Введение и осуществление режима экономических санкций всегда рассчитано на достижение целей санкционного воздействия, предполагающих обеспечение реализации ответственности
субъекта-правонарушителя. Иными словами, применение санкций во времени по общему правилу, допустимо до реализации подобных целей.
В доктрине это положение признается издавна. Ф. Ф. Мартенс отмечал: «С точки зрения международного общения принуждение должно прекратиться, если нарушенное право восстановлено или дано требуемое удовлетворение. Борьба для борьбы немыслима и преступна»1. Нельзя не заметить, что автор ссылается не на международное право, которое в его время не содержало соответствующей нормы, а на «международное общение».
В настоящее время такая норма является частью позитивного международного права[1] [2]. Выход за эти пределы лишает дальнейшее применение экономических санкций законного основания и делает их нелегитимными с точки зрения положений Устава ООН и иных норм международного права. Это, в частности, касается продолжения применения экономических санкций в целях наказания после достижения результата их введения.
В этой связи важнейшее значение имеет четкое закрепление Советом Безопасности в резолюциях о введении экономических санкций объективных критериев, подтверждающих достижение целей санкционного режима и одновременно являющихся условиями его прекращения.
В отличие от контрмер, решение о прекращении которых принимается самим государством в соответствии с порядком, определенным его национальным законодательством, международные экономические санкции должны прекращаться постановлением международной организации, принимаемым в соответствии с ее уставом. Следует отметить, что Устав ООН не содержит положений, специально регламентирующих отмену экономических санкций, вводимых на основании ст. 41 главы VII. В этой ситуации необходимо руководствоваться следующим положением: экономические санкции могут быть отменены в том же порядке и тем же органом, решением которого они были введены.
Рассмотрим механизм прекращения экономических санкций против Эритреи и Эфиопии. Резолюцией 1298 (2000)[3] Совет Бе-
зопасности, «будучи серьезно обеспокоен продолжением боевых действий между Эритреей и Эфиопией», которые «представляют собой растущую угрозу стабильности, безопасности и экономическому развитию субрегиона», «определяя, что ситуация в отношениях между Эритреей и Эфиопией представляют собой угрозу миру и безопасности, действуя на основании главы VII Устава ООН», ввел эмбарго на поставки оружия Эритреи и Эфиопии, а также запрет на предоставление этим странам технической помощи и услуг в области подготовки кадров, связанных с предоставлением, производством, обслуживанием или эксплуатацией оружия и связанных с ним материальных средств всех типов. Срок действия режима резолюцией был определен — до 16 мая 2001 г.
На состоявшемся 15 мая 2001 г. 4320-м заседании Совета Безопасности Председатель Совета сделал от его имени следующее заявление: «Ссылаясь на все предыдущие резолюции и заявления Председателя о ситуации в отношениях между Эфиопией и Эритреей, Совет Безопасности подчеркивает важность обязательств, взятых ими по Соглашению о прекращении военных действий, подписанному в Алжире 12 декабря 2000 года (“Алжирские Соглашения”)»[4] [5]. И далее, отмечая, что «Алжирские Соглашения» соответствуют пунктам 2—4 резолюции 1298 (2000)», Совет Безопасности принял решение о прекращении на период после 16 мая 2001 г. действия мер, введенных п. 6 резолюции 1298 (2000).
Таким образом, основанием отмены режимов международных экономических санкций, вводимых Советом Безопасности ООН, являются принимаемые им же резолюции, которые содержат оценку ситуации, сложившейся на текущий момент в объекте санкций, с точки зрения сохранения или нет угрозы международному миру и безопасности. Заметим, что, принимая подобное решение, Совет Безопасности основывается в том числе и на аналитических данных докладов Комитетов Совета Безопасности по санкциям, Групп по наблюдению и аналитической поддержке санкций, Групп контроля и экспертов, и крайне важно, чтобы подобная информация носила объективный и транспарентный характер.
Выбор момента прекращения экономических санкций может быть обусловлен и иными основаниями, чем достижение целей их введения. Приостановление или полное прекращение санкций может быть обусловлено и гуманитарной ситуацией, сложившейся в результате осуществления санкционного режима. Так, в резолюции Совета Безопасности 1448 (2002) Совет, «выражая обеспокоенность по поводу гуманитарных последствий нынешней ситуации для гражданского населения Анголы, постановляет, что меры, введенные на основании пункта 19 резолюции 864 (1993), подпунктов (с) и (d) пункта 4 резолюции 1127 (1997) и пунктов 11 и 12 резолюции 1173 (1998), прекращают свое действие со дня принятия настоящей резолюции»1. Целью подобного решения является предотвращение гуманитарной катастрофы, и приниматься оно должно Советом Безопасности в каждом конкретном случае.
Что же касается активно обсуждаемого и лоббируемого рядом государств в Совете Безопасности возможного основания отмены режимов экономических санкций вследствие экономического ущерба от участия в санкционных режимах, то, представляется, что указанная проблема должна сниматься с помощью эффективного механизма компенсаций из фондов, создаваемых в рамках ООН.
Устанавливая императив немедленного прекращения экономических санкций после достижения конечной санкционной цели, международное право не обязывает к обязательному их применению вплоть до достижения этой цели. Совет Безопасности может сократить, отменить или, напротив, продлить срок, зафиксированный в соответствующей резолюции, если это целесообразно или является необходимым для достижения целей санкционного воздействия.
Приведем следующий пример. Резолюцией 1432 (2002)[6] [7] Совет Безопасности, «приветствуя исторический шаг, который предприняли правительства Анголы и Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА), подписав 4 апреля 2002 года Меморандум о взаимопонимании в качестве добавления к Лусак-
скому протоколу о прекращении боевых действий и урегулировании нерешенных военных вопросов по Лусакскому протоколу, постановил, что меры, введенные подпунктами (а) и (b) пункта 4 резолюции 1127 (1997), приостанавливаются на дополнительный период в 90 дней с даты принятия настоящей резолюции с целью дальнейшего поощрения мирного процесса и национального примирения в Анголе. Однако «до истечения этого периода Совет Безопасности может рассмотреть вопрос о пересмотре решения о приостановлении, принимая во внимание всю имеющуюся информацию, включая информацию от правительства Анголы об осуществлении мирных соглашений».
Представляется, что подобная практика Совета Безопасности способствует сведению санкционного принуждения до минимума и создает благоприятные условия для перехода к мирным согласительным процедурам урегулирования, что наилучшим образом соответствует духу современного международного права.
Резолюции Совета Безопасности об отмене экономических санкций служат основанием для прекращения осуществления санкционного режима государствами — членами Организации. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации № 1306 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1171 от 5 июня 1998 г.»[8] всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, фирмам, банкам, организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что с 5 июня 1998 года прекращено действие введенных Советом Безопасности ООН в соответствии с резолюцией 1132 от 8 октября 1997 года ограничений в отношении продажи или поставки правительству Сьерра-Леоне вооружений и связанных с ними материальных средств всех типов».
Важно отметить, что государства — члены Организации по своей инициативе не правомочны прекращать осуществление режима международных экономических санкций. Односторонняя отмена санкционного режима являет собой нарушение обязательств государств-членов, взятых им согласно ст. 25 Устава ООН.
Руководствуясь положением, что угроза повторного применения экономических санкций является элементом сдерживания и предотвращения, Совет Безопасности в резолюциях об отмене экономических санкций включает положения о продолжении осуществления мониторинга за развитием ситуации в «бывшем» объекте санкций, а также намерении принять соответствующие меры, если ситуация вновь станет угрожать международному миру и безопасности.
В этой связи видится необходимым создание механизма оказания международной помощи, своего рода реабилитации государствам, пытающимся обеспечить восстановление мирных процессов в постконфликтный период. С этой целью, возможно создание в рамках ООН постоянного фонда, средства которого необходимо направить на финансирование жизненно важных программ, касающихся восстановления социально-экономического положения и устранения гуманитарных последствий.
Целесообразным является и назначение Советом Безопасности специального представителя, уполномоченного осуществлять мониторинг за развитием ситуации в подобных странах. Данные меры могут в значительной мере способствовать долгосрочному процессу миростроительства и должны стать одним из приоритетов политики ООН, ее финансовых учреждений и стран-доноров.
[1] Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 2. СПб., 1900. С. 480, 484.
[2] См.: Василенко В. А. Указ. соч. С. 167—168.
[3] Резолюция Совета Безопасности ООН. S/RES/1298(2000). http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/300/46/PDF/N9930046.
pdf?OpenElement
[5] Заявление Председателя Совета Безопасности ООН S/PRST/14 от 15 мая 2001 г. http://www.un.org/ru/sc/documents/statements/2001.shtml
[6] Резолюция Совета Безопасности ООН. S/RES/1448(2002). http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/300/46/PDF/N9930046. pdf?OpenElement
[7] Резолюция Совета Безопасности ООН. S/RES/1432 (2002). http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/300/46/PDF/N9930046. pdf?OpenElement
[8] Указ Президента Российской Федерации от 26.10.1998 № 1306 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1171 от 5 июня 1998 г.» // Российская газета. № 209. 1998. 3 нояб.
|