Четверг, 28.11.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Постановка вопроса об эффективности международных экономических санкций

В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации отмечается, «что санкции не всегда приносят одинаковые результаты в плане побуждения к выполнению резолюций Совета Безопасности ООН, и в последние годы их эффективность все чаще ставится под сомнение»1.

Вопросы эффективности экономических санкций, вводимых Советом Безопасности ООН, вследствие роста числа их применения и выполняемой роли занимают приоритетное место в работах, посвященных тематике международных санкций[1] [2].

Рассматривая вопросы эффективности норм международного права, С. Ю. Марочкин отмечает, что «исследование эффективности неизбежно приводит к необходимости ее измерения»[3]. В качестве основного критерия оценки эффективности международных санкций определяют соотношение между действи-

тельным результатом и той целью, для достижения которой они были предприняты1. Подобный подход к оценке эффективности санкций получает все более широкое признание и в рамках самой ООН. Так, в вышеотмеченном Докладе Генерального Секретаря ООН о работе Организации эффективность санкций напрямую увязывается с «результатами в плане побуждения к выполнению резолюций Совета Безопасности ООН»[4] [5].

В то же время проведенный анализ режимов экономических санкций, введенных Советом Безопасности и осуществляемых как в настоящее время, так и прекративших свое действие, свидетельствует о том, что их результатом не всегда и не в полной мере становится модификация политики объектов санкций, ставящих под угрозу международный мир и безопасность, в соответствии с нормами международного права.

Негативная тенденция, прослеживаемая в настоящее время, заключается в невысокой оценке санкционных режимов. В этой связи ставится под сомнение эффективность самого инструмента экономических санкций Совета Безопасности ООН, правомерность действий Совета Безопасности ООН, а также ответственность государств за выполнение (или невыполнение) его резолюций[6]. В развитие указанной тенденции существует ряд исследований, свидетельствующих о поиске альтернативных механизмов воздействия на правонаруши- телей[7].

Имеет место и постановка вопроса об оправданности применения экономического принуждения в международ-

 

ных отношениях[8]. Выделю, на мой взгляд, следующие тому причины.

Оперативность реагирования Советом Безопасности на ситуации, угрожающие международному миру и безопасности) и как результат — подмена действий международной универсальной организации односторонними действиями отдельных государств.

Легитимность введения международных экономических санкций. Поддержание мира и безопасности в значительной мере зависит от наличия общего понимания того, когда применение международных санкций является легитимным. В этой связи при принятии решения о введении международных санкций необходимо исходить прежде всего из того, чтобы санкции содействовали поддержанию международного мира и безопасности и были легитимными с точки зрения положений Устава ООН и иных норм международного права.

Отсутствие ясности в отношении целей санкционных режимов; применение экономических санкций для урегулирования не связанных с международными правонарушениями разногласий политического или идеологического характера, в частности, с целью смены правящего режима.

Слабость санкционных режимов: полный или частичный отказ государств принимать участие в осуществлении экономических санкций лишает санкционный режим всеобъемлющего и координированного характера, что существенным образом снижает его эффективность. Решения Совета Безопасности могут обязывать к применению адекватных принудительных мер, но на деле эти меры всегда будут неэффективными, если субъекты международного права не станут добросовестно их выполнять.

Причинение так называемого сопутствующего урона гражданскому населению страны, которое не является официально провозглашенным объектом экономических санкций («гуманитарный аспект»), и неизбежно вытекающего отсюда нарушения экономических, социальных прав человека: «опасность негативного воздействия санкций на невинное население или третьи

стороны особо подчеркивает внутреннее напряжение, присущее двоякому мандату Организации — сохранять международный мир и обеспечивать защиту того, в чем нуждается человек»1.

Материальный ущерб, причиняемый санкционным режимом третьим государствам, как следствие перерыва экономических связей с государством, против которого экономические санкции направлены.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что повышение эффективности экономических санкций невозможно без реформирования процесса введения, осуществлениям и окончания санкционных режимов. Этот момент признается на самом высоком уровне: необходимость усовершенствования экономических санкций, «с тем чтобы обеспечить более оперативное и действенное реагирование на нынешние и будущие угрозы международному миру и безопасности; чтобы имелось как можно больше возможностей заставить тех, против кого они направлены, выполнять резолюции Совета Безопасности при одновременном сведении к минимуму негативных последствий для гражданского населения других затрагиваемых государств» отражена в Официальном перечне приоритетных проблем для рассмотрения Саммитом тысячелетия ООН[9] [10].

Дальнейшее рассмотрение отмеченных проблем применения международных экономических санкций представляется возможным выделить в отдельный параграф и провести с практическими предложениями по их решению, которые напрямую коррелируют с повышением эффективности санкционных режимов в целом.

 

[1] Док. ООН: А/55/1, 30 august 2000. Глава 1 «Обеспечение мира и безопасности». П. 99.

[2] Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. С. 92—97; Шибаева Е. А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988; Mack A., Khan A. The Efficacy of UN Sanctions // Security Dialogue. 2000. No. 3; Cortright D, Lopez J. The Sanctions Decade: Assesing UN Strategies in the 1990s. N. Y., 2000; Fried Grunfield. The effectiveness economic sanctions UN. N. Y., 1997. P. 31.

[3] Марочкин С. Ю. Проблема эффективности норм международного права. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998. С. 26.

[4] Василенко В. А. Указ. соч. С. 187; Bos A. United Nations sanctions as a Tool of Peaceful Settlement of Disputes. International Law as a language for international relations: The Hague, London, Boston, 1995. P. 455. Al-AnbariA. A. The impact of United Nations sanctions on economic development, human rights and civil society in book UN Sanctions in international law. Ed. By Vera Gowland-Debbas. The Hague, London, Boston: Kluwer law inrenational, 2001. P. 371-380.

[5] Док. ООН: А/55/1, 30 august 2000. Глава 1 «Обеспечение мира и безопасности». П. 99.

[6] Al-Anbari A. A. The impact of United Nations sanctions on economic development, human rights and civil society in book UN Sanctions in international law. Ed. By Vera Gowland-Debbas. The Hague, London, Boston: Kluwer law inrenational, 2001. P. 371-380.

[7] Chinkin C. Alternatives to economic sanctions in book UN Sanctions in international law. Ed. By Vera Gowland-Debbas. The Hague, London, Boston: Kluwer law inrenational, 2001. P. 381-391.

[8] См.: Reisman W. M. Assesing the lawfulness of nonmilitary enforcement: The Case of economic sanctions in the American Association of international law. Proceedings of the 89th Annual Meeting: Structures of World Order. April 5-8. 1995. N. Y. P. 350-360.

[9] Доклад Генерального секретаря о работе Организации за 2000 год А/56/1 от 6 сентября 2001 г.

[10] Официальный перечень приоритетных проблем для рассмотрения грядущим Саммитом тысячелетия ООН, содержащийся в Докладе Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана 54-й сессии Генеральной Ассамблее ООН // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 12. С. 28.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.06.2017)
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%