного имущества, происходящего из государства-правонарушителя. Различают частичный и полный бойкот, критерием отличия которых выступает всеобъемлющий характер последнего1.
Действие частичного бойкота предусматривает запрет на импорт отдельных видов или групп товаров, продукции, услуг. Например, в резолюции 1306 (2000) Совет Безопасности ООН постановил, что «все государства должны принять необходимые меры в целях запрещения прямого и непрямого импорта всех необработанных алмазов из Сьерра-Леоне на их территорию, и просил правительство Сьерра-Леоне в срочном порядке обеспечить введение в действие в Сьерра-Леоне эффективного режима использования сертификата происхождения в торговле алмазами»[9] [10]. Запрет на «ввоз на территорию всех государств в течение 10 месяцев круглого леса и лесоматериалов, поступающих из Либерии», введен резолюцией Совета 1478 (2003)[11].
В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие режима экономического бойкота, различают две его категории: первичный и вторичный. Режим первичного бойкота определяемый, в частности, как расширенный первичный бойкот, распространяет свое действие не только на юридических и физических лиц страны, участвующей в санкционном режиме, но в равной степени и на филиалы компаний, находящихся за границей, так и филиалы компаний, находящихся за границей, так и филиалы иностранных предприятий, контролируемых иностранными компаниями.
Под вторичным бойкотом понимается запрещение государством самому ли его субъектам торговые операции в любой форме
с субъектами третьего государства, которые, в свою очередь, осуществляют торговые операции с бойкотируемым государством или осуществляют иные запрещенные формы сношений (финансовая поддержка, дипломатическое признание) с государством, подвергнутым бойкоту1. Таким образом, если первичный бойкот касается государства-правонарушителя, вторичный — любого третьего государства, осуществляющего запрещенные связи с ним[12] [13].
Экономическая блокада представляет собой комплекс всеобъемлющих мероприятий, направленных на изоляцию государства- правонарушителя со стороны третьих стран в различных сферах экономических взаимоотношений: торговых, финансовых, кредитных, складывающихся по поводу движения денежных средств, по передаче технологий и т. п. Режим экономической блокады в качестве составляющих компонентов может включать как меры эмбарго, так и бойкота.
Наиболее показательным примером масштабного осуществления международных экономических санкций являются введенные Советом Безопасности меры «по обеспечению выполнения Ираком пункта 2 резолюции 660 (1990) и восстановлению полномочий законного правительства Кувейта». В соответствии
с резолюцией Совета 661 (1990) «все государства должны предотвращать:
а) импорт на свою территорию всех товаров и продукции, произведенных в Ираке и Кувейте и экспортированных из них после даты принятия резолюции;
б) любую деятельность, осуществляемую их гражданами или на их территории, которая способствовала бы или была бы призвана способствовать экспорту или перевозкам любых товаров или продукции из Ирака или Кувейта, а также любые операции, совершаемые их гражданами или судами, плавающими под их флагом, или на их территории, которые связаны с любыми товарами или продукцией, произведенными в Ираке или Кувейте и экспортированными из них после даты принятия настоящей резолюцией, включая, в частности, любые переводы средств Ираку или Кувейту, в целях осуществления таких видов деятельности или операций;
в) продажу или поставки их гражданами или с их территории, или с использованием плавающих под их флагами судов любых товаров или продукции, включая оружие или любое другое военное оборудование независимо от того, произведено ли оно на их территории, но исключая поставки, предназначенные исключительно для медицинских целей, и поставки продуктов питания в рамках гуманитарной помощи любому лицу или органу в Ираке или Кувейте или направляется из них, а также любую деятельность, осуществляемую их гражданами или на их территории, которая способствует или призвана способствовать такой продаже или поставке таких товаров или продукции». Кроме того, «ни одно государство не должно предоставлять правительству Ирака или любому торговому, промышленному или общественному предприятию в Ираке или Кувейте какие бы то ни было средства или какие-либо другие финансовые или экономические ресурсы и не должно допускать того, чтобы его граждане или любые лица, находящиеся на его территории, переводили с его территории или каким-либо другим образом предоставляли этому правительству или любому подобному предприятию какие бы то ни было средства или ресурсы и перечисляли любые другие средства лицам или органам в Ираке или Кувейте, за исключением платежей, предназначенных исключительно для медицинских и гуманитарных целей, и продуктов питания, поставляемых в рамках гуманитарной помощи».
Представляется, что столь детальная регламентация форм и способов прекращения экономических отношений с Ираком была призвана обеспечить его полную экономическую изоляцию, а их содержание и характер позволяют говорить о проведении экономической блокады данного государства.
Экономические блокада и бойкот, в отличие от эмбарго, со всей очевидностью означают более строгую форму перерыва экономических отношений, о степени и масштабности воздействия которых как на экономику, так и в целом на государство — объект подобных санкций четко характеризуют следующие слова В. Уильсона: «Применяйте это экономическое, мирное, спокойное, неумолимое средство, и не станет необходимости к применению силы. Бойкот — это замена войне»1.
Широкое применение в последние годы в практике Совета Безопасности ООН получила такая форма осуществления экономических санкций, как «замораживание средств, или других финансовых активов, или других экономических ресурсов». Так, в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН 1267 (1999), 1333 (2000) режим международных санкций в отношении движения «Талибан»/«Аль-Каида» включает «замораживание средств и других финансовых активов или экономических ресурсов, включая средства, получаемые или извлекаемые благодаря имуществу, находящемуся в их владении или под их прямым или косвенным контролем или во владении или под прямым или косвенным контролем лиц, действующих от их имени или по их указанию»2.
Для целей осуществления финансовых запретов в рамках режимов международных экономических санкций, вводимых Советом, «средства иди другие финансовые активы» включают: «финансовые активы и экономические блага любого рода, включая, в частности, наличность, чеки, денежные требования, переводные векселя, платежные поручения и другие платежные средства; депозиты в финансовых учреждениях иди других организациях, остатки средств на счетах, задолженность и долговые обязательства; находящиеся в открытом и закрытом обороте цен-
GrunfieldF. The effectiveness economic sanctions UN. N. Y., 1997. P. 31.
Резолюции Совета Безопасности ООН: S/RES/1267 (1999) // http://www. un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1267(1999); S/RES/1333 (2000) //http:// www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1267(1999)
ные бумаги и долговые обязательства, включая акции, представляющие собой ценные бумаги, сертификаты, облигации, векселя, свидетельства, письменные долговые обязательства, контракты на производные финансовые инструменты; проценты, дивиденды или иные доходы на активы, либо накапливаемая за счет активов или создаваемая ими стоимость; кредиты, права зачета, гарантии; аккредитивы, коносаменты, купчие; документы, свидетельствующие об участии в средствах или финансовых ресурсах, и любые другие инструменты экспортного финансирования; слитки драгоценных металлов. Экономические ресурсы: активы любого рода, будь то осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, которые не относятся к категории средств».
Осуществление «замораживания средств» представляет собой недопущение любого передвижения, передачи, изменения и использования средств или распоряжения ими каким бы то ни было образом, которые приведут к любому изменению их объема, суммы, местонахождения, владения, принадлежности, характера, предназначения или к иному изменению, которое позволит использовать средства, включая управление ценными бумагами, но исключая накопление процентов по обоснованным коммерческим ставкам.
«Замораживание экономических ресурсов» предусматривает недопущение их использования, в том числе для получения средств, товаров или услуг любым образом, включая, в частности, использование путем продажи или закладывания[14].
Учитывая особенности вышеизложенных экономических санкций, объективно вытекающих из организационных форм их осуществления, интенсивности и влекомых последствий, вместе с тем представляется возможным дать им следующее определение. Международные экономические санкции представляют собой принудительные меры, вводимые международными организациями, прежде всего ООН, в целях обеспечения пресечения международных правонарушений и восстановления международного правопорядка посредством оказания воздействия на экономику объекта правонарушителя.
В зависимости от типа международной организации, принявшей решение о применении международных экономических санкций, и характера самого решения международные санкции могут быть полными (универсальными) и (или) частичными (ограниченными) по предметной и (или) пространственной сфере. Международные экономические санкции, применяемые Советом Безопасности в соответствии с главой VII Устава ООН, являются универсальными по пространственной сфере. Что касается предметной сферы, то ее пределы очерчиваются соответствующими резолюциями Совета. Например, международные экономические санкции, введенные Советом в отношении Сомали, являются универсальными по пространственной сфере, но их предметная сфера ограничена эмбарго на поставки оружия.
В случае если международные экономические санкции являются универсальными как по пространственной, так и по предметной сфере, они будут иметь абсолютный характер и означать полную экономическую изоляцию государства-правонарушителя. Для современного международного правопорядка принципиально важно санкционирование такого рода мер только ООН, и в частности Советом Безопасности.
Следует отметить, что формы осуществления международных экономических санкций модифицируются одновременно с развитием самой концепции санкционного принуждения, отражающей изменения характера международных угроз, фактор глобального углубления экономической взаимозависимости государств, а также учитывающей практические результаты осуществления Советом Безопасности режимов экономических санкций.
Анализ практики применения Советом Безопасности экономических санкций позволяет с уверенностью говорить о тенденции смещения в выборе тех или иных форм осуществления санкций в пользу форм, носящих целенаправленных и избирательный характер, таких как частичное эмбарго, замораживание средств и иных экономических ресурсов объекта санкций.
Военные санкции как более мощное силовое средство выступают заключительным этапом в деле поддержания или восстановления мира и применяются лишь в случае, если меры,
предусмотренные ст. 40, 41 Устава ООН, не смогли обеспечить достижение желаемого результата1.
Перечень оснований, закрепленных в ст. 42 Устава ООН, не может быть истолкован расширительно. Как отмечают Р. Л. Бобров, С. А. Малинин, «меры, связанные с применением вооруженных сил, являются мерами крайними, и Совет Безопасности уполномочен пойти на них только лишь если он сочтет, что иные меры могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными (ст. 42)»[15] [16].
[1] Хайд Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки: в 6 т. Т. 4. М., 1952. С. 531.
[2] Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/757 (1992) // http://www. un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/757%C2%A0(1992)
[3] См.: Курдюков Г. И. Международные экономические санкции и права человека (применение в практике Совета Безопасности ООН) // РЕМП. Спец. выпуск. СПб., 2000. С. 101.
[4] Так, С. В. Маринич экономические санкции определяет как «меры против правонарушителя, осуществляемые путем воздействия на экономические связи с ним» (Маринич С. В. Экономические санкции в международном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 12).
[5] Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 207.
[6] Carter B. E. International Economic Sanctions Improving: The Haphazard US Legal Regime. P. 8.
[7] Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/661 (1990), 6 august 1990 // http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/661%C2%A0(1990)
[8] Общий закон по бойкоту Израиля представляет решение Совета ЛАГ, принятое 11 ноября 1954 г. на его ХХП сессии; Общие принципы бойкота Израиля — документ ЛАГ, инкорпорирующий и систематизирующий многочисленные решения органов ЛАГ, подлежащие применению против Израиля. Тексты документов приведены как приложение в работе: Аль-Хусейн Мохамед Ала-Эддин. Принудительные меры международных региональных организаций развивающихся стран. Канд. дис. К., 1981. Так, например, ОПБИ обязывают страны — члены ЛАГ запретить: а) заключение их физическими и юридическими лицами любых сделок и израильскими гражданми и компаниями, банками, страховыми фирмами, сочувствующими сионизму, действующими в их интересах или сотрудничающими с Израилем (ст. 1 ОЗБИ; п. 10, 15—22 ОПБИ); б) импорт любых израильских товаров и продукции из любых стран, включая подарки или помощь в виде товаров и продукции израильского происхождения; товары и продукцию, компоненты которых имеют израильское происхождение, а также импорт товаров и продукции иностранных компаний, сделки с которыми запрещены ввиду их сотрудничества с Израилем и которые включены по решению Бюро бойкота Израиля в «черные списки»; импорт любых товаров и продукции, перевозимых на судах. Включенные в «черные списки» ввиду их использованиям израильскими фирмами (ст. 2 ОЗБИ; п. 2, 5 27 ОПБИ); в) экспорт любых товаров и продукции в Израиль и из стран — членов ЛАГ (ст. 4 ОЗБИ; п. 1, 13, 4а ОПБИ); г) перевод денежных вкладов в Израиль и из Израиля (п. 0 ОПБИ); д) деятельность находящихся в странах — членах ЛАГ банков, обслуживающих Израиль или выражающих его интересы (п. 9 ОПБИ); е) демонстрацию и рекламирование товаров, промышленных изделий и любой иной продукции израильского происхождения (ст. 6 ОЗБИ).
[9] Nelson W. H., Prittie T. C. The Economic War Against the Jews. N. Y.: Random House, 1977. P. 29.
[10] Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1306 (2000) // http://www. un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1306(2000)
[11] Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1478 (2003) // http://www. un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1478(2003)
[12] Muiz D. The Boycott in International Law / Journal of International Law and Economics. Vol. 9 (1974). P. 187; Lucchini L. Le boycottage — Aspects du droit International Economique. 1972. P. 67—101; Bismuth J. L. Le boycottage dans les echanges economiques internationaux. 1980. P. 5-6.
[13] Так, в апреле 1950 г. Лаг стал проводить бойкот второй степени, нацеленные уже и на неарабские компании, которые производили инвестиции в израильскую экономику или вели дела с Израилем. Позже он перерос в бойкот третьей степени (известный также как расширенный вторичный), запрещающий покупать товары фирм, действующих в соответствии с нормами бойкота. Если эти товары включают компоненты, изготовленные на предприятиях, включенных в черные списки, которые Управление по бойкоту публиковало дважды в год. Критерий, на основании которого компании вносились в «черные списки» не был четко определен. См. об этом: The Arab Boycott and American Business. Report by the Subcommittee on Oversight and Investigations of the Committee on Interstate and Foreign Commerce with additional and minority views. House of Representatives, 94 Congress, 2d session, Wash. D.C. GPO, 1976. P. 10, 37-38; Leben Ch. Les contre-mesures interetatiques et les reactions a ilicite dans la societe international. AFDI. 1982. P. 48. Arab Boycott. Hearing before the Subcommitte on Monopolies and Commercial Law of the Committee on Judiciary. House of Representatives, 95 Congress, 1st session, Wash. DC, GPO, 1976. P. 21.
[14] Пресс-релиз Комитета об осуществлении пункта 23 резолюции 1483 (2003) (документ ООН Press Release SC/7831, IK/372, 29 щ1у 2003) // http:// www.un.org/russian/sc/committees/1518/non_paper.shtm
[15] Об анализе военных санкций в работе зарубежных авторов см.: Gardam J. Necessity, Proportionality and the Use of Force by States. Cambridge University Press. 2005; Democratic Accountability and the Use of Force in International Law // Charlotte Ku and Harold K. Jacobson Cambridge University Press, 2006; Roth B. R. Governmental Illegitimacy in International Law. Oxford University Press, 2000.
[16] Бобров Р. Л., Малинин С. А. Организация Объединенных Наций: международно-правовой очерк. Л., 1959. С. 37.
|